25 апреля 2024 года
Версия для печати 1266 Материалы по теме

Едва ли найдется глава муниципального образования, который бы сказал, что его устраивают суммы, поступающие в бюджет, что средств хватает на решение всех задач. Легче всего упрекнуть муниципальную власть в неэффективном управлении финансами, в нежелании работать над увеличением собственных доходов. Такие упреки могут быть вполне справедливы, однако нельзя забывать и об объективных факторах, мешающих муниципалитетам нормально существовать и развиваться.

Удары по местным бюджетам

В последние полтора-два десятилетия налоговое и бюджетное законодательство менялось таким образом, что все больше средств, заработанных на местах, уходило в вышестоящие бюджеты. Раньше часть НДС оставалась в регионе, теперь же весь налог поступает в федеральный бюджет. Вместо 20% собранного НДФЛ закон оставил городской казне всего 15%. Для Омска это потеря почти полутора миллиардов рублей в год.

Штрафы за нарушение миграционного законодательства с 2014 года были переданы на федеральный уровень. При этом выявлять нелегалов должны по-прежнему муниципалитеты. Похожая ситуация с организацией дорожного движения. Кто должен следить за городскими магистралями, разметками, знаками, светофорами? Муниципалитет. А куда идут штрафы за нарушение правил дорожного движения? В региональный бюджет. Поделится этими деньгами с нами областная власть или не поделится — решать ей. С 1 января 2018 года будет отменен ЕНВД, что станет очередным ударом по местным бюджетам.

Более того, муниципалитетам запретили вводить свои налоги. Некоторые из них были не сильно обременительны, но очень полезны. Например, в 1990-е годы в нашем городе с юридических лиц взимался сбор за уборку территории. Он позволял содержать город в чистоте даже в условиях экономического кризиса.

Муниципалитетам надо дать большую самостоятельность

Хочу, чтобы нас поняли правильно: мы не жалуемся, а ставим вопросы перед Государственной думой и правительством. Мы считаем, что муниципалитетам надо дать большую самостоятельность в формировании бюджетов, уменьшить их зависимость от трансфертов сверху.

Так, в прошлом году на территории Омска было собрано 127 миллиардов рублей налогов. Город из них получил только 5,6 миллиарда, то есть 4,4%. В 2010 году этот показатель составлял 10%. Тенденция очевидна, и она не радует. О какой сбалансированности бюджетов можно вести речь в этой ситуации?

Мы стараемся избегать слова «проблемы» и говорить «задачи». Одна из законодательных инициатив Омского городского Совета касается налога на прибыль: мы предлагаем оставить его часть — двухпроцентную федеральную долю — городской казне. Надеюсь, что нас услышат.

Был же принят Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220‑ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров, который, правда, чуть не десятилетие ходил по коридорам Госдумы.

Этот документ дает нам возможность контролировать не только муниципальный транспорт, но и всех перевозчиков, работающих на территории города. Новый порядок способствует и собираемости налогов: в карте регулярных перевозок, без которой нельзя вый­ти на маршрут, будет прописано множество условий, в том числе и обязательная постановка на налоговый учет. Хотелось бы, чтобы нечто подобное было предусмотрено и для других сфер.

Там, где есть четкие полномочия, есть и результаты. Так, доходы от использования муниципального имущества в 2014 году выросли по сравнению с предыдущим годом на 500 миллионов рублей. Мы наводим порядок в земельных отношениях. Например, стали отказываться от продления договоров аренды, если земля не используется по назначению.

В условиях кризиса

Что мы можем дать жителям Омска в условиях нехватки бюджетных средств? Думаю, мы абсолютно правильно поступили, объединив пять дорожных предприятий, действовавших в округах, и создав одну городскую службу. Производительность выросла на треть, отдача от каждого бюджетного рубля увеличилась, по нашим подсчетам, на 40%. В городе заработал свой асфальтовый завод, что позволило значительно снизить стоимость ремонта дорог.

Хотя налоговые поступления в бюджет города скудны, объем промышленного производства в Омске все-таки растет. По итогам 2014 года рост составил 3,5% — показатель вдвое превышает среднероссийский.

Мы используем в интересах города потенциал успешных предприятий, заключая с ними взаимовыгодные соглашения. Так, Омское моторостроительное объединение имени Баранова выделяет 10 миллионов рублей на благоустройство сквера рядом с заводом. Мы, в свою очередь, переводим землю, на которой предприятие будет строить жилье экономкласса, из одного вида использования в другой, обеспечиваем территорию коммунальными сетями, строим детский сад, спортивный городок.

Через год Омск отметит свое трехсотлетие. Для нас важно, чтобы мероприятия, связанные с подготовкой к празднованию юбилея, стали толчком для дальнейшего развития города. Мы получаем финансирование из федерального центра, регионального бюджета, и благодаря этому Омск преображается.

Но и сами омичи, что особо ценно, стали активнее участвовать в жизни города. Мы проводим форум «Город, где я хочу жить». В его рамках люди заявили более 200 инициатив, многие из которых уже успешно реализуются. Разве не в этом заключается суть местного самоуправления? Муниципальная власть должна слышать своих граждан и стараться соответствовать их ожиданиям.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно