Версия для печати 2205 Материалы по теме

Заместитель председателя, заведующий отделом инновационных бюджетных технологий комитета финансов администрации города Братска Артем Александрович Мельников поделился опытом развития электронных систем в сфере бюджетного процесса, эффективного взаимодействия с налоговыми органами, а также управления муниципальным долгом.

— Администрация Братска была отмечена в конкурсе муниципалитетов в сфере управления общественными финансами в номинации «За эффективное управление бюджетным процессом с помощью автоматизированных информационных систем». Расскажите о результатах этой работы в Братске.

— Братск активно занимается построением комплексной информационной системы управления муниципальными финансами. Начиналась эта работа с автоматизации процесса исполнения бюджета города. Постепенно в единое информационное пространство были объединены также процедуры составления проекта бюджета и управления муниципальными закупками.

Нам удалось реализовать эффективные механизмы управления средствами бюджета, предварительного контроля за соблюдением бюджетных ограничений. Также успешно были сформированы инструменты сбора и обработки бюджетной отчетности, организована оперативная обработка всех операций с использованием средств удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса. Особое внимание при этом уделялось построению юридически значимого электронного документооборота.

— Из каких приоритетов вы исходили при формировании бюджета на 2015 год? Что сейчас самое главное для города?

— Программный принцип формирования бюджета действует в Братске с 2014 года. Благодаря этому подходу бюджет, составленный из 15 муниципальных программ, включает в себя приоритетные направления, важные для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования и его стабильного развития.

В 2015 году 95 процентов бюджетных расходов приходится на программы. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов мы пересматриваем и оптимизируем мероприятия муниципальных программ, как в период подготовки проекта бюджета, так и в процессе его исполнения. Цель — повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов и достижение запланированных целевых показателей.

Из 15 муниципальных программ 10 направлены на повышение качества жизни и безо­пасности жизнедеятельности. В бюджете 2015 года 3,48 миллиарда рублей (около 60 процентов) приходится на социальные расходы. Конечно, это приоритетные траты. От полноты и качества предоставляемых муниципальных услуг зависит степень удовлетворенности населения уровнем жизни в городе.

— Известно, что многое зависит от взаимодействия между налоговой службой и органами местного самоуправления. Как обстоят дела в вашем городе, каковы результаты этой работы?

— В 2009 году администрация Братска заключила с территориальными структурами налоговых органов соглашение, целью которого является рост доходов в консолидированный бюджет. Ежегодно за счет бюджета города проходят совместные мероприятия по информированию налогоплательщиков, размещению социальной рекламы, повышению уровня налоговых знаний населения.

Важную роль играет агитационная работа с населением. Ее цель — создание положительного образа добросовестного налогоплательщика. Так, мы помогаем налоговым органам размещать в СМИ и в сети интернет информацию о налоговой и бюджетной тематике, направленную на повышение налоговой грамотности населения. В административных зданиях и на муниципальном транспорте организовано распространение плакатов, буклетов и агитационных листовок. Также среди инструментов: семинары, лекции, тематические занятия и иные акции. Системная работа администрации города в данном направлении отмечена благодарственным письмом руководителя налоговой службы Иркутской области.

Администрация принимает активное участие в работе межведомственной комиссии при налоговых органах по пополнению доходной части бюджетов, а также в работе комиссии по легализации заработной платы. Кроме того, с 2012 года муниципальным правовым актом создана и эффективно работает городская межведомственная комиссия по повышению доходной части бюджета Братска. Ее заседания проходят ежеквартально под председательством мэра города.

Итоговые показатели работы указанных комиссий за первое полугодие текущего года — снижение недоимок во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации более чем на 31 миллион рублей, в том числе 5,1 миллиона рублей поступили в бюджет города.

— Как обстоят дела с муниципальным долгом? Какие результаты достигнуты для минимизации долговых обязательств?

— Бюджетная политика в этой области нацелена на оптимизацию муниципального долга и снижение долговой нагрузки. Мы стараемся удерживать объем долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом возможных рисков.

Для того чтобы бюджет был сбалансированным, мы принимаем меры, направленные на мобилизацию и укрепление его доходной базы. Однако темпы роста расходных обязательств выше доходного потенциала. Поэтому потребность в заемных ресурсах возрастает, и, как следствие, увеличивается муниципальный долг. На 1 июля 2015 года муниципальный долг города составлял 601,1 миллиона рублей.

Мы определили показатели, при сохранении которых долговая нагрузка на муниципальный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства как по основному долгу, так и по его обслуживанию. Объем муниципального долга за последние годы вырос, но поддерживается на безопасном уровне.

Учитывая риски, вызванные общей нестабильной ситуацией в экономике, мы ведем системную работу по управлению ликвидностью текущего счета бюджета города. Наша цель — сохранение платежеспособности. В первом полугодии 2015 года удалось сэкономить 12 миллионов рублей бюджетных средств на обслуживание долговых обязательств.

Для улучшения структуры муниципального долга мы совместно с региональным правительством работаем над привлечением бюджетных кредитов и замещением ими обязательств по коммерческим займам. Также идет активная работа с территориальными органами Федерального казначейства по краткосрочному кредитованию на пополнение остатков средств на счете местного бюджета.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться