Версия для печати 4997 Материалы по теме

Гражданский кодекс предоставляет лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, право обратного требования (регресса) к причинителю вреда. В гражданском обороте таким правом чаще всего пользуются работодатели, возместившие вред лицам, пострадавшим от действий (бездействия) работника, а также страховщики, предъявляющие требования к лицам, причинившим вред. Норма, устанавливающая право регрессного требования, сформулирована законодателем в статье 1081 главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса.

Александра Евгеньевна НИКИФОРОВА, заместитель начальника юридического отдела УФК по Свердловской области

Министерству финансов РФ право регресса предоставил Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 329‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Статьей 7 указанного закона в статью 1081 части второй ГК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным стать­ями 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решениям Европейского суда по правам человека имеют право обратного требования к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

Минфин возмещает вред

Проанализируем правоотношения, предшествующие предъявлению Министерством финансов РФ регрессных требований. Гражданин, убежденный в нарушении своих прав и законных интересов действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, обращается в суд с требованиями о возмещении имущественного и компенсации морального вреда. В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования.

Орган, выступающий от имени казны при возмещении вреда за ее счет, определен статьей 1071 ГК РФ. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Исходя из фабулы, а также учитывая судебную практику, от имени казны Российской Федерации выступает Минфин России.

При наличии состава оснований наступления ответственности в рамках статьи 1069 ГК РФ (наличие вреда; наличие незаконных действий (бездействия) государственных органов (должностных лиц); наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием); наличие вины) суд удовлетворяет требования гражданина, взыскивая в его пользу с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации сумму возмещения причиненного вреда.

В соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса судебный акт, предусматривающий взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации, направляется для исполнения в Министерство финансов РФ. Минфин в свою очередь в порядке и срок, предусмотренный статьей 242.2 Бюджетного кодекса, осуществляет исполнение судебного акта.

Установить причинителя вреда

С момента исполнения судебного акта Минфин вправе обратиться к причинителю вреда с регрессным иском. Основополагающим при подготовке регрессного иска является установление причинителя вреда. В судебном акте должно быть указано должностное лицо, причинившее вред.

Сложность возникает при установлении причинителя вреда, когда вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста. А также когда вред причинен юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.

В данном случае Министерство финансов РФ вынуждено обращаться в следственные органы и органы прокуратуры с целью установления лиц, виновных в незаконном привлечении к уголовной ответственности, незаконном применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконном привлечении к административной ответственности в виде административного ареста.

Установив должностное лицо, причинившее вред, и при наличии подтвержденного факта возмещения вреда Министерство финансов РФ обращается в суд с регрессным иском. Ответчики, возражая против удовлетворения регрессных требований Министерства финансов РФ в полном объеме, ссылаются на нормы, предусмотренные статьями 238, 241 Трудового кодекса. Они аргументируют необходимость применения норм трудового права тем, что вред причинен в ходе выполнения ими трудовой функции, и утверждают, что, являясь должностными лицами, действовали от имени и в интересах государственного органа.

Минфин возражает

Министерство финансов РФ возражает против применения норм трудового права. Во-первых, Минфин и причинитель вреда в трудовых правоотношениях не состоят. Во-вторых, не реализуется принцип полного возмещения причиненного вреда, предусмотренный стать­ей 1064 Гражданского кодекса.

В настоящее время судебная практика идет по пути применения норм трудового права при рассмотрении регрессных требований Министерства финансов РФ. Суд взыскивает в пользу Министерства финансов с причинителя вреда денежные средства только в пределах его среднего месячного заработка. Средний размер суммы, взыскиваемой судами в пользу Министерства финансов по предъявленным регрессным искам, составляет 25 тысяч рублей.

В Свердловской области возмещено

Министерство финансов РФ ведет активную работу по предъявлению регрессных исков, ежегодно увеличивая количественные показатели по возвращению денежных средств в государственную казну. Так, в Свердловской области в 2013 году Министерством финансов РФ предъявлено семь регрессных исков (сумма исковых требований составила 609,4 тысячи рублей), шесть из которых удовлетворены (сумма взыскания составила 122,9 тысячи рублей). В 2014 году в Свердловской области Минфин России предъявил 20 регрессных исков (сумма исковых требований составила 1,85 миллиона рублей), 16 из них удовлетворены (сумма взыскания составила 272,9 тысячи рублей), четыре иска находятся на рассмотрении.

Поделиться