Версия для печати 2539 Материалы по теме

Протекание современных социально-экономических процессов отличается сложностями, которые обусловлены наличием внешних и внутренних вызовов, представляющих угрозу для региональной безопасности. Нейтрализовать угрозы можно путем построения структурно-институциональной среды, обеспечивающей реализацию социального капитала, роль которого приумножается при эффективной деятельности государства. Обеспечить стимулирование социального тонуса способен соответствующий уровень компетенций должностных лиц, в то время как пробелы в политической культуре отрицательно влияют на публичную деятельность.

Валерий Константинович КРУТИКОВ, профессор Финансового университета при Правительстве РФ (Калужский филиал), доктор экономических наук

Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России

Иоланта ЦОП-ПЕТРОВА, заведующая отделом международных связей Верхнесилезского экономического университета им. В. Корфантого (г. Катовице, Польша)

Современная ситуация требует разработки новой парадигмы поведения, в частности использования одной из конструктивных идей, помогающих гармонизации отношений — нетворкинга (см. справку «Бюджета»). Следует думать и действовать масштабнее, принимая системные решения, но обязательно ориентироваться на человеческие аспекты сознания.

Справка «Бюджета»

Нетворкинг (англ. networking, net — «сеть» и work — «работать») — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи (например, устроить ребенка в детский сад, найти работу) и бизнес-вопросы (например, найти клиента, нанять лучшего сотрудника, привлечь инвестора). При этом в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.

Созидательные идеи и конфликтные ситуации

Руководитель одной из среднерусских областей на совещании представителей региональных и федеральных органов исполнительной власти сказал фразу, которая содержала следующие слова: «...это предприниматели, вот те, что в народном доме собрались, это торговцы грязные, неумытые со всеми своими проблемами...» Позиция выступающего недалека от классической формулировки К. Маркса, который рассуждал о том, что чем сильнее развит торговый и ростовщический капитал, тем слабее развитие промышленного капитала, и в этом его никто не опроверг до сих пор. А глава субъекта РФ формулировал мысль о создании условий для развития новых современных производств в инновационном секторе, в конечном итоге влияющих на развитие региона в целом.

При этом слова произносились на фоне разрастающегося конфликта, связанного с принятым непродуманным решением об увеличении фиксированных страховых взносов для малого бизнеса. А также о запрете торговли в нестандартных павильонах и необходимости сноса рынка, расположенного в центре областной столицы. Оскорбленные предприниматели на заседании своего совета приняли обращение к прокурору области с просьбой привлечь руководителя субъекта РФ к административной ответственности за унижение их чести и достоинства в неприличной форме с использованием непристойных слов и выражений. Далее были организованы митинги в областном центре, которые нашли завершение в центре Москвы на Пушкинской площади, где звучали лозунги о защите предпринимательства, трудовых коллективов и выражения недоверия областной и городской власти.

Законопослушные представители региона, казалось бы, имеющего в России серьезные лидерские позиции, продемонстрировали всей стране митинговые методы решения региональных проблем. Это наглядное доказательство того, что слова и дела представителей государства должны способствовать стабилизации и повышению авторитета власти, а не подталкивать население на протестные акции.

Необходимость разработки новой парадигмы взаимоотношений

Сложная социально-экономическая ситуация в стране требует построения новых перспективных направлений, связанных с формированием качеств, которыми должны обладать современные лидеры. Сегодня востребованы проекции, которые раскрываются при интеграции ресурсов развития. В происходящих процессах опора должна делаться на качество жизни и использование социального капитала. На первое место выступает реализация политики стимулирования эффективного использования ресурсов путем построения системы реализации социального тонуса.

Социальный тонус, по мнению ряда исследователей, проявляется в массовом участии населения в социально-экономической жизни страны и выступает более важной категорией, чем размеры накопленных государством резервов. Он непосредственно связан с экономическим сознанием как системой, которая наряду с объективными условиями жизни формирует цели трудовой и социальной деятельности, оказывает влияние на другие подструктуры общественного сознания: правовые, экологические, а в конечном итоге — политические.

Еще одним сложным понятием, предполагающим набор социальных норм, социальных обменов и базовый уровень доверия, например к власти, выступает социальный капитал. Основой для его построения является установление взаимовыгодных отношений между элементами различных групп: отдельными индивидами, организациями, сообществами. Роль социального капитала приумножается при высокопрофессиональной деятельности государства, которое призвано содействовать союзу между различными социальными группами. Социальный капитал высокоэффективен при активизации горизонтальных и вертикальных связей. При этом возрастает его экономическое значение, которое проявляется в уменьшении издержек на формальные правила и бюрократические процедуры.

В современной нестабильной ситуации происходит обострение конфликтов, зачастую приводящих к нарушениям общественного порядка. Следует учитывать социально-экономические особенности, исторические традиции, ресурсы, источники формирования отношений между индивидами и группами, влияние внутренних и внешних факторов при обеспечении региональной безопасности. При осуществлении публичной деятельности должностные лица обязаны обладать определенным уровнем научно-образовательных компетенций, так как их низкий уровень и пробелы в политической культуре могут привести к непредсказуемым последствиям.

Нетворкинг в гармонизации отношений

Ученые отмечают в современной российской региональной политике нехватку идей и ноу-хау для обеспечения устойчивости системы по регулированию социально-экономического развития территорий. Одной из современных конструктивных идей, реализация которых способствует повышению уровня компетенций и достижению положительного эффекта, является нетворкинг, получивший широкое применение в высокоразвитых странах. И хотя сегодня востребованность знаний о зарубежном опыте социально-экономической политики несколько снизилась, органам власти и бизнесу в условиях глобализации не следует отказываться от использования доказавших на практике свою эффективность методов.

В основе понятия нетворкинг лежит так называемая теория шести рукопожатий, разработанная в 1960-х годах американским социологом Стенли Милгрэмом и психологом Джеффри Трэверсом. Суть ее в том, что каждый из нас опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых.

В современной литературе существует несколько определений нетворкинга. Итак, это:

  • процесс сбора, хранения и распространения информации, полезной для вас и других людей;
  • искусство продвижения достижений других лиц;
  • сообщество, которое опирается на принцип объединять профессионалов;
  • образование взаимовыгодных отношений;
  • установление контакта между людьми, соединение идеи с ресурсами.

Независимо от определения искусство нетворкинга заключается в поиске, установлении, поддерживании конструктивных контактов с людьми. Обширные знакомства не только позволяют быстро получать необходимую информацию, но и создают возможность получать совет или поддержку в случае затруднений. Сеть контактов позволяет в случае необходимости найти нужного человека и рассчитывать на чью-либо помощь. К наиболее важным характеристикам нетворкинга можно отнести: долгосрочность контактов, систематичность, доверие, взаимность и др. Нетворкинг основан на заботе об отношениях, фундаментом которых является доверие с целью взаимного предоставления поддержки, то есть взаимной пользы, такой как доступ к информации, обмен мнением и опытом, эмоциональная поддержка.

Для того чтобы эффективно владеть методами нетворкинга, необходимо следовать нескольким правилам.

Общение. Лицо, желающее установить новые контакты, должно быть там, где находятся интересные люди. Хорошо построенные отношения позволяют генерировать процесс «из уст в уста».

Понимание, какие контакты на самом деле нужны. Необходимо осознавать, чего хочется достичь благодаря нетворкингу, кого хочется привлечь в свою сеть контактов и какую пользу можно вынести благодаря построенным отношениям. Рекомендуется создавать максимально разнообразные базы контактов, так как в любой момент может понадобиться поддержка и помощь по разным направлениям. Чем более разносторонняя сеть контактов, тем легче достичь своей собственной цели.

На первом месте отношения, а не прибыль. В создании сети контактов самыми важными являются отношения с другим человеком. Люди предпочитают общаться с теми, кого любят и уважают. Поэтому возможность завести деловое сотрудничество должна оставаться на втором плане. Необходимо помнить, что для налаживания эффективных контактов необходимо уметь слушать людей. Встречаясь с людьми, необходимо прислушиваться к ним и стараться понять, как можно им помочь.

Хорошая подготовка. Важно научиться выделяться и запоминаться. Первый шаг — определиться, куда пойти и с кем общаться. Главная цель — получить максимум информации и построить максимум возможных контактов, которые выльются в серьезные деловые отношения.

Взаимность. Эффективность почти каждого действия опирается на взаимность. Невозможно установить отношения, если выгоды от сотрудничества неравномерны для каждой из сторон. Важно, чтобы партнеры могли рассчитывать на поддержку и чувствовали искреннюю заинтересованность в их собственной ситуации и проблемах. При возможности приветствуется попытка помочь, делясь предложением решения проблем или идеями.

Эффективная коммуникация. Эффективную коммуникацию можно понимать в качестве интенции собеседника, раскрытие его ценности, анализ на вербальном и невербальном уровнях. Необходимо задавать хорошие, углубляющие тему вопросы, быть открытым, дополнять свои высказывания интересными метафорами, примерами из жизни. Свою деятельность надо представлять таким образом, чтобы вызвать к ней интерес и породить дальнейшие вопросы.

Доверие. Очевидно, что в случае коммуникации на высоком уровне доверия, даже в случае совершения ошибки, имеется возможность все выяснить и исправить. Необходимо постоянно доказывать свою надежность.

Поддержка контакта. Ключевым фактором успеха является последующий контакт. Для того чтобы построить взаимоотношения, необходимо время. Наладив на встрече с человеком контакт, необходимо сделать следующий шаг — продолжить общение и позаботиться об отношениях.

Регистр контактов. Целесооб­разно иметь электронную базу контактов, идея которой заключается в поиске соответствующих контактов по определенным критериям.

Использование потенциала интернета. Социальные и профессиональные сети — это фундаментальный способ построить свой имидж, доказать свои сильные стороны и завести широкую базу контактов.

Создание и формулирование отношений нуждается в творческом мышлении и креативности. Это очень эффективный метод при условии, что он используется систематически. Необходимо иметь в виду что он не начнет приносить эффекты за короткое время и, как любой процесс, требует времени и приложенных усилий. Однако эффекты в виде новых знакомств, развития своих знаний и навыков, новых идей, инвестиций и профессиональных возможностей этого стоят.

Реальная практика формирования нового типа организации жизни

Последовательность действий представителей власти региона в приведенной выше конкретной ситуации могла быть следующей. Следовало выяснить мнение людей без раздувания конфликта. Максимально уважительно и деликатно провести мониторинг, сформулировать позиции. Определить, где торговцам и жителям областного центра необходимы рынки и какие. Проявить добрую волю и построить рынки с учетом пожеланий и современных требований, помня, что инновации в широком смысле — это новые технологии, системы управления, инфраструктура и мышление с определенным уровнем культурологического знания.

Демонстрировать высокую конкурентоспособность своих товаров и услуг представители потребительских союзов, отдельные фермеры и их объединения, владельцы личных подворий и другие участники рынка могли бы на современных торговых площадях. Которые в конечном итоге обеспечили бы конкуренцию промышленных образцов, наименований мест производства товаров, фирменных наименований и знаков обслуживания, а не конфронтацию с органами власти.

Полезно вспомнить одну из конструктивных идеей гениального новатора современности С. Джобса, поднявшего человечество на новый цивилизационный уровень: «чаще всего люди не понимают, что им на самом деле нужно, пока сам им этого не покажешь».

Представители властных структур по завершении строительства могли бы помочь перебраться, разместиться, освоиться на новых рабочих местах, радуя жителей области и их гостей. И тогда, без сомнений, они бы услышали в свой адрес слова благодарности и забыли бы о митинговых страстях, ведущих к дестабилизации обстановки.

Поделиться