Версия для печати 3933 Материалы по теме
Семинар-совещание
В городе Суздале Владимирской области 9–11 октября 2007 г. состоялся семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ на тему «Эффективная финансовая политика – условие улучшения качества жизни граждан Российской Федерации». В семинаре приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства финансов РФ, других органов исполнительной власти Российской Федерации, а также эксперты организаций, сотрудничающих с Минфином России и субъектами РФ. 
Зинаида ЕВСЕЕНКОВА 

Со словами приветствия и пожеланиями плодотворной работы к собравшимся обратились губернатор Владимирской области Николай Владимирович Виноградов и глава администрации Суздальского района Михаил Николаевич Иванов.

Председатель Комитета по бюджету Совета Федерации Федерального Собрания РФ Евгений Викторович Бушмин рассказал о тех изменениях, которые произошли в структуре отдельных федеральных министерств, их новых полномочиях.

Директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ Юлия Васильевна Михайлова подробно осветила ситуацию в системе здравоохранения как в нашей стране, так и в мире, а также затронула ряд вопросов реформирования сферы здравоохранения в России. В частности, сейчас в стране наблюдается кризис системы, появились заболевания, которых прежде не было, в том числе у подрастающего поколения. Только официально на учете находится 30 тыс. «пивных» алкоголиков, лю­ди умира­ют от суррогатного ал­ко­голя. Беспокоит и здоровье людей пожилого возраста. Все это снижает качество жизни граждан.

Однако с 2006 г. в ситуации наблюдается перелом, есть положительные результаты. Например, по такому показателю, как младенческая смертность, Россия уже приближается к странам Восточной Европы. Кроме того, сейчас наблюдается демографический всплеск. По мнению докладчика, система здравоохранения не может строиться на основе рыночных механизмов и децентрализации.

Ключевыми направлениями модернизации в сфере здравоохранения становятся качество и безопасность медицинской помощи. Планируется совместное финансирование поликлиник и скорой медицинской помощи: работу системы скорой помощи будет оплачивать поликлиника, что стимулирует ее руководство более серьезно заниматься пациентами, не перекладывая их лечение на стационары. По этой системе уже работает Самарская область. Необходимо развивать такую форму обслуживания населения, как дневные стационары. Предполагается переход на преимущественно одноканальное финансирование медучреждений, внедряется механизм финансирования медицинской помощи с ориентацией на конечный результат.

Директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Андрей Владимирович Юрин предложил участникам семинара обсудить подготовленный проект постановления «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта РФ», разработанный в целях реализации ст. 130 Бюджетного кодекса.

Настоящее постановление вступит в силу с 1 января 2008 г. В проекте указаны нормативы формирования расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ, где доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета. В нормативе финансирования расходов заложены расходы на оплату труда и материальные затраты. По мнению Минфина России, вводить отдельный норматив по фонду оплаты труда не следует.

Расчет нормативов произведен по данным отчетности субъектов РФ на 1 января 2007 г. Однако Е. В. Бушмин назвал подход «от достигнутого» некорректным, а также предложил объединить субъекты РФ в группы. Субъектам РФ рекомендовано разработать нормативы по муниципальным образованиям.

Некоторые представители субъектов РФ предлагали в этом нормативе разделить затраты законодательных и исполнительных органов власти.

Однако заместитель министра финансов РФ Антон Германович Силуанов отметил, что такое разделение некорректно, и высказал мнение о возможности введения в расчет показателя численности населения и поправочного коэффициента. Далее А. Г. Силуанов остановился на планах работы министерства до конца года. В закон о федеральном бюджете 2007 г. будут внесены поправки в соответствии с отдельными указаниями Президента и Правительства РФ; кроме того, в этих поправках предусматривается дополнительная поддержка ряда регионов. Планируется внесение изменений и в трехлетний бюджет 2008–2010 гг. Отдельные расходы 2007 г. переносятся на 2008 г. По итогам исполнения федерального бюджета в 2007 г. дополнительных доходов не ожидается. Идет недопоступление доходов по НДС. Сейчас в правительстве рассматривается вопрос формирования ФАИП на 2008 г., формируются инвестиции на 2008–2010 гг.

А. Г. Силуанов коснулся и вопроса взаимоотношений с Минрегионом России. В настоящее время в правительстве рассматривается положение о Министерстве регионального развития, тогда и будет решен вопрос о разграничении полномочий.

В конце выступления А. Г. Силуанов поздравил отдельных руководителей финансовых органов субъектов РФ и работников Минфина России с получением благодарности министра финансов РФ и вручил им грамоты.

Во второй день семинара выступали директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяна Львовна Клячко и начальник Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Федерального агентства по образованию Петр Федорович Анисимов. Докладчики рассказали о ситуации с качеством и доступностью образования, осветили ряд вопросов, связанных с реформами, которые проводятся в сфере образования, описали условия внедрения БОР на региональном уровне.

В частности, Т. Л. Клячко отметила, что БОР – это конечный результат, что особенно важно для социальной сферы.

В роли измерителя результативности решения задач качества образования может выступать ЕГЭ.

Т. Л. Клячко затронула и ряд проблем сферы образования. Например, сейчас наблюдается тенденция к сокращению числа сельских малокомплектных школ, а следовательно, к уменьшению количества учителей. На одного учителя приходится менее 10 учеников, хотя оптимальной величиной было бы 20–25. Число учащейся молодежи резко упало: образование многих подростков ограничивается девятью классами. Однако работодатели недовольны уровнем знаний вчерашних выпускников школ, они стремятся получить квалифицированных работников и не моложе 21 года.

В настоящее время осуществляется переход к системе нормативно-подушевого финансирования, есть разные методики расчета, в том числе средние нормы на одного ученика.

Стимулирующая система, считает докладчик, в какой-то мере дезорганизует работу в коллективах, поскольку способствует возникновению конфликтов. Молодые специалисты не могут найти работу в школе, поскольку люди старшего поколения, составляющие основную часть коллектива школ, не хотят уходить на нищенскую пенсию.

П. Ф. Анисимов рассказал о государственной политике в области образования. В частности, сейчас разработана Концепция развития начального и среднего образования до 2010 г. На сегодняшний день в стране 57 тыс. школ, из них 4% находятся в аварийном состоянии, 40% не имеют отопления, в 20% дети учатся в две смены, в 5% – в три. Образование, подчеркнул докладчик, – это основа жизни, а не статус. Необходимо менять менталитет, изучать рынок труда, переходить на партнерские отношения с работодателем. Уже сейчас чувствуется нехватка специалистов инженерно-технического профиля, а, например, юристов, экономистов, психологов, программистов у нас достаточно. Начальное профессиональное обучение относится к сфере ответственности субъекта РФ.

Национальный проект позволил решить проблему повышения уровня индивидуального (классного) руководства, подключить все общеобразовательные школы к сети Интернет. В некоторых субъектах РФ создаются национальные университеты, осуществляется государственная поддержка внедряемых комплексных проектов образования. В Думе рассматривается вопрос о введении трехуровневой системы высшего образования. Показатели определения качества услуг разработаны, и субъекты РФ могут ими пользоваться.

Докладчик отметил и ряд нерешенных проблем. Так, очень серьезными остаются проблемы беженцев (сейчас разработана соответствующая программа), сельских школьных автобусов в связи с отсутствием специализированного транспорта для перевозки детей, создания базовых учебных заведений для переподготовки специалистов.

О комплексе мер по реформированию ЖКХ в 2007–2008 гг. рассказал директор Департамента жилищ­но-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ Сергей Александрович Крайнев. Он отметил, что подготовлен закон о расходовании средств в сфере ЖКХ. Внесены изменения в Налоговый кодекс по отмене налога на прибыль на средства капитального ремонта, идет работа по отмене НДС. Кроме того, корректируется ст. 16 Жилищного кодекса. Органы местного самоуправления проводят границы для земель многоквартирных домов.

Министерство регионального развития РФ разработало положение о создании региональной структуры ЖКХ. Подготовлен проект закона о финансовом оздоровлении, соответствующие соглашения заключены с 38 субъектами РФ. Проблемой остается отсрочка задолженности и списание пени и штрафов, а также сокращение числа убыточных предприятий. Минрегионразвития России предлагает формирование планов для субъектов РФ и муниципалитетов. Разработанные с этой целью показатели приведены на сайте министерства. Инвестиционные программы разрабатываются согласно постановлению № 210, совершенствуется бюджетная и тарифная политика. Методика мониторинга инвестиционных и производственных программ утверждена в Минэкономразвития России. Социальная защита граждан реализуется посредством перехода на персонифицированные счета. 52 субъекта РФ уже перешли на эту форму расчетов, однако соответствующей методики пока нет.

Начальник отдела Департамента межбюджетных отношений Минфина России Светлана Александровна Карчевская доложила собравшимся о поправках, которые предлагается внести в Бюджетный кодекс в части, касающейся вопросов местного самоуправления. Эти поправки будут рассмотрены Государственной Думой РФ на весенней сессии.

Представители регионов – председатель комитета по экономике Тверской области Валерий Владимирович Сидоренко и заместитель губернатора, начальник Департамента финансов Томской области Александр Михайлович Феденев – рассказали о тех новациях и экспериментах, которые проводятся в их регионах. В частности, В. В. Сидоренко сообщил о разработанных в области критериях оценки деятельности органов местного самоуправления как инструмента управления бюджетной политикой региона.

В свою очередь А. М. Феденев поделился практикой перехода в области на БОР. Он отметил, что работа ведется еще с 2005 г., предварительно было подготовлено более 50 правовых актов о реформировании бюджетной системы, в настоящее время принят трехлетний бюджет; для его формирования используется более 70 целевых программ, на реализацию которых направлено 50% средств областного бюджета. Но многое еще предстоит сделать: нет стандартов качества, документ находится на стадии подготовки, главные распорядители не могут правильно определить цели своей деятельности. До сих пор продолжается распределение полномочий, которые требуют дополнительных ресурсов. Докладчик отметил, что в Бюджетном кодексе необходимо указать больше конкретных параметров, как это сделано в Федеральном законе № 94-ФЗ.

Эксперты Центра исследования бюджетных отношений, Центра фискальной политики, компании «Р.О.С.Т.У.», НПО «Криста» и корпорации «Парус» поделились мнением о том, как внедрить инструменты БОР в бюджетный процесс на региональном уровне, и рассказали о недоработках, мешающих такому внед­рению.

В заключение участники Всероссийского семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов РФ рекомендовали финансовым органам субъектов РФ совместно с органами исполнительной власти осуществить комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности использования бюджетных средств как инструмента улучшения качества жизни граждан России. Эти рекомендации касались системы здравоохранения, общего образования, ЖКХ, строительства, а также перехода на трехлетнее бюджетное планирование в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Источник: © Бюджет, 2007, № 11
Поделиться