В то время как в России только начинают в полной мере осознавать актуальность проблемы повышения энергоэффективности экономики, в некоторых наиболее развитых (и при этом обделенных собственными энергоресурсами) странах уже накоплен обширный и достаточно познавательный опыт в данной сфере.
Энергия «восходящего солнца»
В январе 2006 г. чиновники городка Камиита на востоке Японии отозвались на призыв правительства уменьшить потребление энергии и приняли решение отключить систему отопления в здании мэрии. В результате они до конца зимы трудились при температуре, близкой к нулю, ответив таким образом на рост цен на энергоносители.
Проблема энергосбережения в Японии стоит очень остро, что можно объяснить бедностью страны естественными энергоносителями, прежде всего нефтью. В настоящее время страна вынуждена импортировать до 80% энергоносителей.
Впервые вопрос о необходимости сбережения энергии возник в 1973 г., когда в мире разразился нефтяной кризис и цены на «черное золото» резко пошли вверх. После ощутимого удара, который Япония испытала вследствие этих событий, энергосбережение стало одним из важнейших направлений энергетической политики государства.
За прошедшие десятилетия Япония сумела серьезно диверсифицировать источники энергии, снизив свою зависимость от нефти. Сегодня страна импортирует на 16% меньше нефти, чем в 1973 г., хотя ее экономика за этот период удвоилась. Миллиарды долларов были инвестированы в перевод зависимых от нефти систем производства энергии на природный газ, уголь, ядерную энергию, альтернативные источники. И, что не менее важно, в стране сформировалась национальная культура сбережения энергии.
Одновременно с разработкой мер по энергосбережению в Японии начали активно развивать гелиоэнергетику. Неудивительно, что сегодня эта страна – лидер в данной отрасли. По некоторым оценкам, Япония владеет 48% мощностей солнечных батарей в мире. К концу 1997 г. солнечные батареи появились на 8 тыс. жилых домов, причем правительство оплачивало треть стоимости их установки. К 2010 г. такие батареи предполагается установить уже на 1 млн жилых домов. Средняя площадь крыши японского дома составляет 120 кв. м. Если половину этой площади покрыть солнечными батареями, в каждом доме можно получить 6 тыс. кВт.ч энергии в год, что в пересчете на нефтепродукты составляет почти 560 л нефти.
В 1979 г. в Японии начал действовать закон об энергосбережении. Изначально он затрагивал только крупные промышленные предприятия, на которые в то время приходилось 70% потребляемой энергии. Кроме разработки мер по сокращению потребления электроэнергии хозяйствующие субъекты обязаны рационализировать процесс сжигания топлива, сократить потери тепла при транспортировке, свести к минимуму неиспользуемые объемы энергии. За нарушение норм данного закона предусмотрены крупные штрафы.
На каждом промышленном предприятии, которое потребляет газ и тепло в количествах, превышающих установленную величину, министерство международной торговли и промышленности Японии требует учредить службу энергетического менеджмента. Руководитель предприятия должен назначить определенное количество лицензированных энергоменеджеров, основным содержанием деятельности которых является принятие мер по рациональному использованию энергии и предоставление ежегодных отчетов по энергосбережению в государственные ведомства, курирующие соответствующую отрасль.
В 2003 г. в закон были внесены изменения, в результате чего его действие распространилось и на других крупных потребителей энергии – офисные центры, универмаги, гостиницы и больницы.
Требованиям энергосбережения подчиняется и сфера строительства. Любое частное лицо или организация, намеревающиеся построить здание в Японии, обязаны принять все меры для предотвращения тепловых потерь и рационального использования всех видов энергетического оборудования в здании в соответствии с государственными стандартами.
Устанавливаются предельные нормы теплопотерь через стены зданий, коэффициенты энергопотребления для кондиционеров, вентиляторов, определяется эффективность осветительных приборов, отопительных систем и даже лифтов. Обращается внимание и на снижение энергоемкости новых жилых домов. Принятые в 1980 г. нормативы энергосбережения для жилых и общественных зданий предусматривали 40%-ное сокращение потребления энергии на отопление и кондиционирование воздуха за счет конструкционных изменений домов, позволяющих лучше проветривать помещения в жаркий период и сохранять тепло в холодное время. В 1997 г. было принято решение ужесточить нормативы энергосбережения еще на 20%. Строительные компании, соблюдающие эти нормы, могут рассчитывать на более выгодные условия кредитования.
Благодаря всем перечисленным мерам показатель потребления электроэнергии в расчете на человека в Японии почти вдвое меньше, чем в США.
В 2006 г. японское правительство установило новые жесткие показатели энергосбережения для 18 типов потребительской и бизнес-электроники. Например, к 2008 г. домашние и офисные кондиционеры должны использовать на 63% меньше электроэнергии, чем сейчас. Энергоэффективная техника будет более дорогой, однако японцы готовы платить. Ведь, по опросам общественного мнения, около 75% жителей Японии воспринимают экономию энергии как свою персональную обязанность.
Деньги на ветер
Похожие проблемы испытывает и Германия, где доля ввозимых энергоносителей составляет на сегодняшний день около 80%. Более всего страна зависит от иностранных поставщиков газа: только 16% потребляемого газа добывается в самой Германии, остальные 84% обеспечиваются поставками из России, Норвегии и Голландии. При этом газ обходится конечному потребителю почти вдвое дороже, чем всего пять лет назад.
Политическая элита Германии вполне справедливо видит в описанной ситуации серьезные риски для энергетической безопасности государства. В качестве путей снижения данных рисков рассматривается стимулирование энергосбережения, а также производство энергии с использованием угля и альтернативных источников.
Во время своего председательства в Евросоюзе в первой половине 2007 г. Германия озвучила планы резкого повышения энергоэффективности своей экономики. Согласованная с крупнейшими коммунальными предприятиями и промышленными объединениями задача выглядит следующим образом: к 2020 г. показатель расхода энергии на единицу ВВП должен быть вдвое меньше, чем в 1990 г.
Важно отметить, что внедрение различных элементов энергосбережения в Германии финансируется не столько государством, сколько банками и крупными корпорациями. Причем такое участие частного капитала в энергосберегающих проектах не только поощряется и стимулируется государством, но еще и приносит прибыль. Например, немецкое энергетическое агентство (DENA), образованное в 2000 г., имеет статус общества с ограниченной ответственностью. Его учредителями являются государство ФРГ и государственная банковская группа – Кредитное ведомство восстановления и развития. DENA выступает в роли инициатора и организатора проектов и кампаний в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Агентство также предоставляет консалтинговые услуги по выработке энергетической политики и оказывает содействие перспективным инновациям, способствуя повышению энергоэффективности немецкой экономики и эффективному использованию возобновляемых источников энергии.
При определении стратегии по стабильному развитию энергетики федеральное правительство привлекает DENA в качестве компетентного эксперта. Примечательно, что из государственных структур проблемами энергосбережения и в целом реализацией федеральной энергетической политики занимается преимущественно министерство окружающей среды.
В ФРГ активно применяются современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии. По некоторым оценкам, 11,5% всей произведенной в стране электроэнергии приходится именно на возобновляемые источники, в том числе 6% дают ветроустановки. Германия занимает первое место в области использования энергии ветра и второе (после Японии) – в фотоэлектрической сфере. Представление о масштабе подобной деятельности позволяет получить следующая цифра: в сфере применения альтернативных источников энергии в стране уже создано 250 тыс. рабочих мест. По прогнозам, число занятых только в секторе использования энергии солнечного света в течение ближайших пяти лет достигнет 90 тыс. человек, а к 2020 г. – 200 тыс. Существуют планы увеличения доли возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления до 21% к 2020 г. и до 50% – к 2050 г. В 2006 г. в данную сферу в Германии инвестировано почти 7 млрд евро, 1,5 млрд из которых были выделены из федерального бюджета.
Как ни странно, в ФРГ нет единой формализованной энергетической стратегии, поэтому большая часть мер и проектов в области энергосбережения осуществляется на местном уровне, а также на уровне федеральных земель. Особенно отличились столичные власти. Так, с 2007 г. администрация Берлина имеет право закупать для своих нужд только автомобили, потребляющие при движении по городу не более 6,5 л бензина на 100 км пробега. К 2011 г. граница допустимого расхода будет снижена до 5 л. Приобретая компьютеры и прочие электроприборы, административные учреждения столицы должны выбирать те, что потребляют наименьшее количество электроэнергии. Все берлинские бассейны планируется оснастить солнечными батареями. А частные инвесторы получат возможность разместить на крышах общественных зданий более 100 тыс. кв. м солнечных батарей и подавать полученную энергию в городскую сеть.
Большое внимание в ФРГ уделяется вопросу энергоэффективности зданий. Отметим, что данный фактор и на общеевропейском уровне признан оказывающим влияние на глобальный энергетический рынок. С начала 2006 г. в действие вступила директива Евросоюза «Энергетические характеристики зданий», которая определяет общую методологию расчета энергетической эффективности зданий, устанавливает минимальные требования для новых зданий и зданий, находящихся на реконструкции, энергетическую сертификацию (паспортизацию) зданий, предусматривает регулярную инспекцию генераторов теплоты и установок кондиционирования воздуха, систем горячего водоснабжения, вентиляции, освещения. В Германии положения директивы ЕС введены в существующий национальный закон, регулирующий энергосбережение. ФРГ уже имеет многолетний опыт планомерного снижения энергопотребления зданий.
В 1976 г. был принят федеральный закон об экономии энергии, который позволил за 25 лет снизить энергопотребление в зданиях в 2,5 раза.
Источник: © Бюджет, 2007, № 11
Энергия «восходящего солнца»
В январе 2006 г. чиновники городка Камиита на востоке Японии отозвались на призыв правительства уменьшить потребление энергии и приняли решение отключить систему отопления в здании мэрии. В результате они до конца зимы трудились при температуре, близкой к нулю, ответив таким образом на рост цен на энергоносители.
Проблема энергосбережения в Японии стоит очень остро, что можно объяснить бедностью страны естественными энергоносителями, прежде всего нефтью. В настоящее время страна вынуждена импортировать до 80% энергоносителей.
Впервые вопрос о необходимости сбережения энергии возник в 1973 г., когда в мире разразился нефтяной кризис и цены на «черное золото» резко пошли вверх. После ощутимого удара, который Япония испытала вследствие этих событий, энергосбережение стало одним из важнейших направлений энергетической политики государства.
За прошедшие десятилетия Япония сумела серьезно диверсифицировать источники энергии, снизив свою зависимость от нефти. Сегодня страна импортирует на 16% меньше нефти, чем в 1973 г., хотя ее экономика за этот период удвоилась. Миллиарды долларов были инвестированы в перевод зависимых от нефти систем производства энергии на природный газ, уголь, ядерную энергию, альтернативные источники. И, что не менее важно, в стране сформировалась национальная культура сбережения энергии.
Одновременно с разработкой мер по энергосбережению в Японии начали активно развивать гелиоэнергетику. Неудивительно, что сегодня эта страна – лидер в данной отрасли. По некоторым оценкам, Япония владеет 48% мощностей солнечных батарей в мире. К концу 1997 г. солнечные батареи появились на 8 тыс. жилых домов, причем правительство оплачивало треть стоимости их установки. К 2010 г. такие батареи предполагается установить уже на 1 млн жилых домов. Средняя площадь крыши японского дома составляет 120 кв. м. Если половину этой площади покрыть солнечными батареями, в каждом доме можно получить 6 тыс. кВт.ч энергии в год, что в пересчете на нефтепродукты составляет почти 560 л нефти.
В 1979 г. в Японии начал действовать закон об энергосбережении. Изначально он затрагивал только крупные промышленные предприятия, на которые в то время приходилось 70% потребляемой энергии. Кроме разработки мер по сокращению потребления электроэнергии хозяйствующие субъекты обязаны рационализировать процесс сжигания топлива, сократить потери тепла при транспортировке, свести к минимуму неиспользуемые объемы энергии. За нарушение норм данного закона предусмотрены крупные штрафы.
На каждом промышленном предприятии, которое потребляет газ и тепло в количествах, превышающих установленную величину, министерство международной торговли и промышленности Японии требует учредить службу энергетического менеджмента. Руководитель предприятия должен назначить определенное количество лицензированных энергоменеджеров, основным содержанием деятельности которых является принятие мер по рациональному использованию энергии и предоставление ежегодных отчетов по энергосбережению в государственные ведомства, курирующие соответствующую отрасль.
В 2003 г. в закон были внесены изменения, в результате чего его действие распространилось и на других крупных потребителей энергии – офисные центры, универмаги, гостиницы и больницы.
Требованиям энергосбережения подчиняется и сфера строительства. Любое частное лицо или организация, намеревающиеся построить здание в Японии, обязаны принять все меры для предотвращения тепловых потерь и рационального использования всех видов энергетического оборудования в здании в соответствии с государственными стандартами.
Устанавливаются предельные нормы теплопотерь через стены зданий, коэффициенты энергопотребления для кондиционеров, вентиляторов, определяется эффективность осветительных приборов, отопительных систем и даже лифтов. Обращается внимание и на снижение энергоемкости новых жилых домов. Принятые в 1980 г. нормативы энергосбережения для жилых и общественных зданий предусматривали 40%-ное сокращение потребления энергии на отопление и кондиционирование воздуха за счет конструкционных изменений домов, позволяющих лучше проветривать помещения в жаркий период и сохранять тепло в холодное время. В 1997 г. было принято решение ужесточить нормативы энергосбережения еще на 20%. Строительные компании, соблюдающие эти нормы, могут рассчитывать на более выгодные условия кредитования.
Благодаря всем перечисленным мерам показатель потребления электроэнергии в расчете на человека в Японии почти вдвое меньше, чем в США.
В 2006 г. японское правительство установило новые жесткие показатели энергосбережения для 18 типов потребительской и бизнес-электроники. Например, к 2008 г. домашние и офисные кондиционеры должны использовать на 63% меньше электроэнергии, чем сейчас. Энергоэффективная техника будет более дорогой, однако японцы готовы платить. Ведь, по опросам общественного мнения, около 75% жителей Японии воспринимают экономию энергии как свою персональную обязанность.
Деньги на ветер
Похожие проблемы испытывает и Германия, где доля ввозимых энергоносителей составляет на сегодняшний день около 80%. Более всего страна зависит от иностранных поставщиков газа: только 16% потребляемого газа добывается в самой Германии, остальные 84% обеспечиваются поставками из России, Норвегии и Голландии. При этом газ обходится конечному потребителю почти вдвое дороже, чем всего пять лет назад.
Политическая элита Германии вполне справедливо видит в описанной ситуации серьезные риски для энергетической безопасности государства. В качестве путей снижения данных рисков рассматривается стимулирование энергосбережения, а также производство энергии с использованием угля и альтернативных источников.
Во время своего председательства в Евросоюзе в первой половине 2007 г. Германия озвучила планы резкого повышения энергоэффективности своей экономики. Согласованная с крупнейшими коммунальными предприятиями и промышленными объединениями задача выглядит следующим образом: к 2020 г. показатель расхода энергии на единицу ВВП должен быть вдвое меньше, чем в 1990 г.
Важно отметить, что внедрение различных элементов энергосбережения в Германии финансируется не столько государством, сколько банками и крупными корпорациями. Причем такое участие частного капитала в энергосберегающих проектах не только поощряется и стимулируется государством, но еще и приносит прибыль. Например, немецкое энергетическое агентство (DENA), образованное в 2000 г., имеет статус общества с ограниченной ответственностью. Его учредителями являются государство ФРГ и государственная банковская группа – Кредитное ведомство восстановления и развития. DENA выступает в роли инициатора и организатора проектов и кампаний в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Агентство также предоставляет консалтинговые услуги по выработке энергетической политики и оказывает содействие перспективным инновациям, способствуя повышению энергоэффективности немецкой экономики и эффективному использованию возобновляемых источников энергии.
При определении стратегии по стабильному развитию энергетики федеральное правительство привлекает DENA в качестве компетентного эксперта. Примечательно, что из государственных структур проблемами энергосбережения и в целом реализацией федеральной энергетической политики занимается преимущественно министерство окружающей среды.
В ФРГ активно применяются современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии. По некоторым оценкам, 11,5% всей произведенной в стране электроэнергии приходится именно на возобновляемые источники, в том числе 6% дают ветроустановки. Германия занимает первое место в области использования энергии ветра и второе (после Японии) – в фотоэлектрической сфере. Представление о масштабе подобной деятельности позволяет получить следующая цифра: в сфере применения альтернативных источников энергии в стране уже создано 250 тыс. рабочих мест. По прогнозам, число занятых только в секторе использования энергии солнечного света в течение ближайших пяти лет достигнет 90 тыс. человек, а к 2020 г. – 200 тыс. Существуют планы увеличения доли возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления до 21% к 2020 г. и до 50% – к 2050 г. В 2006 г. в данную сферу в Германии инвестировано почти 7 млрд евро, 1,5 млрд из которых были выделены из федерального бюджета.
Как ни странно, в ФРГ нет единой формализованной энергетической стратегии, поэтому большая часть мер и проектов в области энергосбережения осуществляется на местном уровне, а также на уровне федеральных земель. Особенно отличились столичные власти. Так, с 2007 г. администрация Берлина имеет право закупать для своих нужд только автомобили, потребляющие при движении по городу не более 6,5 л бензина на 100 км пробега. К 2011 г. граница допустимого расхода будет снижена до 5 л. Приобретая компьютеры и прочие электроприборы, административные учреждения столицы должны выбирать те, что потребляют наименьшее количество электроэнергии. Все берлинские бассейны планируется оснастить солнечными батареями. А частные инвесторы получат возможность разместить на крышах общественных зданий более 100 тыс. кв. м солнечных батарей и подавать полученную энергию в городскую сеть.
Большое внимание в ФРГ уделяется вопросу энергоэффективности зданий. Отметим, что данный фактор и на общеевропейском уровне признан оказывающим влияние на глобальный энергетический рынок. С начала 2006 г. в действие вступила директива Евросоюза «Энергетические характеристики зданий», которая определяет общую методологию расчета энергетической эффективности зданий, устанавливает минимальные требования для новых зданий и зданий, находящихся на реконструкции, энергетическую сертификацию (паспортизацию) зданий, предусматривает регулярную инспекцию генераторов теплоты и установок кондиционирования воздуха, систем горячего водоснабжения, вентиляции, освещения. В Германии положения директивы ЕС введены в существующий национальный закон, регулирующий энергосбережение. ФРГ уже имеет многолетний опыт планомерного снижения энергопотребления зданий.
В 1976 г. был принят федеральный закон об экономии энергии, который позволил за 25 лет снизить энергопотребление в зданиях в 2,5 раза.
Источник: © Бюджет, 2007, № 11