Министерство финансов РФ готово к серьезному реформированию единого социального налога (ЕСН), вплоть до полного отказа от него при переходе на страховые принципы, заявил на пресс-конференции 29 января заместитель министра, статс-секретарь Министерства финансов Сергей Дмитриевич Шаталов. При этом замминистра подчеркнул, что до сих пор не представлены официальные предложения Министерства здравоохранения и социального развития РФ по реформированию ЕСН, но, в первых числах февраля такие предложения все же будут вынесены на обсуждение Правительства России. С.Д.Шаталов подчеркнул, что реформирование ЕСН тесно связано с тем, как будет развиваться пенсионная система и система медицинского страхования.
Кроме того, Минфин предлагает заменить уточняющие декларации так называемыми "отрицательными нотами". Правительство в настоящее время обсуждает с РСПП вопрос о том, что компаниям часто приходится представлять уточняющую декларацию НДС. Он пояснил, что это происходит, когда, например, завод делает скидку на свою продукцию или происходит возврат продукции. В этом случае налогоплательщик обязан внести уточняющую декларацию по налоговому периоду, к которому относятся эти операции. Идея Минфина заключается в том, чтобы дать налогоплательщику возможность представлять уточненную кредитную ноту, которая относится к текущему налоговому периоду, при этом сами собой снимаются вопросы с пенями и штрафами.
С.Д. Шаталов подчеркнул, что Минфин согласен не облагать НДФЛ и ЕСН сумму, направляемую на софинансирование страховой составляющей трудовых пенсий. Более того, работодатели выразили готовность участвовать в накоплении пенсий своих сотрудников, однако при этом они предложили освободить от НДФЛ и ЕСН дополнительные взносы на пенсионные счета работников. Кроме того, замминистра добавил, что Минфин готов пойти еще на две существенные меры в отношении НДФЛ. В частности, министерство готово повысить вычет на детей с 600 до 800 руб., а также повысить ограничения на заработную плату, в отношении которой применяется вычет на детей, с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. в год.
- необходимо создать реестр недвижимости в стране (в полной мере его до сих пор нет),
- необходимо создать реестр собственников недвижимости,
- необходимо разработать правила начисления такого налога, поскольку применения в качестве базу рыночной стоимости недвижимости приведет финансовому кризису в стране, а применение каких бы то ни было льгот и преференций делает этот налог попросту ненужным…
В настоящее время проходит дискуссия, как рассчитывать налог на недвижимость. Кроме того, нужно будет создать систему межбюджетных отношений, а также решить вопрос о дифференциации ставки этого налога для социально-незащищенных слоев населения.
Что остается неизменным на ближайшую и даже среднесрочную перспективу - Минфин РФ не намерен изменять ставку подоходного налога для физических лиц в 13%, по крайней мере, до 2009 г. Но Минфин намерен держать эту ставку и в дальнейшем, хотя расчет этого налога и изменится. Так, в следующем году будут приняты достаточно значимые решения в отношении образования и медстрахования: расходы граждан России в этих сферах начнут учитываться при расчете подоходного налога.
Самые серьезные изменения ждут НДС. С 2008 г. Минфин планирует перейти на квартальную уплату налога на добавленную стоимость экспортерами. Кроме того, будет перестроена налоговая нагрузка для владельцев жилья. И еще Министерство финансов РФ предлагает ввести практику соглашений о принципах ценообразовании между компаниями и налоговыми органами. Соответствующие поправки планируется внести в Налоговый кодекс РФ до конца 2008 г.
Ждет перемен и практика налогового администрирования.
Необходимость введения новых методик расчета рыночной цены, замминистра связывает с наличием 20%-го коридора, в рамках которого возможно отклонение от среднерыночной цены. "Это обеспечивает налогоплательщикам спокойную жизнь, но такая конструкция не является рыночной", сказал Шаталов.
Коснутся в 2008 г. налоговые новации также вертикально-ориентированных холдингов, у которых произойдет суммирование прибылей и убытков, что обеспечит свободное перемещение денежных и материальных средств в рамках холдинга. Ждут перемен налоги на ценные бумаги, включая таких, у которых базовая стоимость определяется фондовыми индексами, а также закладные на недвижимость, что позволит строже следить за ипотечными капиталами.
В целом же можно сказать, утверждает С.Д.Шаталов, в последние годы в России идет существенное снижение налоговой нагрузки в среднем на 1% ВВП в год, что в 2006 г. составило порядка 250 млрд руб. (точные цифры на 2007 г. пока неизвестны, но есть все основания утверждать, что речь идет о сумме такого же порядка). К сожалению, мировая экономическая ситуация не дает возможности серьезно снизить налоги, но это уже другая тема…
собственная информация