В статье содержится анализ сложившейся в системе налогообложения доходов физических лиц ситуации и предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения (ПС НО ДФЛ).
Станислав Константинович МИРОНОВ, председатель Общественного совета Управления ФНС по Астраханской области
Мировой опыт и социальная справедливость
В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года говорится о необходимости сохранить действующую налоговую систему — имеется в виду недопущение усиления налогового бремени. Существующая в РФ система налогообложения доходов физических лиц предусматривает плоскую шкалу — 13% (статья 224 Налогового кодекса) независимо от объема доходов физических лиц, что нарушает принцип социальной справедливости.
В абсолютном большинстве стран мира применяется прогрессивная шкала, предусматривающая процент налогообложения доходов в зависимости от их объема. При этом максимальная величина налога составляет, например, в Дании — 59%, Швеции — 57%, Германии — 53%, Нидерландах — 52%, в Японии и Великобритании — 50% и так далее.
Нюансы, задачи и цифры
Реализуя принцип социальной справедливости, Общественный совет Управления ФНС по Астраханской области предложил ввести ПС НО ДФЛ, обеспечивающую ослабление налогового бремени для большинства налогоплательщиков и одновременно не допускающую снижения общей суммы НДФЛ, получаемой бюджетом при действующей системе налогообложения. При этом были поставлены следующие задачи:
- предложить формулу расчета НДФЛ в зависимости от доходов граждан, не допускающую скачкообразный рост суммы налога;
- определить удельный вес налогоплательщиков, получивших бы послабление налогового бремени при предлагаемой системе налогообложения по сравнению с действующей;
- предложить различные варианты налогообложения доходов физических лиц, по каждому из вариантов рассчитать потенциальную сумму НДФЛ консолидированного бюджета Астраханской области по полному кругу работающих в организациях и сравнить ее с фактической;
- рассчитать возможную дополнительную сумму доходов НДФЛ в целом по РФ.
Решение поставленных задач выполнено на основе исходных данных по Астраханской области за 2012 год (на момент аналитических расчетов статданных за 2013 год еще не было), предоставленных Управлением ФНС по Астраханской области.
Фактическая сумма НДФЛ, поступившая в 2012 году в бюджетную систему Астраханской области, составила 9,653 миллиарда рублей (таблица 1). При этом на долю налоговых агентов, то есть предприятий и организаций, удерживающих НДФЛ и перечисляющих его в бюджет, приходится 7,684 миллиарда рублей, или 79,6%. Поэтому в последующих таблицах приводятся данные по НДФЛ, удержанному предприятиями и организациями. Остальные 20,4% приходятся на долю предпринимателей, физических лиц, иностранных граждан. Это соотношение в большинстве регионов остается неизменным на протяжении нескольких лет.
Таблица 1. Структура НДФЛ в консолидированном бюджете Астраханской области в 2012 г.
Показатели |
Всего |
В том числе |
|
налоговые агенты |
остальные |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Фактическая сумма НДФЛ в 2012 г., млрд руб. |
9,653 |
7,684 |
1,969 |
То же в % |
100,0 |
79,6 |
20,4 |
Граница доходов
Фактическая структура НДФЛ в зависимости от уровня доходов работающих граждан указана в таблице 2, из которой видно, что 88,4% (сумма строк 3,4,5,6,) работающих имели годовой денежный доход, не превышающий 300 тысяч рублей, или 25 тысяч рублей в месяц. Именно этот уровень и предлагается в качестве пограничного. То есть при доходах менее 300 тысяч рублей в год налогообложение будет осуществляться по ставкам ниже 13%, причем чем ниже доходы, тем ниже ставка. При доходах более 300 тысяч рублей налогообложение будет осуществляться по ставкам выше 13%, и чем выше доходы, тем выше ставка.
Таблица 2. Структура НДФЛ, удержанного и перечисленного в бюджет налоговыми агентами (юридическими лицами) в 2012 г.
Категория налогоплательщика в зависимости от годовой суммы доходов |
Сумма денежных доходов, млн руб. |
Сумма удержанного и перечисленного НДФЛ, млн руб. |
Количество налогоплательщиков, чел. |
Годовая сумма НДФЛ на одного налогоплательщика, тыс. руб. |
Годовой денежный доход на одного налогоплательщика, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (= 3/4) |
6 (= 2/4) |
Всего |
58 781 |
7683 |
422 785 |
18,17 |
139,03 |
В том числе |
|||||
Доход до 80 тыс. руб. |
5375 |
699 |
218 941 |
3,19 |
24,55 |
Доход от 80 тыс. до 150 тыс. руб. |
7267 |
945 |
74 772 |
12,63 |
97,19 |
Доход от 150 тыс. до 250 тыс. руб. |
11 102 |
1443 |
61 319 |
23,53 |
181,05 |
Доход от 250 тыс. до 300 тыс. руб. |
5200 |
676 |
17 463 |
38,71 |
297,76 |
Доход от 300 тыс. до 800 тыс. руб. |
19 511 |
2540 |
41 987 |
60,49 |
464,7 |
Доход от 800 тыс. до 1500 тыс. руб. |
7453 |
973 |
7260 |
133,97 |
1026,6 |
Доход от 1500 тыс. до 3000 тыс. руб. |
1792 |
239,1 |
871 |
274,54 |
2057 |
Доход более 3000 тыс. руб. |
1084 |
169 |
172 |
982,84 |
6299,7 |
Дополнительным аргументом в пользу пограничного дохода в объеме именно 25 тысяч рублей в месяц является то, что в 2012 году среднемесячная начисленная зарплата (СМНЗ) работающих в организациях Астраханской области составила, согласно данным Росстата, 19,5 тысячи рублей, а в целом по РФ — 26,6 тысячи рублей. Поскольку члены Общественного совета предлагали два варианта пограничного дохода — 300 тысяч рублей и 500 тысяч рублей, то расчеты были проведены по обоим вариантам, но в данной статье информация приведена преимущественно о первом варианте.
Справка
В начале 2015 года Государственная дума рассматривала ставки по НДФЛ, однако в качестве пограничного уровня были предложены ежегодные доходы в объеме более 5 миллионов рублей, налогообложение которых будет осуществляться по ставкам выше 13%, а доходы ниже этой суммы — по действующей ставке 13%. Решение не было принято. И, по мнению автора статьи, это оправданно, поскольку дополнительные доходы для бюджета были бы минимальны, ослабления налогового бремени большинство работающих не получило бы, а для налоговых органов только прибавилась работа.
Варианты ставок
Предлагается три варианта ставок налогообложения (таблица 3). Жесткий вариант — при нем работающие с годовым денежным доходом до 300 тысяч рублей будут платить налог по 13%, то есть как при действующей системе налогообложения. При мягком варианте они будут платить налог по ставке от 10% до 13%, а при среднем — по ставке от 11,5% до 13%. Работающие с годовым денежным доходом более 300 тысяч рублей будут платить налог по ставке от 13% до 38% в зависимости от уровня доходов при любом варианте.
Таблица 3. Предлагаемые варианты ставок прогрессивного налогообложения
Категория налогоплательщика в зависимости от годовой суммы доходов |
Жесткий вариант, % |
Мягкий вариант, % |
Средний вариант, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доход до 80 тыс. руб. |
13,0 |
10,0 |
11,5 |
Доход от 80 тыс. до 150 тыс. руб. |
13,0 |
11,0 |
12,0 |
Доход от 150 тыс. до 250 тыс. руб. |
13,0 |
12,0 |
12,5 |
Доход от 250 тыс. до 300 тыс. руб. |
13,0 |
13,0 |
13,0 |
Доход от 300 тыс. до 800 тыс. руб. |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Доход от 800 тыс. до 1500 тыс. руб. |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
Доход от 1500 тыс. до 3000 тыс. руб. |
35,0 |
35,0 |
35,0 |
Доход более 3000 тыс. руб. |
38,0 |
38,0 |
38,0 |
Для недопущения скачкообразного роста суммы НДФЛ в зависимости от дохода, а наоборот, для обеспечения ее плавного изменения предлагается формула, которая гарантирует, что сумма НДФЛ при доходах, например, в 299,999 тысячи рублей и в 300,001 тысячи рублей практически не будет отличаться (таблица 4).
Таблица 4. Формула расчета НДФЛ при ПС НО ДФЛ, средний вариант
Категория налогоплательщиков в зависимости от годовой суммы доходов |
Ставка, % |
Формула расчета |
Условная сумма дохода, тыс. руб. |
Сумма НДФЛ при 13%, тыс. руб. |
Расчетная сумма НДФЛ, на одного налогоплательщика, тыс. руб. |
Рост, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (= 4×0,13) |
6 = 3 |
7 (= 6/5×100) |
Доход до 80 тыс. руб. |
11,5 |
НДФЛ = ФДД*×0,115 |
||||
Доход = 80 тыс. руб. |
НДФЛ = 80,0×0,115 = 9,2 |
80 |
10,4 |
9,2 |
89,0 |
|
Доход от 80 тыс. |
12,0 |
НДФЛ = 80 тыс. руб.×0,115 + (ФДД-80 тыс. руб.)×0,12 |
||||
Доход = 150 тыс. руб. |
НДФЛ = 9,2 + (15080)×0,12 = 17,6 |
150 |
19,5 |
17,6 |
90,0 |
|
Доход от 150 тыс. до 250 тыс. руб. |
12,5 |
НДФЛ = 17,6 + (ФДД-150 тыс. руб.)×0,125 |
||||
Доход = 250 тыс. руб. |
НДФЛ = 17,6 + (250-150)×0,125 = 30,1 |
250 |
32,5 |
30,1 |
93,0 |
|
Доход от 250 тыс. до 300 тыс. руб. |
13,0 |
НДФЛ = 30,1 + (ФДД-250 тыс. руб.)×0,13 |
||||
Доход= 300 тыс. руб. |
НДФЛ = 30,1 + |
300 |
39,0 |
36,6 |
94,0 |
|
Доход от 300 тыс. до 800 тыс. руб. |
20,0 |
НДФЛ = 36,6 + (ФДД-300 тыс. руб.)×0,2 |
||||
Доход = 800 тыс. руб. |
НДФЛ = 36,6 + (800-300)×0,2 = 136,6 |
800 |
104,0 |
136,6 |
131,0 |
|
Доход от 800 тыс. до 1500 тыс. руб. |
30,0 |
НДФЛ = 136,6 + (ФДД-800 тыс. руб.)×0,3 |
||||
Доход = 1500 тыс. руб. |
НДФЛ = 136,6 + |
1500 |
195,0 |
346,6 |
178,0 |
|
Доход от 1500 тыс. до 3000 тыс. руб. |
35,0 |
НДФЛ = 346,6 + (ФДД-1500 тыс. руб.)×0,35 |
||||
Доход = 3000 тыс. руб. |
НДФЛ = 346,6 + |
3000 |
390,0 |
871,6 |
224,0 |
|
Доход более 3000 тыс. руб. |
38,0 |
НДФЛ = 871,6 + (ФДД-3000 тыс. руб.)×0,38 = 2011,6 |
6000 |
780,0 |
2011,6 |
258,0 |
*ФДД — фактический денежный доход. |
В этой таблице в качестве примера приведены формулы расчета при среднем варианте налогообложения. Из нее видно, что граждане с годовым денежным доходом, например, ниже 80 тысяч рублей будут платить налог на уровне 89% от действующей системы налогообложения. При этом граждане с годовым денежным доходом, например, 6 миллионов рублей будут платить налог в 2,59 раза больше, чем сейчас.
При жестком варианте потенциальная (возможная) сумма НДФЛ составит 9,125 миллиарда рублей, или на 19% больше, чем было фактически (таблица 5). При этом средняя ставка налогообложения составит 15,54% вместо 13% при действующей системе налогообложения.
Таблица 5. Потенциальная сумма НДФЛ при ПС НО ДФЛ, жесткий вариант
Категория налогоплательщика в зависимости от годовой суммы доходов |
Фактический НДФЛ при 13%, млн руб. |
Средняя ставка, % |
Потенциальная сумма НДФЛ, млн руб. |
Отклонение, млн руб. |
Рост, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (= |
6 (=4/2×100) |
Доход до 80 тыс. руб. |
699 |
13,0 |
699 |
0 |
100,0 |
Доход от 80 тыс. до 150 тыс. руб. |
945 |
13,0 |
945 |
0 |
100,0 |
Доход от 150 тыс. до 250 тыс. руб. |
1443 |
13,0 |
1443 |
0 |
100,0 |
Доход от 250 тыс. до 300 тыс. руб. |
676 |
13,0 |
676 |
0 |
100,0 |
Доход от 300 тыс. до 800 тыс. руб. |
2540 |
20,0 |
3020 |
480 |
119,0 |
Доход от 800 тыс. до 1500 тыс. руб. |
973 |
30,0 |
1503 |
530 |
155,0 |
Доход от 1500 тыс. до 3000 тыс. руб. |
239 |
35,0 |
474 |
235 |
198,0 |
Доход более 3000 тыс. руб. |
169 |
38,0 |
366 |
197 |
217,0 |
Всего |
7683 |
15,54 |
9125 |
1442 |
119,0 |
Примечания: 1. Сумма НДФЛ на одного налогоплательщика = 9125/422 785×1000 = 21,6 тыс. руб. 2. Средний % = 21,6/139,03×100% = 15,54%, где 139,03 — средний ФДД (таблица 2, строчка 1, графа 6). |
При мягком варианте потенциальная (возможная) сумма НДФЛ составит 8,182 миллиарда рублей, или на 6,5% больше, чем было фактически (таблица 6). При этом средняя ставка налогообложения составит 13,92% вместо 13% при действующей системе налогообложения.
Таблица 6. Потенциальная сумма НДФЛ при ПС НО ДФЛ, мягкий вариант
Категория налогоплательщика в зависимости от годовой суммы доходов |
Фактический НДФЛ при 13%, млн руб. |
Средняя ставка, % |
Потенциальная сумма НДФЛ, млн руб. |
Отклонение, млн руб. |
Рост, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (= |
6 (=4/2×100) |
Доход до 80 тыс. руб. |
699 |
10,0 |
538 |
—161 |
76,9 |
Доход от 80 тыс. |
945 |
11,0 |
740 |
—205 |
78,3 |
Доход от 150 тыс. |
1443 |
12,0 |
1191 |
—252 |
82,5 |
Доход от 250 тыс. |
676 |
13,0 |
592 |
—84 |
87,6 |
Доход от 300 тыс. |
2540 |
20,0 |
2819 |
+279 |
111,0 |
Доход от 800 тыс. |
973 |
30,0 |
1468 |
+495 |
151,0 |
Доход от 1500 тыс. |
239,1 |
35,0 |
470 |
+231 |
196,0 |
Доход более 3000 тыс. руб. |
169 |
38,0 |
365 |
+196 |
216,0 |
Всего |
7683 |
13,92 |
8182 |
+499 |
106,5 |
Примечания: 1. Сумма НДФЛ на одного налогоплательщика = 8182/422785×1000 = 19,35 тыс. руб. 2. Средний % = 19,35/139,03×100% = 13,92%, где 139,03 — средний ФДД (таблица 2, строчка 1, графа 6). |
При среднем варианте потенциальная (возможная) сумма НДФЛ составит 8,654 миллиарда рублей, или на 13% больше, чем было фактически (таблица 7). При этом средняя ставка налогообложения составит 14,72% вместо 13% при действующей системе налогообложения.
Таблица 7. Потенциальная сумма НДФЛ при ПС НО ДФЛ, средний вариант
Категория налогоплательщика в зависимости от годовой суммы доходов |
Фактический НДФЛ при 13%, млн руб. |
Средняя ставка % |
Потенциальная сумма НДФЛ, млн руб. |
Отклонение |
Рост, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (= |
6 (=4/2×100) |
Доход до 80 тыс. руб. |
699 |
11,5 |
618 |
—81 |
88,5 |
Доход от 80 тыс. руб. до 150 тыс. руб. |
945 |
12,0 |
842 |
—103 |
89,0 |
Доход от 150 тыс. руб. до 250 тыс. руб. |
1443 |
12,5 |
1317 |
—126 |
91,0 |
Доход от 250 тыс. руб. до 300 тыс. руб. |
676 |
13,0 |
634 |
—42 |
94,0 |
Доход от 300 тыс. руб. до 800 тыс. руб. |
2540 |
20,0 |
2920 |
+380 |
115,0 |
Доход от 800 тыс. руб. до 1500 тыс. руб. |
973 |
30,0 |
1485 |
+512 |
153,0 |
Доход от 1500 тыс. руб. до 3000 тыс. руб. |
239,1 |
35,0 |
472 |
+233 |
197,0 |
Доход более 3000 тыс. руб. |
169 |
38,0 |
366 |
+197 |
216,0 |
Всего |
7683 |
14,72 |
8654 |
+971 |
113,0 |
Примечания: 1. Сумма НДФЛ на одного налогоплательщика = 8654/422785×1000 = 20,47 тыс. руб. 2. Средний % = 20,47/139,03×100% = 14,72%, где 139,03 — средний ФДД (таблица 2, строчка 1, графа 6). |
Таким образом, в зависимости от избранного варианта дополнительные доходы для бюджетной системы Астраханской области составят от 6,5% до 19% (таблица 8).
Таблица 8. Дополнительная сумма НДФЛ при предлагаемых вариантах ставок ПС НО ДФЛ
Показатели |
Единица измерения |
Жесткий вариант |
Мягкий вариант |
Средний вариант |
Фактическая сумма НДФЛ при существующем законодательстве |
млн руб. |
7683 |
7683 |
7683 |
Потенциальная сумма НДФЛ |
млн руб. |
9125 |
8182 |
8654 |
Отклонение |
млн руб. |
1441 |
499 |
971 |
Рост |
% |
119,0 |
106,5 |
113,0 |
Итого
Поскольку предлагаемая система налогообложения будет распространяться не только на предприятия и организации, но и на другие субъекты налогообложения, то и дополнительная сумма доходов для бюджетной системы Астраханской области возрастет на 20%. С достаточной степенью точности можно предположить, что и в целом по РФ процент роста потенциальных доходов будет аналогичным, поэтому при фактическом объеме НДФЛ в 2012 году в сумме 2,26 триллиона рублей дополнительная сумма доходов составит:
- при жестком варианте — 429 миллиардов рублей;
- при мягком варианте — 147 миллиардов рублей;
- при среднем варианте — 294 миллиардов рублей.
Пограничная сумма — 500 тысяч
Проведены аналогичные расчеты и для второго варианта — пограничной суммы годовых денежных доходов в объеме 500 тысяч рублей (таблица 9).
Таблица 9. Дополнительная сумма НДФЛ при предлагаемых вариантах ставок и пограничных сумм ПС НО ДФЛ
Показатели |
Единица измерения |
Жесткий |
Мягкий |
Средний |
|||
I вариант |
II вариант |
I вариант |
II вариант |
I вариант |
II вариант |
||
Фактическая сумма НДФЛ при существующем законодательстве |
млн руб. |
7683 |
7683 |
7683 |
7683 |
7683 |
7683 |
Потенциальная сумма НДФЛ |
млн руб. |
9125 |
8716 |
8182 |
7739 |
8654 |
7833 |
Отклонение |
млн руб. |
1442 |
1033 |
499 |
56 |
971 |
150 |
Рост |
% |
119,0 |
113,4 |
106,5 |
100,7 |
113,0 |
102,0 |
Во втором варианте 94,5% работающих станут платить меньше, чем при действующей системе налогообложения, однако дополнительные доходы для бюджетной системы Астраханской области составят лишь от 0,7% до 13,4% в зависимости от избранного варианта. Соответственно, в целом по РФ дополнительная сумма доходов составит:
- при жестком варианте — 199 миллиардов рублей;
- при мягком варианте — 15 миллиардов рублей;
- при среднем варианте — 61 миллиард рублей.
Логичным является ежегодное установление на федеральном уровне предельной налоговой ставки и пограничной суммы доходов исходя из среднестатистических данных о СМНЗ в целом по РФ.
В феврале 2015 года Общественный совет Управления ФНС по Астраханской области направил в адрес комитета Государственной думы по бюджету и налогам для рассмотрения проект федерального закона, разработанный в соответствии с нашими предложениями, пояснительную записку к нему, все расчеты, однако ответа нет до сих пор.