Заместитель мэра Омска, директор Департамента финансов и контроля Инна Александровна ПАРЫГИНА поделилась опытом привлечения в бюджет дополнительных доходов, эффективного администрирования земельного налога, перехода на программно-целевой бюджет и экономии при государственных закупках.
— В условиях кризиса регионы и муниципалитеты работают над привлечением в бюджеты дополнительных средств. Что делается в этом направлении у вас в городе?
— С 2012 года администрация Омска ежегодно разрабатывает план мероприятий по привлечению дополнительных доходов в муниципальный бюджет. В 2014 году нам удалось дополнительно получить свыше полумиллиарда рублей.
Одно из направлений данной работы — увеличение базы по местным налогам. Администрация активно содействует пересмотру заниженной кадастровой стоимости земельных участков как в судебном, так и во внесудебном порядке. В текущем году эта мера позволит пополнить бюджет на сумму более 200 миллионов рублей.
Второе направление — актуализация базы данных налоговых органов. Администрация проводит инвентаризацию объектов недвижимости и земельных участков. Мы находим бесхозяйные объекты и земельные участки, которые используются не по целевому назначению или без правоустанавливающих документов.
Мы также работаем над законодательными инициативами, направленными на развитие финансовой автономии местных бюджетов. Например, совместно с региональной общественной организацией «Омский областной Союз предпринимателей» был разработан законопроект, предполагающий сохранение ЕНВД с 1 января 2018 года. Эту инициативу поддержали муниципалитеты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и общественные организации предпринимателей. Законопроект направлен в Правительство России и Госдуму.
— В Омске удалось привлечь дополнительные средства в бюджет благодаря эффективному администрированию земельного налога. Какие инструменты были использованы?
— Мы совместно с УФНС России по Омской области несколько лет проводили мероприятия по вовлечению в налоговый оборот земельных участков под многоквартирными домами. За счет средств бюджета города были сформированы и включены в государственный кадастр более 3,5 тысячи земельных участков, определены доли собственников квартир в этих земельных участках.
В результате в
— Но в этом году налогоплательщики получили уведомления на уплату земельного налога за земли под многоквартирными домами в последний раз...
— Действительно, в связи с изменением налогового законодательства с 1 января 2015 года эти участки больше не являются объектами налогообложения. Мы считаем необходимым вернуть налогообложение этих объектов, а также предоставить муниципалитетам полномочия по расчету долей собственников квартир в земельных участках. Хотелось бы, чтобы федеральные органы власти поддержали эту позицию.
— Какова динамика по другим доходным источникам?
— По сравнению с 2013 годом в 2014 году доходы городского бюджета выросли на 22,9 процента — в основном за счет поступлений из вышестоящих бюджетов. В то же время налоговые доходы сократились на 17,1 процента из-за снижения норматива отчисления НДФЛ.
Почти на 30 процентов (это около 500 миллионов рублей) возросли неналоговые доходы за счет повышения норматива зачисления в казну доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, выросла общая площадь сдаваемых в аренду земельных участков. Более чем на 20 процентов удалось увеличить поступления денежных взысканий (штрафов), что говорит о росте эффективности контрольных мероприятий.
— Что делается для роста эффективности расходов?
— Во многом этой цели способствует формирование программного бюджета. С 2014 года главный финансовый документ Омска содержит 11 муниципальных программ. Доля программных расходов в прошлом году составила 95,4 процента.
По итогам 2014 года был проведен анализ всех направлений и мероприятий муниципальных программ и их результатов. Несмотря на то что цель «деньги — результат» в большинстве своем была достигнута, благодаря анализу мы выяснили, над чем еще нужно работать.
Еще одно направление — оптимизация сети муниципальных учреждений. Наша работа позволила оптимизировать расходы на предоставление услуг, сконцентрировать ресурсы для повышения их качества.
— В Омске автоматизирована система закупок, что позволяет выявлять аномальные по цене закупки и анализировать экономию бюджета. Как работает данная система?
— С января 2015 года в городе работает автоматизированная информационная система, которая позволила связать информацию о закупках заказчика с данными о его финансировании. Если имеющегося у заказчика финансирования недостаточно, возможность формирования необходимых для закупки документов блокируется.
После публикации информации о закупке на официальном сайте необходимый объем финансирования резервируется и не может быть использован на иные цели.
Формирование документов на оплату по тому или иному контракту возможно только при наличии информации о заключении данного контракта в программном комплексе. Таким образом, заказчики не могут формировать закупки без предусмотренного финансирования, что предотвращает неконтролируемый рост кредиторской задолженности.
Подготовил К. В. ОВЧАРУК