XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
Итоги
Версия для печати 2788 Материалы по теме

Государственный долг российских регионов оценивается в 2,116 триллиона рублей. Устойчивая тенденция к росту госдолга субъектов РФ наблюдается с 2012 года — за этот период он вырос практически в два раза.

Такие цифры озвучил министр финансов РФ А. Г. Силуанов, выступая на правительственном часе в Государственной думе. Как отметил министр, причины резкого ухудшения долговой ситуации связаны с несколькими факторами. В 2011–2014 годах наблюдалась тенденция по снижению поступлений от налога на прибыль в результате потери рентабельности отечественных компаний из-за негативных структурных изменений в российской экономике. Наблюдалось резкое увеличение доли расходов консолидированного бюджета регионов, направляемых на оплату труда, которая по итогам 2014 года составила 32%.

На сайте журнала есть подборка материалов, посвященных государственному долгу регионов. Ознакомиться с ней можно по ссылке.

«Многие опасались, что ситуация в 2015 году будет продолжать ухудшаться, однако принятые решения позволили структурно улучшить обстановку с региональными бюджетами, — отметил Силуанов. — На стороне расходов ключевым стало решение о неиндексации заработных плат в бюджетном секторе». Это позволило сдержать рост расходов региональных бюджетов (за первые восемь месяцев 2015 года их прирост составил всего 4,5%). Со стороны доходов ключевым фактором стал рост поступлений по налогу на прибыль, вследствие чего структура доходов изменилась в пользу корпоративного сектора.

На сайте журнала есть подборка материалов, посвященных государственному долгу регионов. Ознакомиться с ней можно по ссылке.

Долговая нагрузка, особенно в условиях ужесточения финансовых условий в экономике, тяжелое бремя для регионов. В сложившейся ситуации было принято решение помочь субъектам РФ, в первую очередь с рефинансированием их рыночного долга. Из 310 миллиардов рублей бюджетных кредитов, предусмотренных законом о бюджете 2015 года на эти цели, 268 миллиардов пойдет именно на рефинансирование задолженности регионов. По словам министра, на эти цели уже выдано 230 миллиардов рублей.

Закредитованность регионов вызывает у Счетной палаты РФ повышенное беспокойство. В своем выступлении на правительственном часе председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова обратила внимание на то, что вплоть до 2014 года включительно в структуре долга регионов наблюдался рост доли коммерческих кредитов — до 42,5%. За прошедшие месяцы текущего года ситуация несколько изменилась в пользу бюджетных кредитов. Доля коммерческих кредитов снизилась на 4,4% и составила 38,1%, а доля бюджетных кредитов — 36,5. «Эта ситуация далека от той, когда можно было бы успокоиться, и на сегодняшний день представляет серьезную угрозу для общей сбалансированности бюджетов регионов», — считает председатель Счетной палаты РФ.

В целом госдолг регионов в минувшем году составил 35,4% от их налоговых и неналоговых доходо­в. При этом в 2011 году эта цифра была 25,4%. Долг свыше 50% от собственных доходов сложился в 46 регионах. Из них более 100% — в 9 регионах. Это Чукотский автономный округ, Костромская область, республики Мордовия, Карелия, Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Белгородская область, Карачаево-Черкесская Республика и Астраханская область. Рост долговых обязательств за январь — август текущего года отмечается в 42 регионах страны.

Одновременно за три последних года на 65% увеличились расходы по обслуживанию госдолга регионов, что существенно ухудшает структуру расходов. В минувшем году во многих регионах указанные расходы возросли более чем в два раза.

«Увеличение долговой нагрузки на бюджеты регионов, имеющиеся риски недопоступления доходов свидетельствуют о наличии проблем в экономке регионов, формировании и исполнении их бюджетов, — отметила в своем выступлении Голикова. — При этом реальные источники погашения государственного долга у субъектов РФ, к сожалению, отсутствуют». Чтобы нивелировать эту ситуацию, Счетная палата считает, что нужно провести глубокий анализ доходных и расходных полномочий субъектов РФ и кардинально изменить концепцию межбюджетных отношений.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно