В начале октября делегация секции «Финансисты муниципальных образований» Сообщества финансистов России посетила с деловым визитом немецкий город Лейпциг, где приняла участие в 154-м заседании Комитета финансов Немецкого союза городов. Это первый опыт сотрудничества муниципальных финансистов двух стран.
Российскую сторону представляли председатель секции «Финансисты муниципальных образований», первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов Александр Николаевич Домбровский, генеральный директор Сообщества финансистов России Вера Алексеевна Колюбина и начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани Марина Александровна Наумова.
По словам А. Н. Домбровского, форум был достаточно представительным. В нем участвовали руководители финансовых органов муниципалитетов и бургомистры, курирующие финансовые вопросы, более чем из 50 городов Германии.
В ходе заседания обсуждались актуальные проблемы бюджетно-финансовой деятельности муниципалитетов Германии, совершенствования межбюджетных отношений, направления реформы муниципальной правовой системы Германии, вопросы налогообложения немецких муниципальных образований, а также предприятий малого бизнеса, налоговые отчисления которых формируют львиную долю доходной части бюджетов муниципалитетов, и др.
«В процессе работы выяснилось, что у наших стран очень много схожих проблем, – поделился своими впечатлениями Александр Николаевич. – Создавалось впечатление, что мы присутствуем на очередном заседании нашей секции в России. Думаю, нам следует чаще общаться с немецкими финансистами, потому что многие вопросы, которые в России еще только возникают, в Германии уже так или иначе решены. Мы должны перенять положительный опыт, постаравшись не повторять чужих ошибок».
Например, малое предпринимательство в муниципальных образованиях Германии сейчас является одним из основных источников доходов бюджета. В России ситуация почти аналогична, но неурегулированных вопросов, касающихся защиты малого бизнеса, льгот, субсидий и дотаций, гораздо больше, чем у наших зарубежных коллег. Есть и другая проблема – отсутствие гарантий для муниципальных органов власти, предоставляющих такие дотации. В Германии уже возникали ситуации, когда предприниматели, получив льготные кредиты, субсидии (на которые были потрачены ощутимые государственные средства), так и не развили свой бизнес. У этой медали две стороны: и малый бизнес должен получить шанс на развитие, и государство должно быть защищено – вкладывая бюджетные средства, оно должно в конечном итоге получить выгоду от развития малого предпринимательства.
Вниманию присутствовавших на заседании был представлен отчет об актуальном финансовом состоянии немецких городов, содержавший сведения о финансовом развитии городов старых и новых земель Германии (по нашим меркам – уровень субъекта Федерации) за последние годы и о перспективах развития. Особо отмечен факт, что в истекшем году финансовое состояние немецких городов в целом заметно улучшилось, хотя бюджеты многих городов были исполнены с дефицитом.
На форуме обсуждались и вопросы, касающиеся образовательной сферы. В Германии эти полномочия несколько лет назад были переданы на уровень земель, и в результате муниципалитеты оказались отделены от данного процесса. В России сейчас действует аналогичная система, а потому и вопросы возникают примерно те же, в частности применительно к реализации национального проекта «Образование».
В свою очередь, Германию привлек опыт российских муниципальных финансистов. Зарубежные участники форума живо интересовались проблемами, существующими в России, и тем, какими методами мы их решаем. «Мы обсудили далеко не все вопросы, возникающие у наших немецких коллег, – сказал А. Н. Домбровский. – Разумеется, в рамках одного визита невозможно узнать все, что нас интересует, и определить все точки соприкосновения. Поэтому мы, группа руководителей муниципальных финансовых органов России, совместно с редакцией журнала «Бюджет» решили в конце октября посетить еще один немецкий город – Карлсруэ. У нас в планах – развивать сотрудничество не только с немецкими финансистами, но и с аналогичными профессиональными сообществами. Например, в начале следующего года мы планируем организовать деловой визит нашей делегации в Китайскую народную республику».
Источник: © Бюджет, 2007, № 11
Российскую сторону представляли председатель секции «Финансисты муниципальных образований», первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов Александр Николаевич Домбровский, генеральный директор Сообщества финансистов России Вера Алексеевна Колюбина и начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани Марина Александровна Наумова.
По словам А. Н. Домбровского, форум был достаточно представительным. В нем участвовали руководители финансовых органов муниципалитетов и бургомистры, курирующие финансовые вопросы, более чем из 50 городов Германии.
В ходе заседания обсуждались актуальные проблемы бюджетно-финансовой деятельности муниципалитетов Германии, совершенствования межбюджетных отношений, направления реформы муниципальной правовой системы Германии, вопросы налогообложения немецких муниципальных образований, а также предприятий малого бизнеса, налоговые отчисления которых формируют львиную долю доходной части бюджетов муниципалитетов, и др.
«В процессе работы выяснилось, что у наших стран очень много схожих проблем, – поделился своими впечатлениями Александр Николаевич. – Создавалось впечатление, что мы присутствуем на очередном заседании нашей секции в России. Думаю, нам следует чаще общаться с немецкими финансистами, потому что многие вопросы, которые в России еще только возникают, в Германии уже так или иначе решены. Мы должны перенять положительный опыт, постаравшись не повторять чужих ошибок».
Например, малое предпринимательство в муниципальных образованиях Германии сейчас является одним из основных источников доходов бюджета. В России ситуация почти аналогична, но неурегулированных вопросов, касающихся защиты малого бизнеса, льгот, субсидий и дотаций, гораздо больше, чем у наших зарубежных коллег. Есть и другая проблема – отсутствие гарантий для муниципальных органов власти, предоставляющих такие дотации. В Германии уже возникали ситуации, когда предприниматели, получив льготные кредиты, субсидии (на которые были потрачены ощутимые государственные средства), так и не развили свой бизнес. У этой медали две стороны: и малый бизнес должен получить шанс на развитие, и государство должно быть защищено – вкладывая бюджетные средства, оно должно в конечном итоге получить выгоду от развития малого предпринимательства.
Вниманию присутствовавших на заседании был представлен отчет об актуальном финансовом состоянии немецких городов, содержавший сведения о финансовом развитии городов старых и новых земель Германии (по нашим меркам – уровень субъекта Федерации) за последние годы и о перспективах развития. Особо отмечен факт, что в истекшем году финансовое состояние немецких городов в целом заметно улучшилось, хотя бюджеты многих городов были исполнены с дефицитом.
На форуме обсуждались и вопросы, касающиеся образовательной сферы. В Германии эти полномочия несколько лет назад были переданы на уровень земель, и в результате муниципалитеты оказались отделены от данного процесса. В России сейчас действует аналогичная система, а потому и вопросы возникают примерно те же, в частности применительно к реализации национального проекта «Образование».
В свою очередь, Германию привлек опыт российских муниципальных финансистов. Зарубежные участники форума живо интересовались проблемами, существующими в России, и тем, какими методами мы их решаем. «Мы обсудили далеко не все вопросы, возникающие у наших немецких коллег, – сказал А. Н. Домбровский. – Разумеется, в рамках одного визита невозможно узнать все, что нас интересует, и определить все точки соприкосновения. Поэтому мы, группа руководителей муниципальных финансовых органов России, совместно с редакцией журнала «Бюджет» решили в конце октября посетить еще один немецкий город – Карлсруэ. У нас в планах – развивать сотрудничество не только с немецкими финансистами, но и с аналогичными профессиональными сообществами. Например, в начале следующего года мы планируем организовать деловой визит нашей делегации в Китайскую народную республику».
Источник: © Бюджет, 2007, № 11