29 октября в Ессентуках состоялось заседание комитета по бюджету и налоговой политике Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Южного федерального округа «Северный Кавказ».
Ирина ЗАХОВАЕВА
Нынешнее заседание комитета стало наиболее представительным за последние годы: сюда прибыли финансисты практически из всех регионов ЮФО. Основными темами повестки дня были функционирование туристско-реакционных и промышленно-производственных ОЭЗ на территории ЮФО и переход на трехлетний бюджет. Возможно, именно актуальность этих тем и обеспечила кворум.
Создание ОЭЗ
Создание ОЭЗ для Южного федерального округа уже не диковинка. Председатель комитета по бюджету Ассоциации «Северный Кавказ», руководитель Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края И. А. Перонко, и.о. первого заместителя председателя правительства Ставропольского края В. Г. Шаповалов и заместитель руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод – особо охраняемого эколого-курортного региона РФ В. Н. Вышинский поделились имеющимся опытом развития туристско-рекреационных зон.
Создание ОЭЗ – это прежде всего развитие туризма, индустрии отдыха, санаторно-курортной сферы, промышленного производства, результатом чего должны стать дополнительные налоговые поступления в бюджет, увеличение числа рабочих мест, приток инвестиций в регион. К примеру, в Краснодарском крае за девять месяцев текущего года объем налоговых поступлений от санаторно-курортной сферы увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 450 млн руб.
Большой интерес у финансистов вызвали особенности налоговой политики и вопросы привлечения частных инвесторов. Основа инвестиций в особые экономические зоны – частно-государственное партнерство. Например, доля частных инвестиций в экономику Краснодарского края в общем объеме финансирования ОЭЗ составит 83%, то есть не менее 152,7 млрд руб.
Хорошим инструментом для стимулирования развития ОЭЗ является гибкая налоговая политика. В Краснодарском и Ставропольском краях для резидентов зон используются налоговые и таможенные преференции, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровнях, например освобождение от уплаты имущественных налогов на первые пять лет, снижение ставки по налогу на прибыль на 4%, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранных товаров и т.д. Однако некоторые участники заседания выразили обеспокоенность тем, что на территории ОЭЗ одним инвесторам могут предоставляться льготы в ущерб интересам других инвесторов. «Особые экономические зоны принципиально отличаются от свободных тем, что преференции здесь жестко регламентированы, налоговые и таможенные льготы даются либо на определенный срок, либо под определенные условия, – успокоил присутствующих И. А. Перонко. – Более того, пока идет организационный период, говорить о наплыве частных инвесторов не приходится».
Особое внимание на заседании уделялось проблемным моментам. Самый непростой из них – подготовка земельных участков для создания ОЭЗ. Сложности связаны с использованием этих земель организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, на праве бессрочного пользования. Участники заседания пришли к выводу, что в Земельный кодекс и федеральный закон об особых экономических зонах необходимо внести изменения, предусматривающие упрощенную процедуру передачи РосОЭЗ функций по управлению и распоряжению земельными участками, необходимых для создания особых экономических зон и обремененных третьими лицами.
«Трехлетка»
Опытом перехода на трехлетний бюджет с коллегами поделились представители Волгоградской области, одной из первых утвердившей бюджет на 2008–2010 гг. По словам заместителя председателя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области Д. Ю. Завьялова, в регионе уже законодательно утверждена новая методика, направленная на создание стимулов к экономному использованию муниципальными образованиями бюджетных средств и повышение собираемости собственных доходов.
Преимущества трехлетнего бюджета очевидны. Но из 13 регионов ЮФО только два сверстали бюджет в формате трехлетки. Причин тому много: в субъектах не наработана нормативная база, нет рекомендаций по организации процедур среднесрочного планирования, не устранены противоречия в федеральном законодательстве. Переход на «трехлетку» делает особенно актуальной проблему сроков информирования субъектов бюджетного планирования об изменениях в классификации: зачастую сведения поступают за месяц до начала нового финансового года. Это вызывает необходимость внесения изменений в бюджет.
Результатом заседания комитета стала резолюция о расширении полномочий и прав субъектов РФ по вопросам создания и регулирования деятельности ОЭЗ, принятия определенных решений по дотациям муниципальным образованиям, а также о совершенствовании федерального законодательства.
Источник: © Бюджет, 2007, № 11