Версия для печати 2371 Материалы по теме

«Промышленная диверсификация и инновационное развитие» и «Центр ядерных технологий» — два сценария, по которым
на ближайшую пятилетку будет строить свою стратегию развития Северск. С приоритетами и перспективами развития будущего Центра ядерных технологий читателей знакомит Николай Васильевич ДИДЕНКО, глава администрации ЗАТО Северск.

— В текущем году Северск стал одним из победителей VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Благодаря чему вам удалось получить столь высокую оценку на конкурсе федерального уровня?

— В конкурсе мы принимали участие впервые, тем приятнее для нас победа в номинации «Лучшее ЗАТО». Конечно, задел для этой победы создавался не один год, она была бы невозможна без команды высококвалифицированных специалистов всех сфер деятельности, многие из которых имеют многолетний опыт работы на благо города.

За последние годы нами предпринимался целый комплекс мер по эффективному управлению муниципальными финансами. В части доходов это дифференцированная индексация налоговых ставок, деятельность межведомственных комиссий по выявлению неформальной занятости, работа с неплательщиками по налогам, эффективное администрирование неналоговых платежей и предпринимаемые меры по взысканию задолженности по ним.

В части расходов это внедрение программно-целевого метода формирования бюджета, безусловное исполнение принятых расходных обязательств, поддержание социальной ориентированности, мониторинг качества финансового менеджмента ГРБС и многое другое.

Что касается управления муниципальным долгом, то здесь мы долгое время придерживались политики по сохранению сбалансированности бюджета. И хотя сейчас экономическая конъюнктура сделала привлечение кредитных ресурсов неизбежным, сумму заимствований мы удерживаем на максимально низком уровне. Например, в 2014 году это было около 50 миллионов рублей, а на 2015 год планируется не более 30 миллионов. Эффективным инструментом управления муниципальным долгом стало использование механизма заимствования средств со счетов муниципальных учреждений для покрытия временных кассовых разрывов при исполнении бюджета.

Для сохранения заданных темпов развития мы планируем и в дальнейшем проводить взвешенную политику управления муниципальными финансами, ориентируясь главным образом на показатели устойчивости и сбалансированности бюджета. Сегодня с целью дальнейшего повышения качества управления в этой сфере на территории ЗАТО Северск реализуется муниципальная программа по эффективному управлению муниципальными финансами.

— С 2006 года ЗАТО встроены в общую бюджетную систему страны и на них распространяются общие принципы межбюджетного регулирования. За счет чего вы добиваетесь роста доходов?

— Сегодня мы, как и другие муниципальные образования, имеем высокую зависимость от бюджетов других уровней, и тенденция по росту доли межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов бюджета сохраняется. Положительная динамика роста доходной части бюджета за последние годы в абсолютных величинах достигнута только за счет роста безвозмездных поступлений.

Например, в ЗАТО Северск доля МБТ в структуре доходной части бюджета постепенно увеличилась с 62 процентов в 2011 году до 74 процентов в 2014 году, а если учесть средства местного бюджета, которые направляются на условиях софинансирования на цели, определенные соглашениями о предоставлении субсидий, то доля будет еще больше. При этом налоговые и неналоговые поступления, которыми располагает территория, практически в полном объеме расходуются на текущие нужды.

Все это снижает степень финансовой автономии муниципалитета, возможность самостоятельно определять приоритетные направления для вложения средств. В этих условиях задача обеспечения сбалансированности бюджета выходит на первый план, поскольку необходимость развития территории есть, а ресурсы крайне ограниченны. Например, на снижении норматива по НДФЛ на 2015 год, доведенном субъектом РФ уже после балансировки бюджета и направления его в Думу ЗАТО Северск, мы потеряли более 65 миллионов рублей. Отрази­лась на нас и оптимизация федерального бюджета — дотация бюджету ЗАТО была сокращена более чем на 100 миллионов рублей. Поэтому при планировании бюджета мы стараемся учитывать системные риски, в том числе связанные с возможным сокращением нецелевой финансовой помощи из бюджетов других уровней.

— А расходы растут?

— Доля расходов, носящих инвестиционный характер, увеличивается год от года. Например, в 2014 году сумма расходов на капстроительство, капитальные ремонты и приобретение оборудования составила более 500 миллионов рублей. Выделенное финансирование позволило после продолжительного перерыва возобновить работы по капремонту дорог, расширению внутриквартальных проездов, обустройству дополнительных парковочных мест, завершению строительства современного спортивного зала для физико-математического лицея и так далее.

— Северск располагает сильным промышленным потенциалом, имеет энергетическую независимость территории от других регионов, высокий интеллектуальный потенциал. Расскажите о локомотивах промышленности города и как они учитываются в планах развития муниципалитета.

— Наш промышленный потенциал по состоянию на 1 января 2015 года представлен 282 организациями. Основное из них — градообразующее предприятие АО «Сибирский химический комбинат», которое в настоящий момент проходит стадию реорганизации и модернизации: на базе подразделений АО «СХК» создаются дочерние предприятия и аутсорсинговые компании. В АО «СХК» и его дочерних предприятиях реализуются мероприятия и проекты по реконструкции, расширению и модернизации действующих и созданию новых производств, наиболее важные из которых вошли в Программу социально-экономического развития ЗАТО на 2012–2016 годы (далее — ПСЭР).

— Как вы планируете минимизировать риски и развить представляющиеся городу возможности?

— В целях создания благоприятных условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций, обеспечения устойчивого экономического и социального развития на территории ЗАТО приняты следующие стратегические документы: Стратегия развития ЗАТО до 2020 года, Программа социально-экономического развития Северска на 2012–2016 годы, Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода, муниципальные программы. Во исполнение поручения Президента РФ от 17 февраля 2014 года № Пр-335 разработана Комплексная программа развития ЗАТО Северск на период 2014–2020 годов.

Эти документы сформированы в соответствии с целями и приоритетами, определенными в долгосрочных стратегических документах развития Российской Федерации, Томской области и ГК «Рос­атом». Определены основные приоритетные направления развития муниципалитета, поставлены ключевые задачи социально-экономического развития.

Не надо забывать, что Северск входит в состав создаваемой Томской агломерации, планы по развитию которой утверждены нормативными документами Томской области. Также сейчас администрацией ЗАТО Северск во взаимодействии с ГК «Росатом», администрацией Томской области ведется активная работа по обоснованию переноса срока создания территории опережающего развития в ЗАТО Северск с 2018 года на 2016 год.

— Расскажите подробнее о сценариях развития ЗАТО, прописанных в Стратегии развития Северска.

— Стратегией развития города до 2020 года определено два сценария развития — «Промышленная диверсификация и инновационное развитие» (базовый сценарий развития) и «Центр ядерных технологий». Базовым трендом сценария «Промышленная диверсификация и инновационное развитие» является диверсификация экономики ЗАТО при сохранении промышленной специализации. Основными факторами данного сценария являются модернизация базового сектора экономики Северска, развитие Томской агломерации, демографическое развитие территории.

Сценарий «Центр ядерных технологий» предполагает, что в перспективе основой экономики города станут высокотехнологичные производства в сфере атомной промышленности. Данный сценарий развития — следующий шаг после реализации базового сценария развития и, по сути, его продолжение.

— Как у вас ведется работа с малым и средним предпринимательством? Какую помощь им оказываете? Какую отдачу от бизнеса имеет городской бюджет?

— Малому и среднему бизнесу мы уделяем достаточно много внимания, понимая, что это и рабочие места, и доход в казну. В рамках муниципальных программ поддержки предпринимательства в городе осуществляется финансовая, имущественная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отличительными особенностями сложившейся системы поддержки предпринимательства в ЗАТО Северск являются, с одной стороны, ее ориентированность в большей мере на создание новых субъектов предпринимательской деятельности, с другой — наличие возможности поэтапного использования различных инструментов, форм поддержки по мере становления и развития бизнеса.

Большая часть мероприятий по поддержке бизнеса осуществляется посредством организации инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Конкурс стартующих предпринимательских проектов проводится администрацией города ежегодно начиная с 2010 года. В этом году конкурс ожидается во втором полугодии, и, по предварительным данным, на его проведение будет направлено порядка 6,5 миллиона рублей.

Финансовую поддержку в виде предоставления грантов и выдачи микрозаймов осуществляет некоммерческий фонд «Фонд развития малого и среднего предпринимательства ЗАТО Северск». За период с 2013 года по настоящее время предоставлены гранты 12 субъектам предпринимательской деятельности. На сегодняшний день пяти субъектам предпринимательства выданы микрозаймы.

В настоящее время внесены изменения в правила предоставления микрозаймов, в том числе увеличен срок пользования микрозаймом до двух лет, расширен перечень видов деятельности, для осуществления которых может быть предоставлен микрозаем, за счет оптовой и розничной торговли.

Имущественная поддержка субъектам предпринимательской деятельности оказывается путем предоставления муниципального имущества в аренду на льготных условиях. В целях оказания имущественной поддержки некоммерческое партнерство «Агентство развития предпринимательства — Северск» предоставляет в аренду нежилые помещения в городском бизнес-инкубаторе и технопарковой зоне.

Помещения в городском бизнес-инкубаторе могут быть предоставлены начинающим предпринимателям в аренду на льготных условиях на срок до трех лет. Помимо собственного офиса резиденты бизнес-инкубатора могут воспользоваться коворкинг-центром и конференц-залом, оборудованными по последнему слову техники, а также получить консультационные услуги по вопросам правовой поддержки и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации. К их услугам — централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей, маркетинговые и рекламные услуги, информационно-ресурсное обеспечение и сопровождение действующих и создаваемых новых субъектов малого предпринимательства.

Консультационную поддержку по вопросам ведения бизнеса предприниматели могут получить бесплатно в муниципальном центре поддержки предпринимательства НП «АРП-Северск» и в администрации ЗАТО Северск. Субъекты малого и среднего предпринимательства также могут взять в аренду помещения технопарковой зоны, которая в ЗАТО Северск сформирована на базе муниципального имущества в составе трех площадок: восточной, западной, северной.

Для обеспечения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности, организаций поддержки малого и среднего предпринимательства по вопросам развития и поддержки предпринимательства, выработки и реализации муниципальной политики в области развития предпринимательства в 2014 году при главе администрации ЗАТО Северск был создан Совет по развитию и поддержке предпринимательства. Совет состоит из 27 человек, при соблюдении баланса между представителями бизнеса и органов местного самоуправления. На заседаниях совета обсуждаются проблемы реализации бизнеса на территории муниципального образования, осуществляется поиск путей их разрешения.

За 2014 год от бизнеса получено 178 миллионов рублей, или 17,4 процента налоговых и неналоговых доходов бюджета ЗАТО.

Подготовила С. А. Стрельникова

Поделиться