Версия для печати 3464 Материалы по теме

Особенностью Набережных Челнов является моноотраслевой характер его экономики: на автомобилестроение приходится более 80 процентов объема промышленной продукции.
О том, какие шаги предпринимает руководство города,
чтобы уйти от монозависимости, мы побеседовали с руководителем Исполнительного комитета Набережных Челнов Наилем Гамбаровичем МАГДЕЕВЫМ1.

— Наиль Гамбарович, Набережные Челны награждены дипломом в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета». Что обеспечило городу победу?

— На сегодняшний день приоритетами бюджетной политики города являются результативность расходования бюджетных средств и максимальная открытость показателей бюджета для населения. Достигать их нам помогает ряд мероприятий.

Так, начиная с 2013 года планирование и исполнение бюджета осуществляются по программному принципу. Кроме того, при формировании расходной части бюджета мы применяем нормативную систему планирования расходов, которая определена методикой Министерства финансов Республики Татарстан, что ведет к эффективному распределению средств между учреждениями города. Утверждена муниципальная программа повышения эффективности бюджетных расходов на период с 2014 по 2016 год, направленная на повышение результативности, прозрачности и подотчетности использования средств бюджета. Проводим активную работу по мобилизации доходов бюджета. Это и создание условий для развития малого и среднего бизнеса, и взаимодействие с органами государственной власти, и работа с арендаторами, в том числе посредством программного комплекса управления земельно-имущественным комплексом. В результате налоговые платежи во все уровни бюджетов по итогам 2014 года превысили 30 миллиардов рублей (в местный бюджет, включая межбюджетные трансферты, мы получили 8,2 миллиарда рублей).

— Градообразующим предприятием в Набережных Челнах является Камский автомобильный завод. Однако эксперты, в том числе и ваши региональные, ведут дискуссию по поводу того, престижно или нет быть моногородом. А вы как считаете?

— Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. КамАЗ — гордость не только города, но и республики в целом. Это флагман российского автопрома. Поэтому успехи КамАЗа — успехи города, трудности КамАЗа — трудности города.

Набережные Челны как моногород имеет возможность претендовать на получение субсидий на строительство инфраструктуры для крупных инвестиционных проектов, что в свою очередь позволяет создавать новые рабочие места и диверсифицировать экономику города. Благодаря совместной работе министерств республики, ПАО «КАМАЗ» и Исполнительного комитета города удалось привлечь дополнительные средства в сумме около миллиарда рублей на обеспечение временной занятости около 24 тысяч работников автогиганта и ОАО «РИАТ», а также на опережающее профессиональное обучение более 6 тысяч работников КамАЗа.

Мы отлично понимаем, что экономика, зависящая от одного предприятия, уязвима, и чтобы уйти от монозависимости, предпринимаем определенные шаги. Для создания новых производств и развития малого и среднего бизнеса разработан Комплексный план модернизации экономики города до 2018 года. Основным инструментом плана выступают семь инвестиционных проектов на общую сумму 38,2 миллиарда рублей. При этом государственная поддержка, а именно строительство инфраструктуры, составит 5,6 миллиарда рублей. Реализация данных проектов позволит создать 10 тысяч рабочих мест, а вклад в диверсификацию города составит 22,6 процента.

— В стратегии социально-экономического развития города ставка сделана на формирование кластеров. Как реализуются эти планы?

— Да, действительно, у нас в приоритете кластерное развитие. На сегодняшний день самыми крупными являются машиностроительный и ИТ-кластеры. Первый объединяет более 60 производственных предприятий, а во второй вошли 33 компании.

Кластерная инициатива по кооперации малых ИТ-компаний для оказания ИТ-услуг средним и малым предприятиям в формате аутсорсинга позволила выявить наиболее узкие места в ИТ‑инфраструктуре предприятий — участников машиностроительного кластера. Так, внедренные компанией «ПКФ ХОРС» ИТ-технологии на производстве ООО «Тиссан» (изготовление полиамидных труб для автомобильной промышленности) позволили снизить простои, связанные с ИТ-проблемами на 90 процентов, в геометрической прогрессии уменьшить количество обращений в службу технической поддержки, полностью прекратить нецелевое использование сетевых ресурсов, обеспечить мобильный доступ к корпоративным приложениям.

В результате реализации кластерной инициативы по формированию базы патентов для инновационных проектов был реализован инвестиционно-инновационный проект ООО «РАБИКА-энергосбережение», а именно открыт новый завод по утилизации и переработке кровельных отходов с дальнейшим получением вторичного битума. Кроме того, при дальнейшей его модификации возможно получение новых продуктов в виде кровельных праймеров, дорожного и строительного битума.

Камский инновационный территориально-производственный кластер ИННОКАМ также периодически пополняется новыми партнерами. На сегодняшний день вступить в кластер изъявили желание такие компании, как «Универсал Кардан Деталь», «ИНТЕРСКОЛ-Алабуга», «Казань-Шинторг» и другие.

В 2015 году начата работа по формированию мебельного кластера, объединяющего деревообработчиков и производителей мебели, и полимерного кластера с участием производителей изделий из различных полимеров и резины. В начале июня в Казани в рамках всероссийской выставки «Интермебель-2015» прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы кластерного развития мебельной отрасли в Республике Татарстан», на котором обсуждались важные для отрасли вопросы. Это позволило определить основные направления формирования и развития отраслевого кластера, выявить узкие места, скорректировать намеченную стратегию формирования кластера. Аналогичная работа ведется и по полимерному кластеру.

Еще одно направление, которое продвигает Камский центр кластерного развития, — создание пищевого кластера. Предпосылки для этого в Татарстане есть, и предприятия сами высказывают желание участвовать в его формировании.

— В Набережных Челнах реализуется много программ поддержки реального сектора экономики. Расскажите хотя бы о некоторых.

— Прежде всего хочу отметить, что у нас реализуются 43 программы поддержки предприятий, занятых в импортозамещении. Это и субсидирование процентной ставки по кредитам, и выделение субсидий на приобретение оборудования, финансирование инновационной деятельности и так далее. По программе «Лизинг-грант», например, в 2014 году поддержку получили 29 компаний на сумму 35,4 миллиона рублей, в текущем году — семь компаний на сумму более 13 миллионов рублей.

С 2014 года действует программа субсидирования процентной ставки по действующим кредитам, в рамках которой в минувшем году поддержку получили три резидента на сумму 3,8 миллиона рублей. Работает программа субсидирования расходов (50/50) на приобретение оборудования стоимостью до 5 миллионов рублей. Такую поддержку получили 22 резидента на сумму 39,4 миллиона рублей.

Для развития промышленных площадок и индустриальных парков предоставлены льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога и арендной платы за землю. В Набережных Челнах идет развитие трех основных площадок: КИП «Мастер», индустриальный парк «Челны», промышленный парк «Развитие».

В собственности и управле­нии КИП «Мастер» находится 1187,7 тысячи квадратных метров производственных и офисных помещений, на которых расположено 250 предприятий, относящихся преимущественно к машиностроению. На этих предприятиях трудятся порядка пять тысяч человек. Кроме того, на территории КИП «Мастер» работают 24 иностранные компании. Суммарная выручка резидентов КИП «Мастер» за первое полугодие текущего года составила 12 миллиардов рублей, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней — 1,2 миллиарда рублей. Наполняемость имеющихся полезных площадей приблизилась к 99 процентам, что позволяет планировать этапы дальнейшего расширения проекта.

Общий объем инвестиций компаний — резидентов индустриального парка «Челны» составляет 493 миллиона рублей. В 2015 году мы начали строительство первой очереди промышленного парка «Развитие» площадью 24,57 гектара, где размещено 12 резидентов. Для строительства второй очереди парка в апреле текущего годы объявлен конкурсный отбор резидентов. Объем инвестиций составит 1,2 миллиарда рублей, будет создана тысяча рабочих мест. На строительство инженерной инфраструктуры из федерального и республиканского бюджетов уже выделено 230 миллионов рублей, частные инвестиции составили 30 миллионов рублей.

— Наиль Гамбарович, а какое место вы отводите малому бизнесу и какую поддержку оказываете ему?

— По данным на 1 июля текущего года, в Набережных Челнах осуществляют деятельность 29,5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. За пять лет их вклад в валовой территориальный продукт увеличился с 28,1 до 30,1 процента, а доля работающих в малом бизнесе выросла с 26,4 до 27,1 процента. Сегодня на малых и средних предприятиях города трудятся более 50 тысяч человек.

Город активно участвует во всех республиканских программах поддержки предпринимательства. За четыре года 333 предприятия малого и среднего бизнеса получили государственные субсидии на сумму 400 миллионов руб­лей. Объем их продукции, услуг вырос в 1,4 раза в сопоставимых ценах. В 2014 году отгружено продукции на сумму 54,7 миллиарда рублей. По оценке первого полугодия 2015 года — на 24,1 миллиарда рублей в действующих ценах. Это 99,7 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Оборот малых и средних предприятий города за пять лет увеличился в 1,6 раза в действующих ценах и составил 115,9 миллиарда рублей. По оценке первого полугодия текущего года, оборот составил 68 миллиардов рублей, или 102,6 процента, в действующих ценах к соответствующему периоду прошлого года. Доля налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства — 26 процентов. Как видите, цифры говорят сами за себя: заботясь о привлечении крупных инвесторов, мы не забываем о малом и среднем бизнесе.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

1 Интервью было подготовлено в начале августа 2015 года.

Поделиться