Версия для печати 6493 Материалы по теме
Михаил Мень
К концу 2005 г. Ивановская область оказалась в непростом социально-экономическом положении. По многим показателям (в частности, по реальным денежным доходам населения, среднемесячной заработной плате, объему жилищного строительства, объему инвестиций предприятий области в основной капитал) регион занимал одно из последних мест среди субъектов ЦФО. О том, какие действия были предприняты для изменения сложившейся ситуации, рассказывает губернатор, председатель правительства Ивановской области Михаил МЕНЬ.

– Михаил Александрович, с чего начало работу по оздоровлению социально-экономического климата в регионе новое правительство Ивановской области?

– Главной задачей, вставшей перед новой командой, стало создание инвестиционно привлекательного имиджа региона. Изначально было понятно, что области крайне необходимо привлекать инвестиции во все сферы экономики, увеличивать объем собственных доходов бюджета, а также максимально использовать федеральные ресурсы. Сегодня наша деятельность направлена на решение таких важных задач, как повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности ивановского бизнеса – формирование условий для роста существующих компаний и привлечение на территорию области новых компаний из России и из-за рубежа. Уже подготовлен проект Концепции социально-экономического развития Ивановской области, а на 2008 г. намечена разработка проекта стратегии долгосрочного развития региона.

– Какие отрасли сейчас развиваются в регионе наиболее интенсивно?

– В первую очередь следует отметить темпы роста деревообрабатывающего производства. По итогам девяти месяцев 2007 г. данный показатель составил 162,1% к соответствующему периоду прошлого года. Причем набранные темпы в ближайшее время снижаться не будут: к концу года ожидается наращивание объемов производства ООО «Эггер Древпродукт», а в 2008 г. ДСП и ламината планируется изготовить более чем на 2 млрд руб.

Наблюдается также увеличение выпуска транспортных средств. Успешно развивается и машиностроительная отрасль. Рост объемов предполагается в сфере производства подъемно-транспортного оборудования (ОАО «Строммашина», ОАО «Автокран»), машин и оборудования специального назначения (ОАО «МК “Кранэкс”», ЗАО «Ремиз»), машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (ОАО «Лухское ремтехпредприятие»), а также в сфере производства чугуна, ферросплавов, стали. За счет наращивания ООО «Верхневолжский СМЦ» мощностей по переработке плоского проката ожидается повышение объемов металлопродукции до 180 тыс. тонн.

Рост текстильного и швейного производства несколько ниже, чем у вышеперечисленных отраслей: в 2007 г. он составил 106% к соответствующему периоду прошлого года. Но при этом все-таки наблюдается развитие текстильной промышленности в регионе. В текущем году появились два новых производства. Например, впервые за последние 30 лет в Вичугском районе была открыта новая прядильная фабрика. Это современное высокотехнологичное производство стало итогом реализации на территории региона инвестиционного проекта на сумму 500 млн руб. Кроме того, новые предприятия создаются в Лежневском и Приволжском районах. Лидерами по модернизации производства и техническому перевооружению являются ХБК «Шуйские ситцы» (ведется реконструкция прядильно-ткацкого производства), ООО «Красная Талка» (продолжается модернизация отделочного производства), ООО «Тейковская мануфактура» (продолжается модернизация ткацкого производства), ЗАО «ПК “Нордтекс”» (реализуется ряд инвестиционных проектов, наиболее значимыми из которых являются завершение строительства мини-ТЭЦ мощностью 17 МВт и техническое перевооружение ткацкого производства). Ожидается увеличение объема выпуска широких тканей за счет развития ткацкого производства ОАО «Новая ивановская мануфактура».

В ближайшей перспективе ожидается и рост электроэнергетической отрасли. Так, на конец года намечен пуск третьей очереди электростанции ОАО «Ивановские ПГУ» в Комсомольске, что позволит довести объемы производства электроэнергии до 1 млрд руб.

– Какую финансовую помощь бюджет области оказывает экономике региона, ведущим отраслям?

– Финансовая помощь из бюджета оказывается в первую очередь машиностроению и текстильной промышленности. За 2007 г. расходы на эти цели составили более 20 млн руб.

Правительство Ивановской области возмещает компаниям часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в пределах средств, предусмотренных в разделе «Национальная экономика» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации для выделения организациям всех форм собственности на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с законом Ивановской области о государственной поддержке инвестиционной деятельности.

В области осуществляется также государственная поддержка сельского хозяйства в виде предоставления субсидий по основным направлениям развития отрасли, государственных гарантий Ивановской области, долгосрочных бюджетных кредитов, государственных инвестиций на развитие социальной сферы, субсидий гражданам, проживающим в сельской местности, а также молодым семьям и молодым специалистам на строительство жилья. За 2007 г. расходы областного бюджета на сельское хозяйство по указанным направлениям составили уже более 80 млн руб.

– Каков вклад этих отраслей в доходы бюджета области?

– Более 27% налоговых поступлений консолидированного бюджета Ивановской области формируют поступления от обрабатывающих производств, причем вклад организаций текстильного и швейного производства в первом полугодии 2007 г. составил 21,8%, а производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий дали 20,3%.

– Известно, что регион активно участвует в реализации жилищного нацпроекта, в частности подписано соглашение «О взаимодействии Министерства регионального развития РФ и Ивановской области по реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”». Что уже сделано в сфере обеспечения граждан области жильем?

– Основой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на территории Ивановской области является областная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг. Для приведения этой программы в соответствие с аналогичной федеральной целевой программой законом Ивановской области в состав ОЦП «Жилище» введены подпрограммы «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования», «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» и др.

В марте текущего года между Ивановской областью и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству заключено соглашение о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2007 г. В полном объеме (11 млн руб.) в регион поступили средства федерального бюджета для субсидирования молодых семей. Финансирование подпрограммы в 2007 г. из средств областного бюджета определено в размере 43 млн руб. На 1 октября 2007 г. молодым семьям выдано 152 свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение жилья.

Кроме того, Ивановская область прошла конкурсный отбор среди субъектов РФ на 2008 г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Таким образом, в следующем году на выполнение данной подпрограммы мы получим средства из федерального бюджета. В ее рамках более чем 250 молодым семьям – участникам подпрограммы планируется предоставить субсидии на приобретение или строительство индивидуального жилого дома.

Механизм реализации подпрограммы «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» предполагает поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления им субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья.

В областном бюджете на 2007 г. на реализацию данной подпрограммы предусмотрено 24 млн руб. В этом году в осуществлении подпрограммы принимают участие восемь муниципальных образований, выдано 112 свидетельств. В 2008 г. на финансирование подпрограммы из областного бюджета предполагается выделить 24 млн руб. Заявки на участие в ней уже подали 18 муниципальных образований области. Государственную поддержку планируется оказать 190 участникам.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» реализуется за счет средств федерального бюджета с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов. В 2007 г. Ивановской области для выполнения указанной подпрограммы из федерального бюджета выделено 67 млн руб. По состоянию на 15 октября 2007 г. Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области органам местного само­управления выдано для вручения гражданам 59 жилищных сертификатов, общая сумма субсидий по которым составила 50 млн руб.

– Как решается проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, будет ли осуществляться ее финансирование из федерального бюджета?

– В прошлом году на реализацию подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. из областного бюджета было выделено 87 млн руб. За счет этих средств завершено строительство жилых домов в городских округах Вичуга, Шуя, Приволжск, приобретены квартиры для переселения граждан из ветхого жилищного фонда в Верхнеландеховском, Вичугском, Гаврилово-Посадском, Заволжском, Ильинском и других муниципальных районах. Всего было ликвидировано 8 722 кв. м ветхого жилищного фонда, переселены 464 человека.
По результатам конкурса в проекте закона Ивановской области «Об областном бюджете на 2008 г.» на реализацию подпрограммы предусмотрено 168 млн руб., в том числе 50 млн – на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%).

– А как развивается в области малое предпринимательство? Каков его вклад в бюджет региона?

– Мы стараемся создать в регионе благоприятный климат для развития малого бизнеса. В настоящее время утверждена новая программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2007–2009 гг., с помощью которой предполагается создать условия для расширения малого предпринимательства на основе улучшения качества мер государственной поддержки. В текущем году программой предусмотрено финансирование мероприятий, нацеленных на поддержку предпринимательства, в объеме 19 млн руб. Эти средства пойдут на аренду выставочных площадей для участия в региональных и межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также на оплату услуг по сертификации, необходимых для экспорта товаров. Общая сумма финансовой поддержки в соответствии с программой на 2007–2009 гг. составляет более 64 млн руб.

Стоит отметить, что в Ивановской области при непосредственном участии областного правительства ежегодно проводится День предпринимателя, с приглашением субъектов малого предпринимательства из многих регионов, включая Москву, Московскую и Ярославскую области и другие регионы Центрального федерального округа.

Сумма поступлений налогов на совокупный доход от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Ивановской области за 2006 г. составила 652 млн руб. Темп роста к 2005 г. – 126,8%.

– Увеличился ли приток инвестиций в регион и что сделано для изменения ситуации по сравнению с предыдущими годами?

– Экономическая ситуация, которая сейчас сложилась в Ивановской области, благоприятствует притоку в регион как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Этому способствует прежде всего выгодное географическое положение – близость к экономическому и финансовому центру страны. Область является частью исторического центра России, наиболее освоенного в хозяйственном отношении. Развитая система транспортных коммуникаций, пересечение важнейших железнодорожных и автомобильных магистралей также создают оптимальные условия для перемещения сырья и готовых товаров.

В ближайшее время после 15-летнего перерыва возобновит работу ивановский аэропорт «Южный», что также позитивно отразится на развитии региона. Кроме того, область имеет все возможности для выполнения сложных научно-исследовательских разработок, развития технологии, производства нового оборудования. Научно-исследовательский комплекс характеризуется высоким уровнем исследований и разработок в области программной продукции, средств информации, в текстильной и химической промышленности, некоторых отраслях машиностроения. В регионе существует система профессиональной подготовки кадров, действуют 11 высших учебных заведений. Это позволяет формировать широкий рынок труда, включая инженерно-технических, научных работников, управленцев, высококвалифицированных рабочих. Следует также отметить, что область обладает богатейшим рекреационным потенциалом, в который входят водные и лесные ресурсы, а также целебные источники.

Для привлечения инвестиций в регион совершенствуется действующее законодательство, готовится информация о наличии свободных площадей под размещение новых объектов. Ход реализации инвестиционных проектов отражается в средствах массовой информации. Правительство Ивановской области участвует в проведении инновационных салонов и выставок, где демонстрируются научно-технические достижения и потенциал учебных, научных и науч­но-производственных организаций, что позволяет активизировать научно-техническую, предпринимательскую, инновационную и инвестиционную деятельность в регионе.

Сейчас мы принимаем участие в крупнейших международных форумах как в России, так и за рубежом. Наша задача – максимально показать инвесторам потенциал и возможности региона. В октябре 2006 г. прошел I инвестиционный форум Ивановской области, результатом которого явился выход региона на принципиально новый, гораздо более высокий уровень работы с потенциальными партнерами. А инвестиционный форум «Золотое кольцо», проведенный в ноябре текущего года, стал межрегиональным – об этом мы договорились с губернатором Костромской области Игорем Слюняевым, и наше решение одобрил полномочный представитель Президента России в ЦФО Георгий Полтавченко. Предполагается, что в дальнейшем форум «Золотое кольцо» будет поочередно проходить в Ивановской и Костромской областях.

В инвестиционной политике Ивановская область перенимает опыт регионов-лидеров: Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края – и строит свою работу на принципах экономической обоснованности принимаемых решений о государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности, открытости и доступности информации о такой поддержке, сбалансированности государственных и частных интересов при осуществлении субъектами инвестиционной деятельности.

Инвесторы пользуются поддержкой со стороны правительства Ивановской области. Для координации инвестиционной политики региона создан межведомственный совет по размещению производительных сил и инвестиций на территории региона. На заседаниях совета в 2006–2007 гг. было рассмотрено 53 инвестиционных проекта, 47 из которых одобрены и рекомендованы к размещению. Ряду проектов планируется оказать государственную поддержку в форме частичного возмещения из средств областного бюджета процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, полученным ими в кредитных организациях.

В настоящее время государственная инвестиционная политика направлена на то, чтобы обеспечить инвесторам необходимые условия для работы, а потому в перспективе можно рассчитывать на изменение ситуации в региональной экономике в лучшую сто­рону.

– Каков на сегодняшний день уровень иностранных вложений в экономику области? Какие страны являются наиболее крупными инвесторами?

– В этом году работа с иностранными инвесторами активизировалась, результатом чего стал рост количества крупных зарубежных компаний, посетивших регион с целью изучения его инвестиционных возможностей. В число потенциальных инвесторов, проявивших интерес к Ивановской области, входят компании «ИстПартнерс», Hyundai, Armstrong Europa GmbH, представители сельскохозяйственных холдингов Бразилии и др.

Главным направлением инвестирования являются обрабатывающие производства, в частности обработка древесины и производство изделий из дерева. В 2006 г. в деревообрабатывающую отрасль поступило 99,3% от общего объема иностранных вложений. В данном случае страной-инвестором выступила Австрия.


Справка «Бюджета»
Михаил Александрович МЕНЬ, губернатор Ивановской области, председатель правительства Ивановской области
Родился 12 ноября 1960 г. в пос. Семхоз Сергиево-Посадского (Загорского) района Московской области.
Окончил Московский государственный университет культуры, Институт управления, экономики, права и информатики, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Кандидат философских наук, доцент.
С 1983 г. работал в учреждениях культуры Москвы и Московской области.
С 1991 г. – в книгоиздательском бизнесе.
В 1993 г. избран депутатом Московской областной Думы. Работал в Комитете по законодательству, вопросам власти и местного самоуправления.
В 1995 г. избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по культуре.
В январе 2000 г. избран вице-губернатором Московской области.
В ноябре 2002 г. назначен заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы.
23 декабря 2005 г. вступил в должность губернатора Ивановской области.
Имеет государственные награды и награды Русской православной церкви. Отмечен двумя благодарностями Президента РФ. Автор ряда книг и публикаций. Заслуженный работник культуры Московской области.
Женат, имеет четверых детей.


Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Источник: © Бюджет, 2007, № 11

Поделиться