Версия для печати 1802 Материалы по теме

В условиях снижения темпов экономического роста для поддержания устойчивости и надежности финансовой системы как страны в целом, так и Ханты-Мансийского автономного округа требуются серьезные усилия. В связи со снижением курса рубля к мировым валютам объем убытков, заявляемых налогоплатель­щиками округа, превышает размер налоговой базы по прибыли. Однако правильность выбранного вектора развития налогового администрирования позволяет обеспечивать стабильное поступление доходов в бюджеты разных уровней.

Ольга Анатольевна ЛИТОВА, руководитель УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре

Промежуточные итоги 2015 года

Первые итоги

По итогам первого квартала 2015 года поступления налога на имущество организаций составили более 16 миллиардов рублей, что больше поступлений аналогичного периода 2014 года на 16%. Сумма налога на имущество организаций, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, составила 86 миллионов рублей.

За восемь месяцев текущего года в консолидированный бюджет РФ на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры мобилизовано 1,378 триллиона рублей налоговых платежей, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Налогоплательщиками, зарегистрированными в УФНС России по ХМАО — Югре, в бюджетную систему перечислено 216,9 миллиарда рублей налоговых платежей, что в сравнении с прошлым годом больше на 7,9%.

В бюджет автономного округа в январе — августе 2015 года налоговыми органами мобилизовано 134,6 миллиарда рублей, из них более 99% обеспечено поступлениями налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и налога на имущество. Поступ­ления налоговых доходов в бюджет ХМАО относительно аналогичного периода 2014 года увеличились на 28,7%. В доходную часть местных бюджетов поступило 23,2 миллиарда рублей. Основной объем доходов в бюджет муниципальных образований обеспечен поступлениями по налогу на доходы физических лиц — 79,5%, по специальным налоговым режимам — 14,2% и по земельному налогу — 4,2%.

Все условия

Являясь региональным налогом, налог на имущество, тем не менее, занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. На территории ХМАО налог на имущество организаций целиком поступает в бюджет округа без отчисления в местные бюджеты. Поступления по данному налогу составляют более 30% от общих поступлений по региону и ежегодно увеличиваются. В 2013 году в бюджет округа поступило 39 миллиардов рублей налога на имущество организаций, а в 2014 году — уже 43 миллиарда рублей. Увеличение составило более 10%. По итогам 2015 года также планируется увеличение поступлений. Одним из резервов является переход с 2015 года на расчет налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости.

pic401.pngРисунок. Динамика поступлений сумм налога на имущество организаций, млн руб.

Органами исполнительной власти Югры совместно с налоговой службой при участии Управления Росреестра были созданы все условия для расчета на территории округа налога исходя из кадастровой стоимости. А именно:

  • постановлением правительства округа от 24 декабря 2012 года № 549-П утверждена кадастровая оценка объектов недвижимости, необходимая для исчисления налога;
  • сведения о кадастровой стоимости регистрирующими органами предоставлены в адрес налоговых органов;
  • разработан поэтапный план мероприятий по реализации Закона № 307‑ФЗ;
  • постановлением правительства округа от 4 апреля 2014 года № 118-п утвержден состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Законом Ханты-Мансийског­о автономного округа — Югры от 17 октября 2014 года № 82-оз установлено, что с 1 января 2015 года на территории Югры налог на имущество организаций в отношении отдельных объектов исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. С целью реализации вышеуказанного закона Департаментом финансов округа совместно с налоговой службой и Управлением Росреестра составлен перечень объектов недвижимости. Перечень содержал 886 объектов. В него вошли не все объекты, поименованные в Налоговом кодексе, а лишь административно-деловые, торговые центры, а также помещения, используемые в аналогичных целях, площадью свыше 500 квадратных метров.

ИПП достигнуты

Экономическая ситуация создает новые условия, оказывающие непосредственное влияние на параметры бюджетов всех уровней, повышает требования к точности прогнозирования поступлений и исполнению индикативных показателей поступ­лений в федеральный бюджет (ИПП), а также исполнению параметров бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований. ИПП без учета нефтегазовых доходов налоговыми органами Югры достигнуты, уровень достижения — 104,3%, дополнительно мобилизовано 1,9 миллиарда рублей.

Департамент финансов автономного округа в октябре 2014 года утвердил перечень объектов недвижимости на 2015 год. Согласно налоговому законодательству он был направлен в налоговые органы и размещен в сети интернет. В настоящее время в округе уже разработан предварительный перечень объектов на 2016 год. Новый перечень значительно расширен и содержит уже более 3 тысяч объектов.

Еще до утверждения перечня на 2015 год налоговые органы известили налогоплательщиков, чьи объекты вошли в перечень, о возможном изменении порядка расчета налога на имущество организаций, провели предварительный расчет налога. Сумма налога на имущество организаций, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, в условиях реализации Закона № 307‑ФЗ составила более 377 миллионов рублей. Предполагаемая сумма экономического эффекта — порядка 169 миллионов рублей.

Проблема

В завершение хотелось бы остановиться на проблеме, с которой столкнулись налоговые органы округа при администрировании налога на имущество организаций по новому порядку. Согласно позиции ФНС России (письмо от 23 декабря 2013 года № БС-4-11/23185) централизованный порядок предоставления деклараций не распространяется на организации, являющиеся налогоплательщиками в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса.

На территории автономного округа порядка 110 налогоплательщиков перешли на централизованную уплату налога, и предоставление деклараций по месту нахождения объектов у них вызывает определенные трудности. Вследствие этого рядом организаций был нарушен порядок предоставления деклараций, о чем они были незамедлительно проинформированы налоговыми органами.

Поделиться