В ноябрьском номере журнала Бюджет будет опубликована статья первого заместителя министра финансов Республики Крым Ирины Кивико, посвященная налоговому законодательству в Республике Крым до присоединения и в переходный период. Мы размещаем на сайте часть материала, касающуюся налога на доходы физических лиц и НДС.
Минувший год для Крыма ознаменовался важнейшим историческим событием — воссоединением с Россией. Вместе с тем это был сложное время. За очень короткий период произошли колоссальные изменения, завершилась одна историческая эпоха и была открыта страница новой — в составе Российской Федерации.
Этот материал целиком будет опубликован в ноябрьском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ со дня принятия (21 марта 2014 года) в состав России республики Крым и до 1 января 2015 года установил переходный период, в течение которого регулировались вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ.
В связи с этим органам власти Республики Крым необходимо было исполнять бюджет республики и местные бюджеты в двух стандартах (в рамках законодательства переходного периода и российского законодательства), а также подготовить законодательную базу для интеграции республики с января 2015 года в правовое поле России.
С момента вхождения Республики Крым в состав РФ была проведена большая работа по сохранению налогоплательщиков и обеспечению в полном объеме поступлений платежей в бюджет. Были разработаны и утверждены Государственным Советом Республики Крым более 30 нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории Крыма в переходный период.
Каковы же отличия налогового законодательства до и в переходный период присоединения Республики Крым к России? Надо отметить, что основные бюджетообразующие налоги в республике — НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добавленную стоимость, — имеют практически одинаковые с российскими суть и ставки.
Раньше наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов местных бюджетов занимал НДФЛ (до 50%). Налоговым законодательством, действовавшим на территории Крыма до 21 марта 2014 года и в переходный период, основная ставка НДФЛ была установлена на уровне 15%. В случае если за отчетный налоговый месяц размер дохода превышал 10-тикратный размер минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года, то сумма такого превышения облагалась по ставке 17%.
В РФ основная ставка равна 13%. Как уже было отмечено выше, в переходный период действовало два стандарта. Если организация перерегистрировалась в соответствии с законодательством РФ, то она переходила на уплату налогов по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. Организации, которые находились в процессе реорганизации или приводили свои документы в соответствие, уплачивали налоги по законодательству переходного периода.
Несмотря на снижение ставки налога, увеличение заработной платы до стандартов РФ позволило нам обеспечить рост поступления НДФЛ. По итогам 9 месяцев 2015 года в бюджет мобилизовано порядка 10 миллиардов рублей, что на 45,9% выше поступлений аналогичного периода прошлого года.
Налог на прибыль и НДС: плюсы и минусы переходного периода
Налог на прибыль организаций и НДС согласно законодательству, действовавшему на территории Крыма до его присоединения к России, относились к доходам государственного бюджета. В переходный период они зачислялись в бюджет Республики Крым. Основная ставка по налогу на прибыль организаций в 2014 году составляла 18%, в текущем году — 20% (в бюджет Республики Крым поступает — 18%, в федеральный бюджет — 2%).
Прогнозируя показатели исполнения бюджета 2015 года мы и предположить не могли, что предприятия республики, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сработают так прибыльно. В первом полугодии 2015 года рост промышленного производства составил 8,8%. Это обусловлено увеличением объемов добывающей промышленности на 4,8%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 26,2%. За этот же период организации республики выполнили строительные работы на сумму 621 миллион рублей, что в сопоставимых ценах в 2,5 раза выше уровня 2014 года. В результате уже по итогам шести месяцев 2015 года поступления налога на прибыль организаций превзошли первоначально прогнозируемые в два раза. За 9 месяцев текущего года в бюджет зачислено 4,4 миллиарда рублей, что обеспечило выполнение плана по итогам трех кварталов на 102% (годового плана на 72,6%).Для укрепления экономики, возрождения и модернизации промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развития транспортной инфраструктуры, предпринимательской деятельности, а также в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Поправками предусмотрено право Республики Крым принимать пониженные ставки по отдельным налогам. Государственный Совет Республики Крым принял закон, согласно которому доходы предприятий, действующих в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне (СЭЗ), с момента включения их в единый реестр участников СЭЗ, облагаются по ставкам в следующих размерах:
— 2% — в течение трех лет;
— 6% — с четвертого по восьмой годы;
— 13,5% — с девятого года.
Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников СЭЗ и что ставка налога для них снижена в девять раз, мы рискуем недополучить поступления по налогу на прибыль. Но мы смотрим в будущее и хотим, чтоб на территории Республики Крым развивался не только малый бизнес, но и крупные промышленные, сельскохозяйственные предприятия, которые благодаря своей стабильной работе в будущем пополняли бы бюджеты Крыма.
Самым проблемным в переходном периоде был НДС. До присоединения на территории Крыма применялась основная ставка налога 20%. Согласно Налоговому кодексу РФ ставка налога — 18%. На первом этапе переходного периода был утвержден нормативный правовой акт, согласно которому НДС взимался в размере 18% и 10% — для отдельных видов операций по поставке товаров (услуг). Но встал вопрос по формированию налоговых вычетов (кредитов) и их возмещению, в то время, когда товары и услуги приобретались у поставщиков, уплачивающих НДС на других территориях. С 1 мая 2014 года в налоговое законодательство переходного периода были внесены изменения и ставки НДС установлены на уровне 4% и 2% — для отдельных видов операций по поставке товаров (услуг). Это помогло сгладить ситуацию.
При этом плательщики НДС не имели права на формирование налогового кредита по всем операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), в том числе у плательщиков налога, зарегистрированных в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Однако было решено, данные суммы учитывались в расходах при исчислении налога на прибыль предприятий, а также при исчислении чистого налогооблагаемого дохода физического лица — предпринимателя на дату возникновения права на налоговый кредит.