Версия для печати 5421 Материалы по теме

Яковлев
 В региональном комитете финансов Ленинградской области в последнее время все чаще говорят о таком факторе социально-экономического роста, как качество жизни. О том, почему ему уделяется столь пристальное внимание, рассказывает вице-губернатор области Александр ЯКОВЛЕВ.


– Александр Иванович, за I полугодие 2006 г. область практически втрое по сравнению с прошлым годом увеличила темпы роста производства. И каждый раз ситуация трактуется однозначно: промышленность региона значительно повысила выпуск продукции, экономика на подъеме, множатся доходы бюджета. А такой показатель, как качество жизни, каждый понимает по-своему. Как же оценить эту величину?

– Существует так называемый интегрированный показатель уровня жизни. Чтобы рассчитать его, надо учесть около 100 различных параметров и индикаторов. Но можно использовать и более простые методики. Сегодня, как известно, регион определяет результаты своей работы на основе данных статистики. Допустим, область ежегодно вводит в строй три-четыре школы. Но хорошо это или плохо? Достаточно, чтобы удовлетворить потребности населения, или нет? Объективный ответ на эти вопросы можно получить, дополнив статистическую информацию данными мониторинга населения.
Такой мониторинг мы вместе с учеными провели в пяти экспериментальных районах: Волховском, Гатчинском, Кингисеппском, Приозерском и Тосненском. Участников опроса попросили определить, какие отрасли и направления жители считают приоритетными и проблемными для правительства Ленинградской области. В результате оказалось, что образование в тройку приоритетов и проблемных зон не попало – иными словами, число школ и качество обучения людей устраивает.
Скажу больше: расходы области на образование составляют около 4% от его валового регионального продукта (ВРП), что с учетом объективных поправок на демографию не уступает соответствующей доли ВРП Финляндии и превышает аналогичный показатель в Словакии. Оговорюсь, правда, что мониторингом пока охвачена не вся территория области.
Кстати, около трех лет назад аналогичное исследование проводилось в Пермской области: там жители включили образование в число самых приоритетных и проблемных сфер, а значит, власти надо усилить работу в этом направлении.
Население внесло свои коррективы в оценку ряда статистических параметров. Так, по официальным данным, местами в детских дошкольных учреждениях лучше всего (из экспериментальных территорий) обеспечен Тосненский район (76 мест в расчете на 100 детей). А вот жители полагают, что по доступности и качеству дошкольного образования лидирует Гатчинский район. Это свидетельствует, во-первых, об эффективности работы муниципального образования в данном направлении, а во-вторых, о продуманности механизма бюджетных расходов. Волховский район, уступающий Гатчинскому в области доступности дошкольного и качеству школьного образования, выигрывает у него в сфере медицинского образования.
– Насколько я понимаю, жителей начинают привлекать к оценке качества предоставляемых им бюджетных услуг, от которых напрямую зависят комфортность жизни и уровень доверия к власти. Будут ли их мнения учитываться при формировании и исполнении бюджета?
– Обязательно. Новые подходы к оценке качества жизни населения вырабатывались в ходе реализации программы реформирования региональных финансов Ленинградской области. Первый ее этап, по сути дела, завершен. В ходе работы мы смогли предложить новые механизмы функционирования важнейших социальных отраслей, затраты на которые составляют 15 млрд руб. – половину бюджетных доходов субъекта. Речь идет прежде всего о здравоохранении, образовании, социальной защите населения.
Сформулированные нами принципы финансирования и стимулирования в этих отраслях находятся в русле бюджетной реформы, концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами. Цель, которую поставил перед собой регион, – поднять эффективность бюджетных расходов, связать их с достижением конкретных результатов.
Практика бюджетирования в Ленинградской области и других субъектах Федерации со всей очевидностью показала: прямой зависимости между увеличением объемов финансирования и достижением качественных сдвигов нет. Так, с 2000 по 2005 г. регион увеличил затраты на образование в шесть раз, на здравоохранение – в восемь. Однако результатов, адекватных расходам, не получил. Становится все более очевидным, что ресурсное обеспечение отраслей, прежде всего социальной ориентации, надо увязывать не с ростом объемов инвестиций, а с целевыми установками, конкретной отдачей от вложенных денег. При таком подходе даже с меньшими затратами можно добиться лучших показателей.
– Сейчас в комитете финансов идет работа над очередным бюджетом – бюджетом 2007 г., который Законодательному собранию предстоит рассмотреть в ходе осенней сессии. Будут ли в проекте этого документа учтены новые принципы реформирования региональных финансов?
– Мы будем плавно вводить их в бюджетный процесс, поскольку далеко не все муниципалитеты готовы к быстрым новациям в бюджетной сфере. Однако перемены можно заметить уже сейчас. В июле-августе 2006 г. губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков поочередно «проэкзаменовал» все профильные комитеты, представившие свои бюджетные заявки на будущий год. Требования предъявлялись жесткие, связанные с выбором приоритетов финансирования и увязкой расходов с планируемыми результатами. Естественно, наиболее проработаны эти вопросы в трех пилотных отраслях реформирования региональных финансов.
Сейчас комитет финансов подготовил и согласовал пакет нормативно-правовых актов, позволяющих с будущего года регулировать процесс преобразований в финансовой сфере и осуществлять нововведения.
– Итак, методика определения качества жизни существует. А можно ли рассчитать человеческий капитал, о котором все чаще говорят экономисты?
– В социальном смысле человеческий капитал – это люди и отношения между ними. Рост человеческого капитала связан с тем, что люди становятся более образованными, профессионально подготовленными; укрепляется их здоровье. Все названные факты прямо влияют на уровень валового регионального продукта. Поэтому в расчетах человеческий капитал, изначально исчисляемый в человеко-днях квалифицированного труда в год, преобразуется в те же единицы измерения, что и ВРП, – то есть в миллиарды рублей. Такой подход позволяет оценить экономические потери от смертности, заболеваемости, недостатка образования населения.
Человеческий капитал в Ленинградской области, как и в других российских регионах, уменьшается из-за болезней, смертности, временной нетрудоспособности жителей. Если удастся снизить потери от заболеваемости и смертности хотя бы на 10%, это принесет ВРП региона дополнительно 1,4 млрд руб. Вот где есть огромные резервы! Добавлю, что на снижение таких потерь направлен в том числе и национальный проект «Здоровье». По итогам I полугодия уровень общей смертности в области уменьшился почти на 4%, а смертности от сердечно-сосудистых заболеваний – на 5,4%, что, безусловно, позитивно отразилось на росте человеческого капитала.
Темпы роста объемов российского ВВП, а значит и человеческого капитала, определяются на местах, в российских регионах. Ленинградская область за период с 2002 по 2005 г. сумела удвоить свой ВРП, составивший в прошлом году более 200 млрд руб. За тот же период времени этот показатель в расчете на душу населения увеличился с 79,6 до 122 тыс. руб. Соответственно в субъекте Федерации стабильно повышаются объемы инвестиций в основной капитал, развивается промышленное производство.
Вместе с тем для дальнейшего поддержания высоких темпов роста ВРП надо искать дополнительные резервы. Ведь рост промышленного производства – величина непостоянная: на нее влияют конъюнктура рынка, технологические потребности, поставки материалов и другие обстоятельства.  Расчеты научно-практической группы показывают, что, повысив эффективность вложений в социальную сферу лишь на 10%, область сумеет полностью окупить бюджетные инвестиции.


Справка «Бюджета»
Александр Иванович ЯКОВЛЕВ, вице-губернатор, председатель комитета финансов Ленинградской области
Родился 26 марта 1951 г. в Ленинграде.
В 1973 г. окончил Ленинградский институт водного транспорта, специальность «Судовые машины и механизмы», в 2002 г. – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, специальность «Финансы и кредит» (квалификация «Экономист»).
Работал вторым помощником механика танкера, инженером-конструктором Ленинградской ремонтно-эксплуатационной базы флота, возглавлял партбюро РЭБ и партком СЗРП, в годы перестройки назначался заместителем начальника технического отдела, начальником отдела по работе с ценными бумагами управления пароходства.
С 1996 г. занимает ответственные посты в комитете финансов Ленинградской области (заместитель начальника управления казначейства и финансов, заместитель председателя комитета финансов). В 1999 г. стал вице-губернатором, председателем комитета финансов Ленинградской области.
Активно участвует в работе областного правительства по финансовому оздоровлению экономики региона, отмеченной престижной наградой Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший субъект РФ в 2001 г.». Внес значительный вклад в повышение кредитного рейтинга Ленинградской области, внедрение в ней системы казначейского исполнения бюджета. Под его руководством разработана и реализована программа реформирования региональных финансов Ленинградской области.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Увлекается футболом, хоккеем, игрой в бильярд.
Женат, имеет взрослую дочь.
Александр Иванович ЯКОВЛЕВ, вице-губернатор, председатель комитета финансов Ленинградской области
Родился 26 марта 1951 г. в Ленинграде.
В 1973 г. окончил Ленинградский институт водного транспорта, специальность «Судовые машины и механизмы», в 2002 г. – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, специальность «Финансы и кредит» (квалификация «Экономист»).
Работал вторым помощником механика танкера, инженером-конструктором Ленинградской ремонтно-эксплуатационной базы флота, возглавлял партбюро РЭБ и партком СЗРП, в годы перестройки назначался заместителем начальника технического отдела, начальником отдела по работе с ценными бумагами управления пароходства.
С 1996 г. занимает ответственные посты в комитете финансов Ленинградской области (заместитель начальника управления казначейства и финансов, заместитель председателя комитета финансов). В 1999 г. стал вице-губернатором, председателем комитета финансов Ленинградской области.
Активно участвует в работе областного правительства по финансовому оздоровлению экономики региона, отмеченной престижной наградой Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший субъект РФ в 2001 г.». Внес значительный вклад в повышение кредитного рейтинга Ленинградской области, внедрение в ней системы казначейского исполнения бюджета. Под его руководством разработана и реализована программа реформирования региональных финансов Ленинградской области.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Увлекается футболом, хоккеем, игрой в бильярд.
Женат, имеет взрослую дочь.

 

молодежь


Материал подготовил Владимир ПЕТРОВ

 

Поделиться