25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2074 Материалы по теме

Заместитель председателя, заведующий отделом инновационных бюджетных технологий комитета финансов администрации города Братска Артем Александрович Мельников поделился опытом развития электронных систем в сфере бюджетного процесса, эффективного взаимодействия с налоговыми органами, а также управления муниципальным долгом.

— Администрация Братска была отмечена в конкурсе муниципалитетов в сфере управления общественными финансами в номинации «За эффективное управление бюджетным процессом с помощью автоматизированных информационных систем». Расскажите о результатах этой работы в Братске.

— Братск активно занимается построением комплексной информационной системы управления муниципальными финансами. Начиналась эта работа с автоматизации процесса исполнения бюджета города. Постепенно в единое информационное пространство были объединены также процедуры составления проекта бюджета и управления муниципальными закупками.

Нам удалось реализовать эффективные механизмы управления средствами бюджета, предварительного контроля за соблюдением бюджетных ограничений. Также успешно были сформированы инструменты сбора и обработки бюджетной отчетности, организована оперативная обработка всех операций с использованием средств удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса. Особое внимание при этом уделялось построению юридически значимого электронного документооборота.

— Из каких приоритетов вы исходили при формировании бюджета на 2015 год? Что сейчас самое главное для города?

— Программный принцип формирования бюджета действует в Братске с 2014 года. Благодаря этому подходу бюджет, составленный из 15 муниципальных программ, включает в себя приоритетные направления, важные для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования и его стабильного развития.

В 2015 году 95 процентов бюджетных расходов приходится на программы. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов мы пересматриваем и оптимизируем мероприятия муниципальных программ, как в период подготовки проекта бюджета, так и в процессе его исполнения. Цель — повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов и достижение запланированных целевых показателей.

Из 15 муниципальных программ 10 направлены на повышение качества жизни и безо­пасности жизнедеятельности. В бюджете 2015 года 3,48 миллиарда рублей (около 60 процентов) приходится на социальные расходы. Конечно, это приоритетные траты. От полноты и качества предоставляемых муниципальных услуг зависит степень удовлетворенности населения уровнем жизни в городе.

— Известно, что многое зависит от взаимодействия между налоговой службой и органами местного самоуправления. Как обстоят дела в вашем городе, каковы результаты этой работы?

— В 2009 году администрация Братска заключила с территориальными структурами налоговых органов соглашение, целью которого является рост доходов в консолидированный бюджет. Ежегодно за счет бюджета города проходят совместные мероприятия по информированию налогоплательщиков, размещению социальной рекламы, повышению уровня налоговых знаний населения.

Важную роль играет агитационная работа с населением. Ее цель — создание положительного образа добросовестного налогоплательщика. Так, мы помогаем налоговым органам размещать в СМИ и в сети интернет информацию о налоговой и бюджетной тематике, направленную на повышение налоговой грамотности населения. В административных зданиях и на муниципальном транспорте организовано распространение плакатов, буклетов и агитационных листовок. Также среди инструментов: семинары, лекции, тематические занятия и иные акции. Системная работа администрации города в данном направлении отмечена благодарственным письмом руководителя налоговой службы Иркутской области.

Администрация принимает активное участие в работе межведомственной комиссии при налоговых органах по пополнению доходной части бюджетов, а также в работе комиссии по легализации заработной платы. Кроме того, с 2012 года муниципальным правовым актом создана и эффективно работает городская межведомственная комиссия по повышению доходной части бюджета Братска. Ее заседания проходят ежеквартально под председательством мэра города.

Итоговые показатели работы указанных комиссий за первое полугодие текущего года — снижение недоимок во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации более чем на 31 миллион рублей, в том числе 5,1 миллиона рублей поступили в бюджет города.

— Как обстоят дела с муниципальным долгом? Какие результаты достигнуты для минимизации долговых обязательств?

— Бюджетная политика в этой области нацелена на оптимизацию муниципального долга и снижение долговой нагрузки. Мы стараемся удерживать объем долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом возможных рисков.

Для того чтобы бюджет был сбалансированным, мы принимаем меры, направленные на мобилизацию и укрепление его доходной базы. Однако темпы роста расходных обязательств выше доходного потенциала. Поэтому потребность в заемных ресурсах возрастает, и, как следствие, увеличивается муниципальный долг. На 1 июля 2015 года муниципальный долг города составлял 601,1 миллиона рублей.

Мы определили показатели, при сохранении которых долговая нагрузка на муниципальный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства как по основному долгу, так и по его обслуживанию. Объем муниципального долга за последние годы вырос, но поддерживается на безопасном уровне.

Учитывая риски, вызванные общей нестабильной ситуацией в экономике, мы ведем системную работу по управлению ликвидностью текущего счета бюджета города. Наша цель — сохранение платежеспособности. В первом полугодии 2015 года удалось сэкономить 12 миллионов рублей бюджетных средств на обслуживание долговых обязательств.

Для улучшения структуры муниципального долга мы совместно с региональным правительством работаем над привлечением бюджетных кредитов и замещением ими обязательств по коммерческим займам. Также идет активная работа с территориальными органами Федерального казначейства по краткосрочному кредитованию на пополнение остатков средств на счете местного бюджета.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно