Версия для печати 1559 Материалы по теме
Этапы адаптации экономики к новым условиям

В октябре в Красногорске прошел Всероссийский форум финансистов-2015, организованный Министерством финансов Московской области. На мероприятии освещались вопросы долгосрочного бюджетного планирования, новой редакции Бюджетного кодекса, новаций в сфере межбюджетных отношений и другие, ставшие актуальными в новой экономической реальности. В дискуссиях приняли участие и поделились опытом в сфере управления общественными финансами руководители финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований области, представители финансовых подразделений органов власти региона.

Факторы и задачи новой реальности

В текущем году российская экономика продолжает адаптироваться к изменениям во внешнеэкономическом и политическом ландшафте. Двукратное падение цен на нефть, отсутствие доступа к международным финансовым рынкам на фоне очень тяжелого графика погашения внешних задолженностей стали серь­езным испытанием для российской экономики. Это не кризис, это уже новая реальность, в которой теперь придется существовать. Поэтому сегодня главная задача — сохранение финансовой и макроэкономической стабильности и максимально быстрая настройка экономики на новые условия.

Ситуацию усугубляют и серьезные негативные экономические факторы внутри страны. Во-первых, демография. Каждый год численность трудоспособного населения в России уменьшается на один миллион человек, в худшую сторону меняются и пропорции между работоспособным количеством граждан и пенсионерами. «В ближайшее время соотношение работающих и неработающих достигнет показателя 1 к 2», — сообщила Т. Г. Нестеренко, первый заместитель министра финансов РФ. Во-вторых, низкий уровень и качество инвестиций. «Это ставит перед нами новую задачу — какими объемами, средствами и инструментами нужно развить именно тот инвестиционный потенциал, который генерировал бы нам плюсовой поток, положительную отдачу», — констатировала Нестеренко. Еще один фактор — высокий уровень бюджетного дефицита и непроизводительная структура расходов. Более 60% бюджета — расходы на пенсию, оборону и безопасность, на инвестиционные и производительные нужды остается незначительная и явно недостаточная часть.

В свете этого перед страной стоит ряд ключевых задач. Нужно сбить инфляцию, сделать ее низкой и прогнозируемой, научиться изымать любые доходы при цене на нефть выше 50 долларов за баррель. Также необходимо максимально быстро сократить непроизводительные расходы и перенаправить ресурсы на инвестиционные цели в образование, здравоохранение и все отрасли, которые создают качество инвестиций, в том числе человеческий капитал. И хотя, как отметила Нестеренко, необходимость повышения качества оказания услуг в каждой отрасли никто с повестки дня не снимал, тем не менее это перспективное направление использования ресурсов.

Пристальное внимание буде­т направлено и на госкомпании. «Нужно заниматься контролем за расходами и деятельностью государственных компаний, добиваться, чтобы тарифы естественных монополий не обгоняли рост инфляции», — считает Нестеренко. Задача сокращения зависимости государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета — также в очереди на решение. Пенсионная система нуждается в глубоком реформировании. Ситуация такова, что уже за счет происходящего резкого падения средней заработной платы ускоряется рост коэффициента замещения пенсий. «Мы так переиндексировали на уровень инфляции пенсионные обязательства, что экономика не выдерживает этих темпов. Мы уже сейчас выходим на когда-то заданные чуть ли не к 2020 году параметры соотношения пенсий и средних заработных плат», — сообщила Нестеренко. Министерство финансов РФ считает, что решение этой проблемы в повышении пенсионного возраста.

Следующая задача — сокращение темпов роста заработной платы. «Принято решение по всем федеральным учреждениям госслужащим, военнослужащим не индексировать заработную плату еще один год, — доложила Татьяна Геннадь­евна. — Это очень важно с точки зрения индикаторов для экономических агентов. Нам важно создать условия для формирования у них прибыли. А прибыль формируется в том числе благодаря снижению издержек, производительности труда и падению уровня заработных плат, которые у нас, к сожалению, растут намного быстрее, чем производительность труда».

Что касается объема государственных услуг, то перед финорганами стоит острая необходимость проинспектировать весь перечень госуслуг и выделить те, что относятся к конституционным, федеральным или региональным гарантиям, одновременно исключив из бюджетов все не относящиеся. Так, в процессе формирования базовых и ведомственных перечней государственных услуг была выявлена масса госуслуг, непонятно откуда возникших и поглощающих при этом существенные бюджетные ресурсы. «Нам важно понять, — разъясняет Нестеренко, — откуда возникает обязанность оплачивать услуги, например, санаторно-курортного лечения, домов отдыха, санаториев. У нас нет таких обязательств, в законе их не существует. Важен переход на целевое использование имеющихся ресурсов. Например, если санаторно-курортное лечение — это продолжение процесса реабилитации постмедицинского лечения, то оно должно осуществляться в рамках системы ОМС. Если речь идет об оздоровлении детей из неблагополучных, нуждающихся семей, то это уже другие направления социальной политики». Кроме того, в ближайшее время будет решаться вопрос приватизации нестратегических объектов (в том числе тех же домов отдыха, пансионатов и пр.) — в нынешних условиях передача этих объектов для коммерческого использования имеет большое значение для бюджета.

Сбалансированность региональных бюджетов

Россия раз и навсегда должна отказаться от догоняющей модели развития — с этой точки зрения спикерами форума было обращено внимание на необходимость региональным управленцам более активно использовать те рычаги, которые сегодня законодательство предоставляет им для поддержки бизнеса в территориях. В частности, заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председатель Совета НП «Сообщество финансистов России» Н. С. Максимова напомнила собравшимся тезисы, прозвучавшие на октябрьском экономическом форуме в Сочи, где в том числе рассматривались вопросы сбалансированности региональных бюджетов. «Я напомню, — сказала она, — что регионам дана возможность предоставлять двухлетние налоговые каникулы предпринимателям, которые впервые регистрируются, которые ведут свою деятельность в социальной, научной или производственной сферах. В рамках антикризисного плана субъекты РФ наделены правом снижать компаниям ставки по УСН с объектом налогообложения „доходы“ с 6% до 1%. Для самозанятых граждан вводится упрощенная система регистрации с выдачей патента. Со следующего года заработает механизм возмещения затрат регионов на создание инфраструктуры индустриальных технопарков за счет той доли налогов, которые поступают в федеральные бюджеты».

Законодательная новация

Законопроект «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (подготовлен Правительством РФ к внесению в Госдуму):

1) Правительство РФ в 2016 году принимает решение об использовании сформировавшихся на 1 января 2016 года остатков средств федерального бюджета (кроме остатков «связанных» остатков) на увеличение, в т. ч.:

— бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий и иных целевых межбюджетных трансфертов (в 2015 году «под фактическую потребность»), в сумме неиспользованных лимитов бюджетных обязательств;

2) предлагается продлить до 1 января 2016 года приостановку норм Бюджетного кодекса о сроках принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, предусматривающих изменение законодательства о налогах и сборах и (или) приводящих к изменению доходов бюджетов в очередном финансовом году.

Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров со своей стороны поддержал развитие темы инструментов, призванных помочь регионам адаптироваться к новой экономической реальности, ознакомив участников форума с последними законодательными новациями. Подспорьем субъектам Федерации в формировании бюджетов на следующий год станет изменение (с трех лет в 2015 году до пяти — в 2016-м) срока предоставления бюджетных кредитов, что позволит обеспечить более равномерное распределение погашения долговых обязательств регионов.

К числу полезных для территорий инструментов замминистра финансов РФ отнес и продление на год, до 1 января 2018 года, возможности превышения ограничения предельного объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), установленного пунктами 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ. Указанные изменения также делаются для предоставления регионам возможности проведения в течение 2016–2017 годов мероприятий по снижению объема государственного долга. Той же цели служит и принятое решение о введении в 2015 и 2016 годах временных дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета. Основаниями являются во-первых, увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов в пределах поступлений от возврата бюджетных кредитов и, во-вторых, перераспределение бюджетных ассигнований по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ на предоставление дотаций бюджетам субъектов РФ в связи с отсутствием на 15 августа 2015 года заключенных соглашений и для следующего года — в связи с отсутствием на 1 мая 2016 года акта Правительства РФ, устанавливающего распределение субсидий между бюджетами субъектов РФ.

«Мы готовим законопроект, некоторые новации которого касаются, в частности, и субъектов РФ, — продолжил тему Лавров. — Так, в следующем году мы планируем расширить практику предоставления субсидий субъектам РФ под потребность. Этот механизм действует и сейчас, доказывая свою эффективность. Но возникает вероятность появления остатков неиспользованных средств по этим субсидиям, и, чтобы снять опасения регионов, что эти средства к ним не вернутся, мы предлагаем опробовать механизм, — конечно, при наличии потребности в них в следующем году, — аналогичный переносу остатков средств на государственные и муниципальные контракты».

Также Минфин России предлагает, к сожалению, уже традиционно, приостановить действие норм Бюджетного кодекса, которые обязывают до формирования бюджетов принимать все акты, регулирующие доходы бюджетов. «У нас будет очередной год, разрешающий оторвать сроки подготовки этих документов от процесса рассмотрения бюджетов разных уровней», — сказал Лавров.

Также он предостерег представителей региональных финорганов от радикальных и необдуманных действий. «Полагаем, что субъектам Федерации при верстке бюджета нужно действовать предельно осторожно, — сказал он, — закладывать дополнительные страховочные механизмы, в частности не пытаться принимать дефициты на максимально допустимом уровне, в ходе исполнения бюджета оставлять возможности для маневра. Такой подход как никогда будет оправдан».

Взаимодействие казначейства с финорганами

С подробным докладом о перспективных задачах службы с точки зрения взаимодействия с финансовыми органами субъектов РФ выступил Р. Е. Артюхин, руководитель Федерального казначейства. Полность­ю доклад обо всех — ближайших и на перспективу — планах взаимодействия службы с финорганами читайте Новая реальность казначейской системы .

В частности, глава казначейства напомнил, что в рамках порядка, предписанного приказом Минфина России № 163н, финансовые органы должны в срок до 1 января 2016 года обеспечить включение информации и документов в созданные субъектами Федерации реестры участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Обратил внимание Артюхи­н и на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 26 марта 2015 года № 48н на финансовые органы возложены полномочия по рассмотрению заявок учредителей на внесение изменений в базовые перечни. Для оптимизации процесса глава ФНС попросил финансистов активно включиться в эту работу: «Вам нужно в рамках своих полномочий выступить своеобразным координатором процесса формирования заявок и обеспечить полноценную проверку поступающих заявок на наличие всех обязательных реквизитов, отсутствие дублирования и наличие соответствующих расходных обязательств регионального (муниципального) уровня».

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться