От того, насколько эффективно на муниципальном уровне будут реализованы цели, определенные региональной стратегией, зависит динамика и перспективы развития всей Псковской области. Поэтому обеспечение во всех муниципальных образованиях региона эффективного механизма расходования бюджетных средств, позволяющего планомерно достигать долгосрочных целей, является одной из главных задач бюджетной политики области.
Татьяна Алексеевна БАРИНОВА, заместитель губернатора Псковской области — начальник Государственного финансового управления Псковской области
Первые шаги
Сейчас можно с уверенностью сказать, что во всех муниципальных образованиях Псковской области каждый бюджетный рубль направлен на достижение той или иной цели социально-экономического развития.
Первые шаги по обеспечению взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования посредством муниципальных программ были сделаны в 2013 году в двух пилотных муниципальных образованиях — Себежском районе и городе Великие Луки. В данных муниципальных образованиях проведены работы по разработке и корректировке ряда нормативных правовых актов, затрагивающих процессы программно-целевого планирования, а также разработаны муниципальные программы, учитывающие все полномочия органов местного самоуправления и позволяющие комплексно решать существующие проблемы. Положительный опыт пилотного проекта дал основания для распространения данного опыта на все муниципальные образования Псковской области. В связи с этим начиная с конца 2014 года в муниципалитетах проводились работы по их поэтапному переводу на программно-целевые методы планирования.
Централизованный подход позволил нам обеспечить унификацию данного процесса во всех муниципальных образованиях, но с обязательным обеспечением должного уровня самостоятельности, а также принятие совместных решений по ряду вопросов. Методологическое и технологическое сопровождение как комплексного, так и пилотного проектов обеспечил наш давний партнер — компания «Р.О.С.Т.У.».
Проблемы, акценты и изменения
На первом этапе была проведена экспертиза нормативной правовой базы каждого муниципального района. Полученные результаты экспертизы выявили противоречия в существующей системе целеполагания и в утвержденных нормативных правовых актах. Во‑первых, отсутствовала взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, во-вторых, не было единого подхода со стороны органов местного самоуправления к разработке муниципальных программ. Большое количество вопросов возникало и в отношении самого перечня муниципальных программ, количество которых было излишне завышено.
Таким образом, при проведении работ акцент был сделан на корректировку нормативной правовой базы как основополагающего шага для дальнейших усовершенствований. Изменению подлежали порядок разработки и реализации муниципальных программ, порядок планирования бюджета, порядок и методика планирования бюджетных ассигнований и иные регламентирующие документы. В конечном итоге была закреплена единая структура муниципальных программ и обеспечен должный уровень взаимосвязи всех процессов между собой.
Последующие корректировки касались практических документов: системы целей (задач) развития каждого района, перечня муниципальных программ и непосредственно самих текстов муниципальных программ. В результате во всех муниципалитетах было достигнуто оптимальное количество муниципальных программ — семь, полностью отвечающее принципам комплексного подхода к достижению поставленных целей.
Далее была проведена работа по проработке и согласованию состава и содержания муниципальных программ с каждым главным распорядителем бюджетных средств, а именно: их целей (задач), показателей, перечня подпрограмм и основных мероприятий, перечня мероприятий. Также были проработаны ведомственные перечни услуг (работ) в части их приведения в соответствие с базовыми (отраслевыми) перечнями услуг (работ) и в рамках обеспечения их взаимосвязи с мероприятиями муниципальных программ.
С учетом согласованных муниципальных программ, а также внесенных приказом Министерства финансов РФ от 8 июня 2015 года № 90н изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации были разработаны коды целевых статей, соответствующие программной классификации расходов бюджетов муниципальных образований.
Межведомственное взаимодействие
Качество «программного бюджета» напрямую зависит от согласованности действий всех участников бюджетного процесса. В связи с этим экспертной группой компании «Р.О.С.Т.У.» был проведен ряд семинаров для экономических и финансовых органов, главных распорядителей бюджетных средств, в рамках которых было проведено разъяснение основных принципов программно-целевого планирования. В результате проведенных мероприятий у работников бюджетной сферы сложилось четкое осознание высокой степени важности данных изменений и необходимости проведения согласованных действий при разработке и реализации муниципальных программ. Ведь решение существующих проблем возможно только с помощью межведомственного взаимодействия, которое достигается посредством муниципальных программ, как эффективного инструмента совместного решения проблем в соответствующей сфере.
Каждый служащий и работник бюджетной сферы должен сознавать личную ответственность за реализацию программ, за расходование бюджетных средств до рубля. Прежнего подхода, когда некоторые целевые программы писались для получения дополнительного финансирования, а не для результата, быть не должно — ведь, чего скрывать, порой мы переставали понимать, как принятие той или иной программы влияет на конечный результат.
Автоматизация бюджетных процессов
На сегодняшний день совершенствование системы управления общественными финансами на основе информационных технологий является одним из приоритетных вопросов, решаемых на всех уровнях исполнительной власти в рамках продолжения бюджетных реформ. Автоматизация бюджетного процесса — это мощный механизм информационной поддержки в плане формирования, контроля и реализации бюджетной политики Псковской области, дающий возможность отследить составление и исполнение бюджета в режиме реального времени в любой момент и с высокой степенью детализации.
В целях реализации проекта осуществлено внедрение системы «БИС-СБОР». Система позволяет автоматизировать бюджетные процессы в части составления муниципальных программ, обоснований бюджетных ассигнований, введения данных по предварительным расчетам бюджетных ассигнований, доведения предельных объемов бюджетных ассигнований до ГРБС и, на основании указанного, формирования приложений к проекту бюджета.
Более 450 сотрудников ГРБС, структурных подразделений администраций муниципальных районов Псковской области прошли обучение работе в автоматизированной системе «БИС-СБОР». Полная автоматизация бюджетного процесса позволяет скоординировать работу структурных подразделений и сократить издержки на формирование бюджетов и муниципальных программ. Наряду с качественными преимуществами следует отметить количественный критерий — сведение к минимуму ручной обработки информации, что практически полностью исключает появление ошибок.
Реализация данного проекта позволяет провести детальный анализ в части:
- сравнения эффективности реализации однотипных муниципальных программ между муниципальными образованиями Псковской области;
- сравнения плановых и достигнутых значений целевых показателей между муниципальными образованиями Псковской области;
- сравнения вариантов и способов реализации однотипных муниципальных программ, в том числе по перечню мероприятий.
Компания «Р.О.С.Т.У.» специализируется на оказании консалтинговых услуг и разработке комплексных автоматизированных систем в сфере управления финансами и экономикой. При реализации проектов акцент делается на проработку методологии предлагаемых решений, что позволяет наиболее полно удовлетворить потребности клиентов, внедрять эффективные принципы работы и в целом повышать качество управления в органах власти и учреждениях. Компания «Р.О.С.Т.У.» имеет большой опыт реализации проектов по построению эффективных систем управления в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Итогом реализации мероприятий в рамках проекта является повышение прозрачности расходов бюджетов муниципальных образований. Планируется, что доля расходов, сформированная программно-целевым методом, в муниципальных образованиях Псковской области в 2016 году составит порядка 94% от всех расходов местных бюджетов. Вместе с тем хочу отметить, что доля программных расходов, конечно же, не самоцель. Главное то, что был изменен сам подход и отношение к программам, которые теперь стали действенным инструментом рационального использования средств для решения наиболее острых проблем социально-экономического развития.