Проблема злоупотребления правом на обжалование действий (бездействий) заказчиков является одной из самых актуальных в сфере государственных и муниципальных закупок. Н. В. Конценебина, заместитель начальника управления экономики администрации г. Орска рассматривает причину ее возникновения, и предлагается способ разрешения.
По ее мнению данное явление, прежде всего, обусловлено отсутствием необходимости уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок. "На наш взгляд, - отмечает она в интервью журналу "Бюджет", - это важное упущение, требующее особого внимания со стороны законодателей". Институт государственной пошлины имеет большое экономическое и правовое значение. Необходимость уплаты госпошлины в судопроизводсве призвана предотвращать необоснованное заявление исковых требований, подачу апелляционных и кассационных жалоб. Законодательное понятие государственной пошлины едино для всех случаев ее уплаты при рассмотрении дел, совершении иных действий в судах, нотариате, иных юрисдикционных органах. Так почему нельзя законодательно установить пошлину, например, как определенный процент от начальной (максимальной) цены контракта и возвращать ее только в случае обоснованности жалобы?
Установление государственной пошлины — это необходимая мера, в, первую очередь, из-за ее сдерживающей роли. Неограниченный доступ к системе обжалования приводит к тому, что нарушаются права третьих лиц, а заказчик и победитель закупочной процедуры, часто несут существенные убытки из-за задержки исполнения контракта.
Справка
Понятие государственной пошлины содержится в статье 333.16 Налогового кодекса. В соответствии с нормативной дефиницией государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федераци.