Версия для печати 1334 Материалы по теме
Пенсионный возраст – тема закрыта, а вопросы остались

Повышение пенсионного возраста, индексация трудовых пенсий, заморозка накопительной части пенсии — вопросы, которые прокомментировал председатель комитета по социальной политике Совета Федерации В. В. Рязанский на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Заявление министра финансов А. Г. Силуанова о необходимости в 2016 году срочно решать вопрос повышения пенсионного возраста и индексации трудовой пенсии всего на 4%, а не на уровень инфляции за предыдущий год стало главной и болезненной темой для обсуждения в правительстве между финансовым блоком и социально-экономическим. По словам Рязанского, в вопросе индексации трудовой пенсии достигнуто компромиссное решение. 1 февраля 2016 года пенсии будут проиндексированы на 4% с последующей доиндексацией до уровня инфляции исходя из возможности экономики. При этом возможности будут оцениваться по итогам первого полугодия 2016 года. Что касается индексации работающим пенсионерам, то, скорее всего, она производиться не будет.

Когда речь идет о невозможности существенно повышать доходы пенсионеров, имеет смысл пересмотреть их расходные статьи. Стоит обратить внимание на те дополнительные возможности, которые скрыты, к примеру, в системе ЖКХ. Рязанцев предложил ввести дифференцированный подход к плате за капитальный ремонт для людей разного возраста. Так, для граждан 60-летнего возраста можно сделать скидку на 50%, для тех, кому 70 лет, на 75%, а 80-летних вообще освободить от платы за капитальный ремонт.

Что касается пенсионного возраста, то и Президент РФ, и Председатель Правительства РФ придерживаются того мнения, что нет практической необходимости в повышении пенсионного возраста в ближайшей перспективе. «Однако совсем снимать с повестки дня данный вопрос нельзя», — считает Рязанский. По словам сенатора, для государственных и муниципальных служащих перспектива повышения пенсионного возраста более чем реальная. При этом возрастная планка должна подниматься постепенно на 3–5 месяцев в первый год и т. д, то есть выход на новые возрастные параметры будет растянут по времени на 7–10 лет. Напомним, что Министерство труда разработало довольно жесткий проект повышения пенсионного возраста до 65 лет для всех граждан. «В данном вопросе все решения должны быть взвешенными, поскольку государственные и муниципальные служащие являются опорой власти», — отметил Рязанский.

Вообще, по мнению спикера, вопрос о повышении пенсионного возраста не должны решать финансисты, необходим комплексный подход с участием демографов, социологов и других экспертов, имеющих отношение к экономике пенсионных систем. «Финансисты не имеют права на решение вопроса о пенсионном возрасте, это не их функционал, — считает сенатор. — Этот вопрос должен быть научно выверен, и решение обязано быть результатом консенсуса между гражданами, работодателями, правительством».

Не сходит с повестки дня и вопрос о накопительной части пенсии. По сло­­вам сенатора, накопительная пенсионная система стала у россиян популярной. «Однако практика показала, что накопительную часть пенсии следует вывести из системы обязательного пенсионного страхования в добровольную, чтобы граждане брали на себя риски, связанные с инвестированием своих накоплений», — считает сенатор. Сегодня накопительные пенсионные фонды в России демонстрируют невысокую эффективность работы со средствами граждан. «К сожалению, мы пока не видим ни одного серь­езного реализованного экономического проекта», — отметил Рязанский. При этом он подчеркнул, что результат накопительного эффекта ни во Внешэкономбанке, ни в частных пенсионных фондах, по крайней мере по итогам предыдущих лет, не превысил уровня инфляции. «Поэтому мы и ратуем за то, чтобы накопительный компонент был выведен из системы обязательного пенсионного страхования в добровольное и все эти риски гражданин брал на себя», — заявил спикер.

М. И. ГОРШЕНИНА

Поделиться