XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
Версия для печати 1597 Материалы по теме

Заместитель мэра Омска, директор Департамента финансов и контроля Инна Александровна ПАРЫГИНА поделилась опытом привлечения в бюджет дополнительных доходов, эффективного администрирования земельного налога, перехода на программно-целевой бюджет и экономии при государственных закупках.

— В условиях кризиса регионы и муниципалитеты работают над привлечением в бюджеты дополнительных средств. Что делается в этом направлении у вас в городе?

— С 2012 года администрация Омска ежегодно разрабатывает план мероприятий по привлечению дополнительных доходов в муниципальный бюджет. В 2014 году нам удалось дополнительно получить свыше полумиллиарда рублей.

Одно из направлений данной работы — увеличение базы по местным налогам. Администрация активно содействует пересмотру заниженной кадастровой стоимости земельных участков как в судебном, так и во внесудебном порядке. В текущем году эта мера позволит пополнить бюджет на сумму более 200 миллионов рублей.

Второе направление — актуализация базы данных налоговых органов. Администрация проводит инвентаризацию объектов недвижимости и земельных участков. Мы находим бесхозяйные объекты и земельные участки, которые используются не по целевому назначению или без правоустанавливающих документов.

Мы также работаем над законодательными инициативами, направленными на развитие финансовой автономии местных бюджетов. Например, совместно с региональной общественной организацией «Омский областной Союз предпринимателей» был разработан законопроект, предполагающий сохранение ЕНВД с 1 января 2018 года. Эту инициативу поддержали муниципалитеты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и общественные организации предпринимателей. Законопроект направлен в Правительство России и Госдуму.

— В Омске удалось привлечь дополнительные средства в бюджет благодаря эффективному администрированию земельного налога. Какие инструменты были использованы?

— Мы совместно с УФНС России по Омской области несколько лет проводили мероприятия по вовлечению в налоговый оборот земельных участков под многоквартирными домами. За счет средств бюджета города были сформированы и включены в государственный кадастр более 3,5 тысячи земельных участков, определены доли собственников квартир в этих земельных участках.

В результате в 2013–2014 годах налоговые органы начислили горожанам дополнительный земельный налог на общую сумму почти 120 миллионов рублей. Таким образом, Омск оказался одним из немногих муниципалитетов, где начислялся налог на земельные участки под многоквартирными домами. Несмотря на широкий общественный резонанс, нам удалось убедить налогоплательщиков в правильности и обоснованности начисления этого налога. Нашу позицию поддержали и судебные инстанции.

— Но в этом году налогоплательщики получили уведомления на уплату земельного налога за земли под многоквартирными домами в последний раз...

— Действительно, в связи с изменением налогового законодательства с 1 января 2015 года эти участки больше не являются объектами налогообложения. Мы считаем необходимым вернуть налогообложение этих объектов, а также предоставить муниципалитетам полномочия по расчету долей собственников квартир в земельных участках. Хотелось бы, чтобы федеральные органы власти поддержали эту позицию.

— Какова динамика по другим доходным источникам?

— По сравнению с 2013 годом в 2014 году доходы город­ского бюджета выросли на 22,9 процента — в основном за счет поступлений из вышестоящих бюджетов. В то же время налоговые доходы сократились на 17,1 процента из-за снижения норматива отчисления НДФЛ.

Почти на 30 процентов (это около 500 миллионов рублей) возросли неналоговые доходы за счет повышения норматива зачисления в казну доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, выросла общая площадь сдаваемых в аренду земельных участков. Более чем на 20 процентов удалось увеличить поступления денежных взысканий (штрафов), что говорит о росте эффективности контрольных мероприятий.

— Что делается для роста эффективности расходов?

— Во многом этой цели способствует формирование программного бюджета. С 2014 года главный финансовый документ Омска содержит 11 муниципальных программ. Доля программных расходов в прошлом году составила 95,4 процента.

По итогам 2014 года был проведен анализ всех направлений и мероприятий муниципальных программ и их результатов. Несмотря на то что цель «деньги — результат» в большинстве своем была достигнута, благодаря анализу мы выяснили, над чем еще нужно работать.

Еще одно направление — оптимизация сети муниципальных учреждений. Наша работа позволила оптимизировать расходы на предоставление услуг, сконцентрировать ресурсы для повышения их качества.

— В Омске автоматизирована система закупок, что позволяет выявлять аномальные по цене закупки и анализировать экономию бюджета. Как работает данная система?

— С января 2015 года в городе работает автоматизированная информационная система, которая позволила связать информацию о закупках заказчика с данными о его финансировании. Если имеющегося у заказчика финансирования недостаточно, возможность формирования необходимых для закупки документов блокируется.

После публикации информации о закупке на официальном сайте необходимый объем финансирования резервируется и не может быть использован на иные цели.

Формирование документов на оплату по тому или иному контракту возможно только при наличии информации о заключении данного контракта в программном комплексе. Таким образом, заказчики не могут формировать закупки без предусмотренного финансирования, что предотвращает неконтролируемый рост кредиторской задолженности.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно