Для Свердловской области тема энергосбережения не нова: указ губернатора в данной сфере был принят еще 10 лет назад. За это время реализованы тысячи проектов, сэкономлены сотни миллионов тонн топлива. Опытом энергосбережения с нами поделился первый заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир МОЛЧАНОВ.
– Владимир Антонович, расскажите, пожалуйста, об эффективности использования электроэнергии в регионе.
– Устойчивое развитие уральского промышленного комплекса последних лет выявило новую проблему – дефицит топливно-энергетических ресурсов, и в первую очередь электрической энергии. К 2015 г. энергодефицит региона может составить до 20–30% от потребностей. Решением этой задачи должно стать не только строительство новых генерирующих мощностей, но и реализация программ по энергосбережению.
Свердловская область обеспечена собственными первичными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) всего на 3–5%, что при наличии на территории региона крупнейших энергоемких производств, прежде всего металлургического комплекса, ставит вопросы рационального использования ТЭР на одно из первых мест. За прошедшие годы наша область накопила огромный опыт не только в реализации различных энергосберегающих проектов в муниципальных образованиях, учреждениях бюджетной сферы, предприятиях всех форм собственности. Очень важно, что за 10 лет удалось значительно изменить отношение людей к использованию энергоресурсов.
Практика показывает, что реализация энергосберегающих мероприятий в большинстве случаев окупается в течение трех лет, а стоимость сэкономленных киловатт будет меньше, чем при строительстве новых мощностей. Поэтому одной из приоритетных задач сейчас является осуществление программ энерго- и ресурсосбережения, направленных на снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов. Согласно проведенному анализу потенциал энергосбережения в Свердловской области составляет 35–40 млрд руб. За счет средств предприятий, организаций, областного бюджета мы ежегодно реализуем энергосберегающие мероприятия на сумму 1,6 млрд руб.
– Какие нормативно-правовые акты в сфере энергосбережения приняты в регионе? Действует ли программа энергосбережения?
– Системное и плановое проведение политики энергосбережения началось с указа губернатора Эдуарда Росселя от 31 января 1996 г. «О первоочередных мерах по энергосбережению в Свердловской области» и его выступления на Госсовете РФ с программой «Семь шагов к теплу и свету», которое было поддержано Президентом РФ Владимиром Путиным. Постановлением правительства Свердловской области у нас создан координационный совет по энергосбережению, который занимается решением задач по снижению потерь ТЭР в организациях и повышению энергоэффективности производства на предприятиях региона. К настоящему времени правительством Свердловской области и органами местного самоуправления принято более 200 нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по энергосбережению, что позволяет активно реализовывать важнейшие мероприятия и проекты.
Кроме того, по инициативе губернатора разработана и принята областная государственная целевая программа «Энергосбережение в Свердловской области на 2006–2008 гг.», согласно которой все областные учреждения оснащаются современными приборами учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов. На реализацию данной программы выделено более 91 млн руб. Государственные и муниципальные предприятия осуществляют пилотные проекты по внедрению комбинированных установок, вырабатывающих тепловую и электрическую энергию.
– Какие энергосберегающие мероприятия и проекты реализованы на территории региона?
– Сейчас приборами учета электрической энергии оснащено почти 100% бюджетных учреждений областного подчинения, а приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения – не более 73%. До конца 2007 г. такими устройствами планируется оснастить свыше 200 областных бюджетных учреждений.
Наиболее крупные потребители тепловой энергии (более 5 000 Гкал/год) получают системы погодного регулирования расхода тепловой энергии, которые при колебаниях уличных температур позволяют увеличивать или уменьшать давление теплоносителя при поддержании равномерной комфортности в здании. Внедрение таких инновационных разработок даст возможность снизить расходы на ТЭР на 10–12% со сроком окупаемости один-полтора года. На следующем этапе работ по установке узлов учета и регулирования теплоносителя предполагается создание в вышеуказанных учреждениях автоматизированных рабочих мест, куда будут поступать данные с узлов учета и регулирования, для целей оперативного реагирования на неисправности, снятия показаний при расчетах с энергоснабжающими компаниями, оптимизации работы систем теплоснабжения и др.
– Какой экономический эффект удалось получить?
– В результате активной реализации государственной политики энерго- и ресурсосбережения на промышленных предприятиях, главным образом металлургического комплекса, энергоемкость производства первичного алюминия и ферросплавов у нас сейчас ниже, чем в экономически развитых странах. Близки показатели и по производству меди. В последние годы значительных успехов достигли предприятия черной металлургии (в частности, Нижнетагильский металлургический комбинат) и трубники. С целью оперативного контроля за повышением энергоэффективности промышленного комплекса Свердловской области идет перевод котельных на местные виды топлива. В 2005 г. по этой программе реконструировано 36 котельных. В прошлом году в областных учреждениях установлены современные приборы учета. В регионе идет строительство мини-ГЭС – в частности, на Киселевском гидроузле (г. Серов) возводится мини-ГЭС мощностью 2 МВт. В 2006 г. на гидроэнергетику из областного бюджета выделено 20 млн руб. На объектах ЖКХ начали устанавливать современные частотно-регулируемые электроприводы, что, по оценке специалистов, позволит снизить темпы роста тарифов, уменьшить расход электроэнергии и эксплуатационные затраты.
В настоящее время системы тепло- и водоснабжения, канализации, а также водозаборы и очистные сооружения оснащены насосными станциями выпуска 1970–1980 гг. Как правило, у них нет не только частотного регулирования, но даже систем плавного пуска. В результате насосы постоянно работают на максимальных оборотах – и во время наибольшего водоразбора (утренние и вечерние пики), и в ночное время. Такая неэффективная эксплуатация приводит к повышению расхода воды (или теплоносителя) на 15–18%, перерасходу электроэнергии до 15%, ускоренному износу оборудования и т.д. Кроме того, вывод насосного оборудования сразу на максимальный режим работы предполагает гидравлический удар по трубопроводу, что влечет за собой аварии.
Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области реализует программу внедрения энерго- и ресурсосберегающих систем управления электроприводами технологического оборудования на промышленных предприятиях и в ЖКХ Свердловской области, в соответствии с которой муниципалитетам ежегодно выдаются льготные бюджетные кредиты в размере 50 млн руб. на внедрение систем плавного пуска и частотно-регулируемых электроприводов.
Комплексная работа по энергосбережению заставила «крутиться» уральские машиностроительные и приборостроительные предприятия, которые в последние годы стали выпускать энергосберегающую технику. Например, производством современного котельного оборудования на местных видах топлива занимаются ООО «Термакс» и ПГ «Генерация». Комбинированные энергетические установки по выработке электроэнергии и тепла собирают на предприятиях «Энергомаш корпорации», Уральском турбинном заводе и Уральском заводе гражданской авиации. Уральский приборостроительный завод выпускает приборы учета электрической энергии, не уступающие импортным аналогам. К числу достижений предприятий по производству энергосберегающего оборудования относится и представленный Уральским заводом технических газов проект экономичной когенерационной установки, которая вырабатывает 770 кВт электрической энергии и 1 000 кВт – тепловой. По словам представителей Уралтехгаза, новая установка стоимостью 1 млн евро окупается всего за 2,5 года.
– Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать на федеральном уровне для повышения энергоэффективности экономики, в частности в сфере жилищно-коммунального хозяйства?
– Уверен, что опыт Свердловской области вполне может быть востребован и на федеральном уровне. В России необходимо принять закон об энергосбережении, стимулировать предприятия и организации, реализующие подобные программы, в том числе с помощью тарифного и налогового регулирования. Кроме того, надо активно пропагандировать идеи энергосбережения, обмениваться положительным опытом. Например, в Свердловской области ежегодно проводится Всероссийское совещание по энергосбережению, где представители регионов, промышленных предприятий, отраслевых институтов определяют основные направления экономии энергоресурсов.
Решение этих задач позволит увеличить конкурентоспособность хозяйственного комплекса России, а энергосбережение станет тем «вторым фронтом», который обеспечит удвоение ВВП и, следовательно, повышение благосостояния всего населения страны.
Источник: © Бюджет, 2007, № 11
– Владимир Антонович, расскажите, пожалуйста, об эффективности использования электроэнергии в регионе.
– Устойчивое развитие уральского промышленного комплекса последних лет выявило новую проблему – дефицит топливно-энергетических ресурсов, и в первую очередь электрической энергии. К 2015 г. энергодефицит региона может составить до 20–30% от потребностей. Решением этой задачи должно стать не только строительство новых генерирующих мощностей, но и реализация программ по энергосбережению.
Свердловская область обеспечена собственными первичными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) всего на 3–5%, что при наличии на территории региона крупнейших энергоемких производств, прежде всего металлургического комплекса, ставит вопросы рационального использования ТЭР на одно из первых мест. За прошедшие годы наша область накопила огромный опыт не только в реализации различных энергосберегающих проектов в муниципальных образованиях, учреждениях бюджетной сферы, предприятиях всех форм собственности. Очень важно, что за 10 лет удалось значительно изменить отношение людей к использованию энергоресурсов.
Практика показывает, что реализация энергосберегающих мероприятий в большинстве случаев окупается в течение трех лет, а стоимость сэкономленных киловатт будет меньше, чем при строительстве новых мощностей. Поэтому одной из приоритетных задач сейчас является осуществление программ энерго- и ресурсосбережения, направленных на снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов. Согласно проведенному анализу потенциал энергосбережения в Свердловской области составляет 35–40 млрд руб. За счет средств предприятий, организаций, областного бюджета мы ежегодно реализуем энергосберегающие мероприятия на сумму 1,6 млрд руб.
– Какие нормативно-правовые акты в сфере энергосбережения приняты в регионе? Действует ли программа энергосбережения?
– Системное и плановое проведение политики энергосбережения началось с указа губернатора Эдуарда Росселя от 31 января 1996 г. «О первоочередных мерах по энергосбережению в Свердловской области» и его выступления на Госсовете РФ с программой «Семь шагов к теплу и свету», которое было поддержано Президентом РФ Владимиром Путиным. Постановлением правительства Свердловской области у нас создан координационный совет по энергосбережению, который занимается решением задач по снижению потерь ТЭР в организациях и повышению энергоэффективности производства на предприятиях региона. К настоящему времени правительством Свердловской области и органами местного самоуправления принято более 200 нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по энергосбережению, что позволяет активно реализовывать важнейшие мероприятия и проекты.
Кроме того, по инициативе губернатора разработана и принята областная государственная целевая программа «Энергосбережение в Свердловской области на 2006–2008 гг.», согласно которой все областные учреждения оснащаются современными приборами учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов. На реализацию данной программы выделено более 91 млн руб. Государственные и муниципальные предприятия осуществляют пилотные проекты по внедрению комбинированных установок, вырабатывающих тепловую и электрическую энергию.
– Какие энергосберегающие мероприятия и проекты реализованы на территории региона?
– Сейчас приборами учета электрической энергии оснащено почти 100% бюджетных учреждений областного подчинения, а приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения – не более 73%. До конца 2007 г. такими устройствами планируется оснастить свыше 200 областных бюджетных учреждений.
Наиболее крупные потребители тепловой энергии (более 5 000 Гкал/год) получают системы погодного регулирования расхода тепловой энергии, которые при колебаниях уличных температур позволяют увеличивать или уменьшать давление теплоносителя при поддержании равномерной комфортности в здании. Внедрение таких инновационных разработок даст возможность снизить расходы на ТЭР на 10–12% со сроком окупаемости один-полтора года. На следующем этапе работ по установке узлов учета и регулирования теплоносителя предполагается создание в вышеуказанных учреждениях автоматизированных рабочих мест, куда будут поступать данные с узлов учета и регулирования, для целей оперативного реагирования на неисправности, снятия показаний при расчетах с энергоснабжающими компаниями, оптимизации работы систем теплоснабжения и др.
– Какой экономический эффект удалось получить?
– В результате активной реализации государственной политики энерго- и ресурсосбережения на промышленных предприятиях, главным образом металлургического комплекса, энергоемкость производства первичного алюминия и ферросплавов у нас сейчас ниже, чем в экономически развитых странах. Близки показатели и по производству меди. В последние годы значительных успехов достигли предприятия черной металлургии (в частности, Нижнетагильский металлургический комбинат) и трубники. С целью оперативного контроля за повышением энергоэффективности промышленного комплекса Свердловской области идет перевод котельных на местные виды топлива. В 2005 г. по этой программе реконструировано 36 котельных. В прошлом году в областных учреждениях установлены современные приборы учета. В регионе идет строительство мини-ГЭС – в частности, на Киселевском гидроузле (г. Серов) возводится мини-ГЭС мощностью 2 МВт. В 2006 г. на гидроэнергетику из областного бюджета выделено 20 млн руб. На объектах ЖКХ начали устанавливать современные частотно-регулируемые электроприводы, что, по оценке специалистов, позволит снизить темпы роста тарифов, уменьшить расход электроэнергии и эксплуатационные затраты.
В настоящее время системы тепло- и водоснабжения, канализации, а также водозаборы и очистные сооружения оснащены насосными станциями выпуска 1970–1980 гг. Как правило, у них нет не только частотного регулирования, но даже систем плавного пуска. В результате насосы постоянно работают на максимальных оборотах – и во время наибольшего водоразбора (утренние и вечерние пики), и в ночное время. Такая неэффективная эксплуатация приводит к повышению расхода воды (или теплоносителя) на 15–18%, перерасходу электроэнергии до 15%, ускоренному износу оборудования и т.д. Кроме того, вывод насосного оборудования сразу на максимальный режим работы предполагает гидравлический удар по трубопроводу, что влечет за собой аварии.
Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области реализует программу внедрения энерго- и ресурсосберегающих систем управления электроприводами технологического оборудования на промышленных предприятиях и в ЖКХ Свердловской области, в соответствии с которой муниципалитетам ежегодно выдаются льготные бюджетные кредиты в размере 50 млн руб. на внедрение систем плавного пуска и частотно-регулируемых электроприводов.
Комплексная работа по энергосбережению заставила «крутиться» уральские машиностроительные и приборостроительные предприятия, которые в последние годы стали выпускать энергосберегающую технику. Например, производством современного котельного оборудования на местных видах топлива занимаются ООО «Термакс» и ПГ «Генерация». Комбинированные энергетические установки по выработке электроэнергии и тепла собирают на предприятиях «Энергомаш корпорации», Уральском турбинном заводе и Уральском заводе гражданской авиации. Уральский приборостроительный завод выпускает приборы учета электрической энергии, не уступающие импортным аналогам. К числу достижений предприятий по производству энергосберегающего оборудования относится и представленный Уральским заводом технических газов проект экономичной когенерационной установки, которая вырабатывает 770 кВт электрической энергии и 1 000 кВт – тепловой. По словам представителей Уралтехгаза, новая установка стоимостью 1 млн евро окупается всего за 2,5 года.
– Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать на федеральном уровне для повышения энергоэффективности экономики, в частности в сфере жилищно-коммунального хозяйства?
– Уверен, что опыт Свердловской области вполне может быть востребован и на федеральном уровне. В России необходимо принять закон об энергосбережении, стимулировать предприятия и организации, реализующие подобные программы, в том числе с помощью тарифного и налогового регулирования. Кроме того, надо активно пропагандировать идеи энергосбережения, обмениваться положительным опытом. Например, в Свердловской области ежегодно проводится Всероссийское совещание по энергосбережению, где представители регионов, промышленных предприятий, отраслевых институтов определяют основные направления экономии энергоресурсов.
Решение этих задач позволит увеличить конкурентоспособность хозяйственного комплекса России, а энергосбережение станет тем «вторым фронтом», который обеспечит удвоение ВВП и, следовательно, повышение благосостояния всего населения страны.
Источник: © Бюджет, 2007, № 11