Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ1 со дня принятия (21 марта 2014 года) в состав России Республики Крым и до 1 января 2015 года установил переходный период, в течение которого регулировались вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ. В связи с этим органам власти Республики Крым необходимо было исполнять бюджет республики и местные бюджеты в двух стандартах (в рамках законодательства переходного периода и российского законодательства), а также подготовить законодательную базу для интеграции республики с января 2015 года в правовое поле России. С момента вхождения Республики Крым в состав РФ была проведена большая работа по сохранению налогоплательщиков и обеспечению в полном объеме поступлений платежей в бюджет. Было разработано и утверждено Государственным Советом Республики Крым более 30 нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории Крыма в переходный период.
Ирина Валерьевна КИВИКО, первый заместитель министра финансов Республики Крым
НДФЛ — до и после
Каковы же отличия налогового законодательства до и в переходный период присоединения Республики Крым к России? Надо отметить, что основные бюджетообразующие налоги в республике — НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добавленную стоимость — имеют практически одинаковые с российскими суть и ставки. Раньше наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов местных бюджетов занимал НДФЛ (до 50%). Налоговым законодательством, действовавшим на территории Крыма до 21 марта 2014 года и в переходный период, основная ставка НДФЛ была установлена на уровне 15%. Если за отчетный налоговый месяц размер дохода превышал десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года, то сумма такого превышения облагалась по ставке 17%. В РФ основная ставка равна 13%. Как уже было отмечено выше, в переходный период действовало два стандарта. Если организация перерегистрировалась в соответствии с законодательством РФ, то она переходила на уплату налогов по ставкам, установленным Налоговым кодексом. Организации, которые находились в процессе реорганизации или приводили свои документы в соответствие, уплачивали налоги по законодательству переходного периода.
Несмотря на снижение ставки налога, увеличение заработной платы до стандартов РФ позволило нам обеспечить рост поступления НДФЛ. По итогам девяти месяцев 2015 года в бюджет мобилизовано порядка 10 миллиардов рублей, что на 45,9% выше поступлений аналогичного периода прошлого года (рисунок).
Налог на прибыль и НДС: плюсы и минусы переходного периода
Налог на прибыль организаций и НДС согласно законодательству, действовавшему на территории Крыма до его присоединения к России, относились к доходам государственного бюджета. В переходный период они зачислялись в бюджет Республики Крым. Основная ставка по налогу на прибыль организаций в 2014 году составляла 18%, в текущем году — 20% (в бюджет Республики Крым поступает 18%, в федеральный бюджет — 2%). Прогнозируя показатели исполнения бюджета 2015 года, мы и предположить не могли, что предприятия республики, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сработают так прибыльно. В первом полугодии 2015 года рост промышленного производства составил 8,8%. Это обусловлено увеличением объемов добывающей промышленности на 4,8%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды — на 26,2%. За этот же период организации республики выполнили строительные работы на сумму 621 миллион рублей, что в сопоставимых ценах в 2,5 раза выше уровня 2014 года. В результате уже по итогам шести месяцев 2015 года поступления налога на прибыль организаций превзошли первоначально прогнозируемые в два раза. За девять месяцев этого года в бюджет зачислено 4,4 миллиарда рублей, что обеспечило выполнение плана по итогам трех кварталов на 102% (годового плана — на 72,6%).
Для укрепления экономики, возрождения и модернизации промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развития транспортной инфраструктуры, предпринимательской деятельности, а также в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Поправками предусмотрено право Республики Крым принимать пониженные ставки по отдельным налогам. Государственный Совет Республики Крым принял закон, согласно которому доходы предприятий, действующих в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне (СЭЗ), с момента включения их в единый реестр участников СЭЗ, облагаются по ставкам в следующих размерах:
- 2% — в течение трех лет;
- 6% — с четвертого по восьмой год;
- 13,5% — с девятого года.
Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников СЭЗ и что ставка налога для них снижена в девять раз, мы рискуем недополучить поступления по налогу на прибыль. Но мы смотрим в будущее и хотим, чтобы на территории Республики Крым развивался не только малый бизнес, но и крупные промышленные, сельскохозяйственные предприятия, которые благодаря своей стабильной работе в будущем пополняли бы бюджет Крыма.
Самым проблемным в переходном периоде был НДС. До присоединения на территории Крыма применялась основная ставка налога 20%. Согласно Налоговому кодексу РФ ставка налога — 18%. На первом этапе переходного периода был утвержден нормативный правовой акт, согласно которому НДС взимался в размере 18% и 10% — для отдельных видов операций по поставке товаров (услуг). Но встал вопрос по формированию налоговых вычетов (кредитов) и их возмещению, в случаях когда товары и услуги приобретались у поставщиков, уплачивающих НДС на других территориях. С 1 мая 2014 года в налоговое законодательство переходного периода были внесены изменения и ставки НДС установлены на уровне 4% и 2% — для отдельных видов операций по поставке товаров (услуг). Это помогло сгладить ситуацию.
При этом плательщики НДС не имели права на формирование налогового кредита по всем операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), в том числе у плательщиков налога, зарегистрированных в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Однако было решено данные суммы учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль предприятий, а также при исчислении чистого налогооблагаемого дохода физического лица — предпринимателя на дату возникновения права на налоговый кредит.
Акцизный налог
До присоединения Крыма к России акциз был основным бюджетообразующим налогом республиканского бюджета, поступления которого составляли 56% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Крым. Следует отметить, что интеграция производителей подакцизной продукции в законодательное поле РФ была очень сложной, некоторые проблемы остаются актуальными и до сих пор. Так, сегодня существует проблема обеспечения крымских предприятий — производителей подакцизной продукции спиртом. Имеются сложности в логистике, не налажены рынки сбыта на материковой части РФ, не решены проблемы с банковским кредитованием.
Федеральные ставки акцизов значительно выше, чем действовавшие ранее на территории Республики Крым (таблица 1). Особенно эта проблема актуальна для производителей натуральных вин и пива, ставки для которых возросли практически в десять раз. Самый крупный производитель пива АО «Пивобезалкогольный комбинат „Крым“» прогнозировало сокращение производства, но курортный сезон 2015 года показал, что крымское пиво востребовано, и по итогам девяти месяцев 2015 года предприятие вышло в лидеры по уплате акцизов в бюджет Республики Крым.
Таблица 1. Акцизы
Законодательство Российской Федерации и переходного периода |
Законодательство до присоединения |
Твердые ставки этиловый спирт от 0 до 74 руб. за 1 литр безводного этилового спирта подакцизная спиртосодержащая продукция — от 0 до 400 руб. за 1 литр безводного этилового спирта алкогольная продукция — от 400 до 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта вино, пиво — от 0 до 31 руб. за 1 литр автомобили легковые — в зависимости от мощности двигателя от 0 до 332 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) автомобильный бензин — от 6450 до 11 110 руб. за 1 тонну дизельное топливо — от 4767 до 6446 руб. за 1 тонну прямогонный бензин — 11 252 руб. за 1 тонну печное топливо — 6446 руб. за 1 тонну |
Твердые ставки этиловый спирт — 188,06 руб. за 1 литр 100% спирта пиво — 3,31 руб. за 1 литр вина виноградные натуральные — 0,04 руб. за 1 литр
вина натуральные с добавлением спирта — 9,54 руб. вина игристые и газированные — 13,87 руб. за 1 литр автомобили легковые — в зависимости от объема цилиндров двигателя от 0,03 евро до 3,81 евро за 1 куб. см бензин — от 30 евро до 198 евро за 1000 кг |
Комбинированная (твердая + адвалорная) ставка сигареты, папиросы — 800 руб. за 1000 штук + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук |
Комбинированная (твердая + адвалорная) ставка сигареты, папиросы — от 276,26 руб. до 617,88 руб. за 1000 штук + 12% расчетной стоимости |
За три квартала текущего года в бюджет зачислено сумм акцизов в размере 1,7 миллиарда рублей, или 8,1% от общей суммы налоговых и неналоговых поступлений. За данный период план выполнен на 103,4%, годовой план — на 69,8%. Низкое выполнение годовых плановых показателей связано с уже перечисленными выше проблемами.
Новый налог
Налог на имущество организаций стал новым в системе налогообложения крымских организаций и значительным налоговым бременем для них. Следует отметить, что Федеральным конституционным законом №
В текущем году уплата налога на имущество организаций осуществляется исходя из балансовой стоимости объекта недвижимости (таблица 2). Для поддержки предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств установлена пониженная ставка налога на имущество в размере 1%. Налоговая ставка в размере 0,5% действует при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции от основной деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции.
Таблица 2. Налог на имущество организаций и физических лиц
Законодательство Российской Федерации |
Законодательство до присоединения и переходного периода |
Налог на имущество организаций основная ставка — не более 2,2% по отдельным видам имущества — 1%, 1,5% Налог на имущество физических лиц
|
Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка 1% от минимальной зарплаты за 1 кв. м (для домов до 500 кв. м жилой площади, для квартир 240 кв. м), если размер жилой площади превышает 250 кв. м (для дома) и 120 кв. м (для квартиры)
2,7% от минимальной зарплаты за 1 кв. м для домов свыше 500 кв. м жилой площади |
За девять месяцев 2015 года поступления в бюджет от налога на имущество организаций составили 552,4 миллиона рублей. Выполнение годового плана обеспечено на 61,4%. Следует сказать, что для максимальной мобилизации в бюджет данного налога сегодня требуется урегулировать массу проблемных вопросов, таких, например, как регистрация прав на объекты недвижимости, передаваемые в оперативное управление из казны. Не будем забывать и о необходимости проведения кадастровой оценки объектов недвижимого имущества. Причем оценки объективной и учитывающей многие критерии — хотелось бы избежать повторения негативного опыта других субъектов, в которых налогоплательщики в суде успешно оспаривают кадастровую стоимость.
Что касается налога на имущество физических лиц, то из-за отсутствия базы налогообложения (реестра недвижимости и кадастровой стоимости) на территории муниципальных образований Республики Крым он не взимается. До присоединения Крыма к РФ здесь действовал налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Плательщиками данного налога были физические лица и организации, которые являлись собственниками объектов жилой недвижимости. Учитывая, что электронные базы жилой недвижимости в БТИ отсутствовали, было начато формирование единого реестра недвижимости органами регистрации. При этом для физических лиц были установлены льготы. Так, необлагаемой признавалась площадь: для квартир — до 120, а для жилых домов — до 250 квадратных метров. Для остальной недвижимости действовали ставки в следующих размерах: 1% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года, для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 квадратных метров, и для домов, жилая площадь которых не превышает 500 квадратных метров; 2,7% от минимальной заработной платы для квартир, жилая площадь которых превышает 240 квадратных метров, и домов, жилая площадь которых превышает 500 квадратных метров.
Спецрежимы для МСБ
В последние годы основу экономики Республики Крым составляет малое и среднее предпринимательство, для которого очень привлекательными являются специальные налоговые режимы. Следует отметить, что Государственный Совет Республики Крым принял закон, согласно которому налоговая ставка по патентной системе налогообложения была снижена в шесть раз, а по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, — в два раза. Законодательная новация обеспечила рост числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, избравших данные режимы налогообложения. Так, если до принятия закона на УСН находилось около 15 тысяч субъектов предпринимательской деятельности, то уже на 1 октября 2015 года упрощенку выбрали около 41 тысячи предпринимателей. На патентной системе находилось 3,6 тысячи индивидуальных предпринимателей, а на 1 октября 2015 года — уже более 27 тысяч.
До присоединения Крыма к РФ и в переходный период кроме упрощенной системы налогообложения здесь также действовал и другой специальный налоговый режим — фиксированный сельскохозяйственный налог. По сути данные налоги похожи, но имеются и принципиальные различия. Налогоплательщики, избравшие упрощенную систему, уплачивали единый налог. При этом они были разделены на шесть групп:
Поскольку единый налог имел местный характер, то ставки устанавливались органами местного самоуправления. Фиксированные ставки в расчете на месяц:
-
для
1-й группы — от 1% до 10% размера минимальной заработной платы; -
для
2-й группы — от 2% до 20% минимальной заработной платы.
Для остальных групп действовали следующие процентные ставки:
-
для
3-й и4-й групп — 3% от дохода в случае уплаты НДС и 5% от дохода без уплаты НДС; -
для
5-й и6-й групп — 5% от дохода в случае уплаты НДС и 7% от дохода без уплаты НДС.
Налоговый паспорт Крыма
Как сообщил руководитель Федеральной налоговой службы М. В. Мишустин, в августе 2016 года ФНС России планирует сформировать первый налоговый паспорт Крымского федерального округа за 2015 год.
Налоговый паспорт — основной инструмент планирования налогового потенциала региона, который формируется в электронном виде и содержит ключевую информацию о социально-экономическом развитии субъекта РФ, структуре налоговой базы и поступлений по видам налогов, показателей налоговой нагрузки.
Налогоплательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога могли быть сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых часть сельскохозяйственного производства за предыдущий налоговый год была равна или превышала 75%. Ставка налога была установлена в процентах к нормативной денежной оценке одного гектара сельскохозяйственных угодий, а объектом налогообложения являлась площадь данных земель. Это коренным образом отличается от элементов обложения единым сельскохозяйственным налогом, где объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Отличаются элементы российского и украинского законодательства и в части патентной системы налогообложения. Сущность системы одинаковая — приобретение патента на определенные виды деятельности. Однако в российском законодательстве перечень видов деятельности более конкретизирован, чем в законодательстве, ранее действовавшем на территории Республики Крым. Так, прежде, до присоединения к России, получение патента предусматривало уплату сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Ставки устанавливались органами местного самоуправления в расчете на месяц в пределах от 0,02 до 1,2 размера минимальной заработной платы и могли дифференцироваться по видам деятельности.
Несмотря на то что с января 2015 года на территории Республики Крым действует законодательство РФ о налогах и сборах, интеграция нашего субъекта в финансовое и правовое поле России продолжается. Еще существует масса проблемных вопросов, требующих урегулирования как на федеральном уровне, так и на уровне республиканского нормативного правового регулирования. Мы стараемся решать все эти задачи, чтобы увеличить наш налоговый потенциал, обеспечить развитие экономики и стать самодостаточным регионом. Мы считаем, что ресурсы у нас для этого есть.
1 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. №