Стратегическая карта Казначейства России предусматривает реализацию одного из важнейших мероприятий, связанных с предоставлением казначейских кредитов на краткосрочный период региональным и муниципальным бюджетам. Казначейский кредит, выступающий в качестве инструмента управления платежеспособностью счетов бюджетов, стал востребованным на уровне регионов еще в 2014 году. В 2015 году этот инструмент проходит успешное пилотирование в муниципальных образованиях Кировской области.
Олег Леонидович ГВЫЗИН, руководитель УФК по Кировской области, кандидат экономических наук
Марина Ивановна КУЗИНА, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК по Кировской области
В условиях отсутствия социально-экономической стабильности особенно актуальным для каждого региона становится формирование доходной части бюджетов, а предметом особого внимания и жарких дебатов в период принятия бюджета на очередной финансовый год являются расходы бюджета, вопросы обеспечения его сбалансированности и программа заимствования средств в случае разбалансировки показателей бюджета. Складывающаяся непростая ситуация с закредитованностью субъектов РФ 24 февраля 2015 года обсуждалась на заседании Государственного совета, посвященном мерам повышения экономической устойчивости и вопросам финансового обеспечения полномочий регионов. Отдельной темой выступления В. В. Путина стала долговая нагрузка регионов, в том числе заимствование средств для покрытия дефицита региональных бюджетов в коммерческих банках под высокие процентные ставки. По состоянию на 1 января 2015 года, по данным Счетной палаты РФ, как отметил глава государства, госдолг российских регионов составил 2 триллиона рублей, прирост — 17,9%.
В Кировской области постановлением регионального правительства от 18 ноября 2014 года № 10/121 утверждена долговая политика на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Основными ее целями являются обеспечение сбалансированности областного бюджета, своевременное и полное исполнение принятых бюджетных обязательств в условиях недостаточности собственных источников финансирования дефицита бюджета путем осуществления государственных внутренних заимствований в строгом соответствии с бюджетным законодательством. Несмотря на все принимаемые меры, ситуация с государственным долгом Кировской области остается непростой, но есть определенные позитивные тенденции.
За последние годы уровень долговой нагрузки бюджета нашего региона непрерывно повышается. Размер государственного долга Кировской области на конец 2014 года по сравнению с 2011 годом вырос в 2,1 раза — с 10 до 21 миллиарда рублей. В 1,6 раза увеличился показатель отношения долговой нагрузки областного бюджета к объему собственных доходов (с 49,3% в 2011 году до 81,2% в 2014 году).
Основным инструментом привлечения заемных средств в Кировской области являются кредиты коммерческих организаций. Регион входит в число субъектов с наибольшим объемом коммерческих кредитов, удельный вес которых в структуре государственного долга области в истекшем периоде достигал
Начиная с 2014 года увеличивается объем бюджетных кредитов — наблюдается их рост как в абсолютном выражении, так и по удельному весу в структуре государственного долга и снижение на этом фоне доли коммерческих кредитов. Структурные изменения госдолга обусловлены использованием механизмов бюджетного и казначейского кредитования.
Правовые основы
С января 2014 года Минфином России запущен новый механизм управления остатками средств на едином счете федерального бюджета — предоставление Федеральным казначейством бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). В 2013 году была подготовлена нормативно-правовая база, регламентирующая порядок предоставления нового вида краткосрочных казначейских кредитов.
В основе нового механизма кредитования бюджетов лежит статья 96 Бюджетного кодекса. Реализация механизма регламентирована постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 года № 721 «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)», приказами Минфина России от 26 июля 2013 года № 74н «О порядке заключения и форме Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)», № 73н «Об утверждении Порядка обращения взыскания задолженности по бюджетному кредиту на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)», приказом Федерального казначейства от 9 декабря 2013 года № 285 «Об утверждении Порядка организации работы территориального органа Федерального казначейства при предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)».
Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) предоставляется в объеме не более 1/12 доходов бюджета на текущий финансовый год за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и на срок, не превышающий 30 дней со дня получения. Кредит выдается при условии, что со дня его предоставления и по день исполнения обязательств по нему средства бюджета не размещены на банковских депозитах в кредитных организациях. В настоящее время готовятся поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают пролонгацию периода пользования казначейским кредитом до 45 дней.
Область берет кредиты
По решению Минфина России в 2014 году бюджетные кредиты предоставлялись лишь субъектам РФ. Кировская область одной из первых начала пользоваться этим механизмом. В течение 2014 года было предоставлено семь бюджетных кредитов на общую сумму 12,1 миллиарда рублей. За пользование этими ресурсами регион заплатил проценты в сумме 8,6 миллиона рублей.
В течение первого полугодия 2015 года из Федерального казначейства в бюджет области перечислено 5,7 миллиарда рублей кредитных ресурсов. Процентов выплачено на сумму 462 тысячи рублей (таблица 1). Полученные кредитные средства были направлены на замещение дорогих коммерческих кредитов, привлеченных для финансирования дефицита и погашения долговых обязательств областного бюджета.
Таблица 1. Предоставление бюджетных кредитов субъекту РФ (январь — июнь 2015 г.), тыс. руб.
Заемщик |
Дата получения |
Дата возврата |
Срок кредитования, дней |
Сумма кредита |
Сумма процентов к уплате |
---|---|---|---|---|---|
Правительство Кировской области |
27.03.2015 |
24.04.2015 |
29 |
2 350 000 |
186,7 |
29.04.2015 |
28.05.2015 |
30 |
2 350 000 |
193,1 |
|
25.06.2015 |
24.07.2015 |
30 |
1 000 000 |
82,2 |
|
Всего |
5 700 000 |
462,0 |
В эксперименте — муниципалитеты
В 2015 году Федеральное казначейство продолжило практику предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ, а начиная с 1 апреля 2015 года в экспериментальном режиме приступило к кредитованию бюджетов муниципальных образований. На первом этапе развития этого механизма кредитуется ограниченная группа пилотов: по два муниципальных образования от каждого субъекта РФ. От Кировской области в эксперименте участвуют Зуевский и Омутнинский муниципальные районы.
В течение первого полугодия 2015 года из Федерального казначейства в бюджеты муниципальных образований было перечислено 25 миллионов рублей кредитных ресурсов. Администрации муниципальных образований выплатили проценты за пользование кредитными ресурсами в сумме 2 тысячи рублей (таблица 2). Если бы муниципальные образования тот же объем кредитов взяли в коммерческих банках по условной средней процентной ставке 19% годовых, то сумма уплаченных процентов составила бы почти 390 тысяч рублей.
Таблица 2. Предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям Кировской области (апрель — июнь 2015 г.), тыс. руб.
Заемщик |
Дата получения |
Дата возврата |
Срок кредитования, дней |
Сумма кредита |
Сумма процентов, |
---|---|---|---|---|---|
Администрация МО Омутнинский муниципальный район Кировской области |
29.04.2015 |
28.05.2015 |
30 |
10 000 |
0,822 |
24.06.2015 |
23.07.2015 |
30 |
14 000 |
1,151 |
|
Администрация МО Зуевский муниципальный район Кировской области |
09.06.2015 |
07.07.2015 |
29 |
1000 |
0,079 |
Всего |
25 000 |
2,052 |
Проведенный анализ показал, что полученные муниципальными образованиями кредитные ресурсы были направлены на оплату первоочередных денежных обязательств местных бюджетов (выплата заработной платы и отпускных, оплата услуг ЖКХ и т. п.). Таким образом, кредиты способствовали повышению ликвидности единых счетов местных бюджетов, дали возможность муниципальным образованиям восполнить возникшие временные кассовые разрывы, тем самым обеспечив дополнительную устойчивость бюджетов.
Кредитование органами Федерального казначейства бюджетов муниципальных образований осуществляется на тех же самых условиях, что и кредитование бюджетов субъектов РФ, в рамках уже действующих нормативно-правовых актов Минфина России и Казначейства России. Краткосрочное кредитование бюджетов муниципальных образований проводится в экспериментальном режиме до 25 ноября 2015 года. После подведения итогов эксперимента будет принято решение о целесообразности либо нецелесообразности тиражирования данного механизма в масштабах всей страны, запуска его в промышленную эксплуатацию.
Механизм востребован
По нашему мнению и мнению муниципалитетов, отработанный механизм казначейского кредитования является эффективным инструментом поддержания ликвидности счетов бюджетов. Механизм востребован муниципальными образованиями и в современных экономических условиях необходим как способ, дающий возможность мгновенно повысить ликвидность счетов местных бюджетов и, следовательно, в кратчайшие сроки решить возникшие локальные проблемы бюджетов.
Ввиду того, что многие субъекты РФ переходят на порядок предоставления бюджетам муниципальных образований бюджетных субсидий и субвенций под потребность, значимость применения механизма краткосрочного бюджетного кредитования местных бюджетов будет только возрастать, так как оперативно восстановить ликвидность возможно только с помощью инструмента, разработанного в Казначействе России. Ни один субъект РФ не может предоставить финансовые гарантии исполнения администрациями муниципальных образований денежных обязательств, поэтому подходить к решению вопроса о выдаче бюджетных кредитов нужно с учетом рисков, кредитной истории и применения системы рейтингования муниципальных образований.