Версия для печати 2710 Материалы по теме

В 2014 году в работе контрольно-аудиторских подразделений Федерального казначейства произошли кардинальные изменения, которые затрагивают многие аспекты проведения проверок и оценки эффективности деятельности. Разработаны и приняты нормативные документы, которые пересмотрели систему внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в территориальных органах ведомства.

Приказ № 253

Приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 года № 253 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности» регламентирован процесс проведения контрольных мероприятий. Данный приказ исполняется в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области (далее — Управление) с 1 января 2014 года. Он внес существенные изменения в порядок планирования, проведения, оформления и рассмотрения результатов проверок, организации деятельности Контрольного совета Управления.

В соответствии с утвержденными стандартами отдел внутреннего контроля и аудита (ОВКиА) Управления проанализировал новации и переработал внутренние локальные документы — приказы, регламентирующие соответствующие направления деятельности. В результате проверки стали подразделяться на комбинированные и камеральные, что позволяет использовать удаленный доступ к документам, повысить качество проводимых контрольных мероприятий и увеличить время непосредственной работы с документами, а также существенно сократить затраты на контрольную деятельность.

Изменения произошли в сроках издания приказов о проведении проверок, оформлении справок и актов по итогам контрольных мероприятий, в порядке реализации материалов проверок и рассмотрении их результатов на Контрольном совете Управления. В целях обеспечения прозрачности деятельности ОВКиА документы, предусмотренные Стандартами внутреннего контроля, в регламентированном порядке и в установленные сроки представляются руководителю Управления с использованием прикладного программного обеспечения — автоматизированной системы документооборота LanDocs (далее — ППО АСД LanDocs) и ППО OutIook.

Приказ № 164

Приказом Федерального казначейства от 16 апреля 2012 года № 164 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля Федерального казначейства» регламентированы единые требования к осуществлению руководством и сотрудниками Управления внутреннего финансового контроля при выполнении ими функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности. Согласно этим стандартам целью внутреннего финансового контроля является установление соответствия деятельности структурных подразделений положениям нормативных правовых актов и регламентов. Целью внутреннего финансового аудита является предоставление руководителю Управления независимой и объективной информации о деятельности структурных подразделений при осуществлении ими функций в установленной сфере деятельности.

В 2013 году ОВКиА начал работу по внедрению отдельных элементов внутреннего финансового контроля. С этой целью приказом Управления были утверждены Стандарты внутреннего финансового контроля в Управлении, которые вступили в силу с 1 января 2014 года. Приказ размещен на официальном сайте Управления. Для скорейшего внедрения и качественного проведения внутреннего финансового контроля структурными подразделениями Управления ОВКиА разработал примерную Карту внутреннего финансового контроля для территориальных отделов и разъяснил их сотрудникам порядок организации внутреннего финансового контроля.

Мониторинг проведения контрольных мероприятий

В феврале 2015 года приказом Федерального казначейства были внесены и утверждены изменения в Стандарты внутреннего финансового контроля. Теперь внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях на предварительном этапе осуществляется сплошным способом.

В рамках организации внутреннего финансового контроля непосредственно в ОВКиА были проанализированы наиболее рискоемкие направления деятельности отдела и выявлены вопросы, требующие особого внимания и контроля. На основе данных анализа сотрудники ОВКиА разработали Перечень операций, действий, необходимых для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, а также Карту внутреннего финансового контроля ОВКиА на 2015 год, в соответствии с которой осуществляется сплошной предварительный самоконтроль, предварительный контроль по уровню подчиненности в соответствии с возложенными на ОВКиА полномочиями.

Одним из новшеств, призванных обеспечить выполнение требований Стандартов внутреннего контроля, стала разработанная форма «Мониторинг проведения контрольных мероприятий отделом внутреннего контроля и аудита» (таблица). Данная форма применяется с целью осуществления начальником ОВКиА сплошного предварительного контроля по уровню подчиненности за соблюдением Стандартов внутреннего финансового контроля. Форма позволяет систематизировать выполнение требований приказа Федерального казначейства № 253 и отслеживать сроки их исполнения.

Таблица. Мониторинг проведения контрольных мероприятий отделом внутреннего контроля и аудита в 2015 г.

№ п/п

Наименование объекта контроля

Проверяемый период, метод проверки

Срок проведения проверки, руководитель аудиторской группы

Дата и № приказа в ППО АСД LanDocs

Номер и дата Акта

Контрольный совет

Дата указания в ППО АСД LanDocs

Дата файла указаний, выгруженного из ППО AudPlan

Срок представления плана мероприятий план/факт

Срок представления отчета план/факт

Количество нарушений в указаниях

Кол-во устраненных нарушений/кол-во нарушений для ф. 503 (на 01.04.15)

Контрольная дата отчета (в ППО АСД LanDocs
Акт, Отчет, письмо — согласие с Актом)

Дата предоставления отчета руководителю
Управления (с Актом) в ППО АСД LanDocs
(«на резолюцию»)

Решение руководителя Управления

Проект протокола заседания Контрольного совета + отчет председателю Контрольного совета в ППО АСД LanDocs

Уведомление членам Контрольного совета

Дата Контрольного совета в сообщении от председателя Контрольного совета

Протокол Контрольного совета

Дата перепроверки (не ранее 6 месяцев)

Дисциплинарное взыскание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

7

Отдел № 22 (с. Петропавловка)

01.01.14–01.01.15, комплексная

02.03.15–13.03.15 (Румянцева
Н. Б.)

17.02.15 № 62

№ 7 от 12.03.15

23.03.15

23.03.15 № 11-08/ 2306

25.03.15
№ 11-08/ 2306

25.03.15 № 11-02/ 2362

27.03.15
№ 11-02/ 2416

02.04.15

07.04.15 № 11-02/ 2849

-

-

07.04.15 № 11-08/ 2874

07.04.15
№ 11-16/ 2877

13.04.15/ 09.04.15

08.05.15/ 16.04.15

3

3

8

Отдел № 10 (г. Калач)

01.04.13–01.04.15 тематическая

13.04.15–24.04.15 (Терновская
Е. А.)

30.03.15 № 96

Б/н от 23.04.15

06.05.15

29.04.15 № 11-09/ 3398

29.04.15 № 11-09/ 3398

Без рассмотрения на КС

Без рассмотрения на КС

Без рассмотрения на КС

Без рассмотрения на КС

-

-

-

-

-

-

-

-

Заместитель начальника ОВКиА вносит в форму информацию, необходимую для своевременного анализа полученных результатов начальником отдела и принятия в дальнейшем организационных решений. Информация в таблицу вносится поэтапно по мере подготовки документов, выставляются предельные даты формирования документов (например, в графе 7 отражена контрольная дата формирования отчета о результатах проверки) и фактические сроки их исполнения (графа 8). Графа 8 содержит информацию о дате и номере отчета о результатах проверки, представленного руководителю Управления в ППО АСД LanDocs.

Есть эффект

Положительным результатом мероприятий предварительного внутреннего финансового контроля, проводимых в структурных подразделениях УФК по Воронежской области, включая территориальные отделы, предусмотренных приказом Федерального казначейства № 164, стало снижение в 2014 году по сравнению с 2013 годом самостоятельно выявленных нарушений в 4,5 раза и повышение эффективности деятельности структурных подразделений.

В любой момент времени начальник отдела располагает всей необходимой информацией по контрольному мероприятию: по каким этапам работа продолжается, по каким завершена. Разработанная форма позволяет контролировать этапы обеспечения работы Контрольного совета Управления, своевременность представления информации членам и председателю Контрольного совета (графы 10, 11, 12, 13, в которых также содержится информация о дате и номере документа в ППО АСД LanDocs). В Управлении преду­смотрена возможность представления выгруженных структурированных файлов и информационных писем по устранению объектом проверки выявленных нарушений (указаний), планов мероприятий, направленных на устранение нарушений (недостатков), отраженных в акте проверки, и отчетов о выполнении планов мероприятий, а также квитанций о загрузке с использованием ППО АСД LanDocs.

По материалам завершенной проверки выставляются контрольные сроки представления объектом проверки плана мероприятий по устранению нарушений (недостатков) и отчета о выполнении плана мероприятий, фиксируются даты фактического представления информации (графы 18, 19). Это позволяет осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений в деятельности проверенных структурных подразделений.

В Мониторинге проведения контрольных мероприятий отделом внутреннего контроля и аудита присутствует графа 21 с информацией о количестве устраненных нарушений по каждой проверке. Данные этой графы находят отражение в ежеквартальной информации по устранению нарушений, выявленных по результатам проведенных ОВКиА, а также органами государственного контроля (надзора) контрольных мероприятий, представляемой по запросу в Федеральное казначейство. В случае необходимости дополнительного контроля и анализа информации в таблицу вносятся дополнительные графы. Данные, содержащиеся в Мониторинге проведения контрольных мероприятий отделом внутреннего контроля и аудита, позволяют провести предварительный контроль информации, выгружаемой из ППО «Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства» в Федеральное казначейство, и обеспечить достоверность периодической отчетности.

На всех этапах работы ОВКиА Управления обеспечена ее прозрачность. Ведение электронного документооборота с помощью ППО АСД LanDocs и ППО Outlook позволило фиксировать «аудиторский след» в деятельности ОВКиА. С целью усиления внутреннего финансового контроля за исполнением функций, возложенных на ОВКиА, были подготовлены и направлены на утверждение руководителю Управления приказы о распределении обязанностей между сотрудниками. Приказы размещены на официальном интернет-сайте Управления.

С учетом рисков

При проведении проверок территориальных отделов целесообразно учитывать их рейтинг. По территориальным подразделениям, условно относящимся к успешным отделам, разумным представляется замена комплексной проверки на тематическую по наиболее рискоемким направлениям:

  • осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов;
  • ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • административно-хозяйственное обеспечение деятельности.

При проведении таких проверок можно проверять не все вопросы, согласно Типовой программе проверки территориального отдела, а лишь отдельные, с наибольшими казначейскими рисками, например:

  • порядок открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов;
  • своевременность формирования и доведения выписок клиентам;
  • осуществление учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;
  • осуществление санкционирования оплаты денежных обязательств;
  • обеспечение проведения кассовых выплат из федерального бюджета от имени и по поручению клиентов;
  • проверка соответствия указанных в заявках на кассовый расход кодов КОСГУ текстовому назначению платежа и документу-основанию;
  • обеспечение проведения и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществление в пределах компетенции отдела ведения делопроизводства, формирования и отправления/получения корреспонденции.

По территориальным подразделениям, условно относящимся к средне успешным отделам, по решению руководителя Управления можно проводить тематические проверки по наиболее рискоемким направлениям по всем вопросам Типовой программы проверки территориального отдела или отдельным вопросам с наибольшими казначейскими рисками.

По территориальным подразделениям, условно относящимся к менее успешным отделам, целесо­образно сохранить проведение комплексных проверок.

Развитие контрольно-аудиторской деятельности

Основными направлениями развития контрольно-аудиторской деятельности в Управлении являются:

1) полноценное внедрение Стандартов внутреннего контроля, утвержденных приказом Федерального казначейства № 164;

2) развитие механизмов предварительного самоконтроля и контроля по уровню подчиненности в структурных подразделениях с последующей выборочной проверкой, проводимой ОВКиА;

3) выявление наиболее рискоемких направлений в деятельности структурных подразделений Управления и формирование планов контрольной деятельности на соответствующий год с учетом казначейских рисков;

4) смещение акцента при проведении проверок территориальных отделов Управления с комплексных на тематические по наиболее рискоемким направлениям.

Приказ № 240

С 1 января 2015 года вступило в силу новое Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденное приказом Федерального казначейства от 16 октября 2014 года № 240. В нем кардинально изменен характер проверок. Так, согласно данному положению внутренний контроль носит предварительный или последующий характер. Ранее (в соответствии с приказом Федерального казначейства от 25 января 2011 года № 19) внутренний контроль осуществлялся в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Кроме того, предусмотрена новая форма контрольных действий, применяемая в ходе самоконтроля и контроля по уровню подчиненности — это авторизация операций.

Новые задачи

На подразделения внутреннег­о контроля и аудита возлагаются все новые и новые задачи. 28 мая 2014 года руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин утвердил Порядок управления реализацией государственных программ РФ в Федеральном казначействе. В целях его исполнения в Управлении в августе 2014 года разработан и утвержден приказ, которым определено уполномоченное подразделение по организации подготовки, формированию и ведению Реестра документов планирования деятельности Управления — ОВКиА.

В 2015 году на основании полученных от отделов Управления отчетов о реализации мероприятий, предусмотренных документами планирования деятельности Управления, ОВКиА ежеквартально осуществляет мониторинг хода выполнения мероприятий, предусмотренных документами планирования деятельности, и представляет руководителю Управления результаты выполнения мероприятий. Анализируя деятельность ОВКиА, можно отметить, что происходит смещение акцента с проведения контрольной деятельности к осуществлению контрольно-аналитической работы.

Поделиться