Версия для печати 5734 Материалы по теме
Владимир Молчанов
Для Свердловской области тема энергосбережения не нова: указ губернатора в данной сфере был принят еще 10 лет назад. За это время реализованы тысячи проектов, сэкономлены сотни миллионов тонн топлива. Опытом энергосбережения с нами поделился первый заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир МОЛЧАНОВ.

– Владимир Антонович, расскажите, пожалуйста, об эффективности использования электроэнергии в регионе.

– Устойчивое развитие уральского промышленного комплекса последних лет выявило новую проблему – дефицит топливно-энергетических ресурсов, и в первую очередь электрической энергии. К 2015 г. энергодефицит региона может составить до 20–30% от потребностей. Решением этой задачи должно стать не только строительство новых генерирующих мощностей, но и реализация программ по энерго­сбережению.

Свердловская область обеспечена собственными первичными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) всего на 3–5%, что при наличии на территории региона крупнейших энергоемких производств, прежде всего металлургического комплекса, ставит во­про­сы рационального использова­ния ТЭР на одно из первых мест. За прошедшие годы наша область накопила огромный опыт не только в реализации различных энергосберегающих проектов в муниципальных образованиях, учреждениях бюджетной сферы, предприятиях всех форм собственности. Очень важно, что за 10 лет удалось значительно изменить отношение людей к использованию энергоресурсов.

Практика показывает, что реализация энергосберегающих мероприятий в большинстве случаев окупается в течение трех лет, а стоимость сэкономленных киловатт будет меньше, чем при строительстве новых мощностей. Поэтому одной из приоритетных задач сейчас является осуществление программ энерго- и ресурсосбережения, направленных на снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов. Согласно проведенному анализу потенциал энергосбережения в Свердловской области составляет 35–40 млрд руб. За счет средств предприятий, организаций, областного бюджета мы ежегодно реализуем энергосбере­гающие мероприятия на сумму 1,6 млрд руб.

– Какие нормативно-правовые акты в сфере энергосбережения приняты в регионе? Действует ли программа энергосбережения?

– Системное и плановое проведение политики энергосбережения началось с указа губернатора Эдуарда Росселя от 31 января 1996 г. «О перво­очередных мерах по энергосбережению в Свердловской области» и его выступления на Госсовете РФ с программой «Семь шагов к теплу и свету», которое было поддержано Президентом РФ Владимиром Путиным. Постановлением правительства Свердловской области у нас создан координационный совет по энергосбережению, который занимается решением задач по снижению потерь ТЭР в организациях и повышению энергоэффективности производства на предприятиях региона. К настоящему времени правительством Свердловской области и органами местного самоуправления принято более 200 нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по энергосбережению, что позволяет активно реализовывать важнейшие мероприятия и проекты.

Кроме того, по инициативе губернатора разработана и принята областная государственная целевая программа «Энергосбережение в Свердловской области на 2006–2008 гг.», согласно которой все областные учреждения оснащаются современными приборами учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов. На реализацию данной программы выделено более 91 млн руб. Государственные и муниципальные предприятия осуществляют пилотные проекты по внедрению комбинированных установок, вырабатывающих тепловую и электрическую энергию.

– Какие энергосберегающие мероприятия и проекты реализованы на территории региона?

– Сейчас приборами учета электрической энергии оснащено почти 100% бюджетных учреждений областного подчинения, а приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения – не более 73%. До конца 2007 г. такими устройствами планируется оснастить свыше 200 областных бюджетных учреждений.

Наиболее крупные потребители тепловой энергии (более 5 000 Гкал/год) получают системы погодного регулирования расхода тепловой энергии, которые при колебаниях уличных температур позволяют увеличивать или уменьшать давление теплоносителя при поддержании равномерной комфортности в здании. Внедрение таких инновационных разработок даст возможность снизить расходы на ТЭР на 10–12% со сроком окупаемости один-полтора года. На следующем этапе работ по установке узлов учета и регулирования теплоносителя предполагается создание в вышеуказанных учреждениях автоматизированных рабочих мест, куда будут поступать данные с узлов учета и регулирования, для целей оперативного реагирования на неисправности, снятия показаний при расчетах с энергоснабжающими компаниями, оптимизации работы систем теплоснабжения и др.

– Какой экономический эффект удалось получить?

– В результате активной реализации государственной политики энерго- и ресурсосбережения на промышленных предприятиях, главным образом металлургического комплекса, энергоемкость производства первичного алюминия и ферросплавов у нас сейчас ниже, чем в экономически развитых странах. Близки показатели и по производству меди. В последние годы значительных успехов достигли предприятия черной металлургии (в частности, Нижнетагильский металлургический комбинат) и трубники. С целью оперативного контроля за повышением энергоэффективности промышленного комплекса Свердловской области идет перевод котельных на местные виды топлива. В 2005 г. по этой программе реконструировано 36 котельных. В прошлом году в областных учреждениях установлены современные приборы учета. В регионе идет строительство мини-ГЭС – в частности, на Киселевском гидроузле (г. Серов) возводится мини-ГЭС мощностью 2 МВт. В 2006 г. на гидроэнергетику из областного бюджета выделено 20 млн руб. На объектах ЖКХ начали устанавливать современные частотно-регулируемые электроприводы, что, по оценке специалистов, позволит снизить темпы роста тарифов, уменьшить расход электроэнергии и эксплуатационные затраты.

В настоящее время системы тепло- и водоснабжения, канализации, а также водозаборы и очистные сооружения оснащены насосными станциями выпуска 1970–1980 гг. Как правило, у них нет не только частотного регулирования, но даже систем плавного пуска. В результате насосы постоянно работают на максимальных оборотах – и во время наибольшего водоразбора (утренние и вечерние пики), и в ночное время. Такая неэффективная эксплуатация приводит к повышению расхода воды (или теплоносителя) на 15–18%, перерасходу электроэнергии до 15%, ускоренному износу оборудования и т.д. Кроме того, вывод насосного оборудования сразу на максимальный режим работы предполагает гидравлический удар по трубопроводу, что влечет за собой аварии.

Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области реализует программу внедрения энерго- и ресурсосберегающих систем управления электроприводами технологического оборудования на промышленных предприятиях и в ЖКХ Свердловской области, в соответствии с которой муниципалитетам ежегодно выдаются льготные бюджетные кредиты в размере 50 млн руб. на внедрение систем плавного пуска и частотно-регулируемых электроприводов.

Комплексная работа по энергосбережению заставила «крутиться» уральские машиностроительные и приборостроительные предприятия, которые в последние годы стали выпускать энергосберегающую технику. Например, производством современного котельного оборудования на местных видах топлива занимаются ООО «Термакс» и ПГ «Генерация». Комбинированные энергетические установки по выработке электроэнергии и тепла собирают на предприятиях «Энергомаш корпорации», Уральском турбинном заводе и Уральском заводе гражданской авиации. Уральский приборостроительный завод выпускает приборы учета электрической энергии, не уступающие импортным аналогам. К числу достижений предприятий по производству энергосберегающего оборудования относится и представленный Уральским заводом технических газов проект экономичной когенерационной установки, которая вырабатывает 770 кВт электрической энергии и 1 000 кВт – тепловой. По словам представителей Уралтехгаза, новая установка стоимостью 1 млн евро окупается всего за 2,5 года.

– Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать на федеральном уровне для повышения энергоэффективности экономики, в частности в сфере жилищно-коммунального хозяйства?

– Уверен, что опыт Свердловской области вполне может быть востребован и на федеральном уровне. В России необходимо принять закон об энерго­сбережении, стимулировать предприятия и организации, реализующие подобные программы, в том числе с помощью тарифного и налогового регулирования. Кроме того, надо активно пропагандировать идеи энергосбережения, обмениваться положительным опытом. Например, в Свердловской области ежегодно проводится Всероссийское совещание по энергосбережению, где представители регионов, промышленных предприятий, отраслевых институтов определяют основные направления экономии энергоресурсов.

Решение этих задач позволит увеличить конкурентоспособность хозяйственного комплекса России, а энергосбережение станет тем «вторым фронтом», который обеспечит удвоение ВВП и, следовательно, повышение благосостояния всего населения страны.

Источник: © Бюджет, 2007, № 11
Поделиться