Версия для печати 2205 Материалы по теме
Компетенции для малого бизнеса — на первом месте

Текущий кризис — шанс или серьезная угроза для малого бизнеса? Что нужно сделать, чтобы поддержать сектор МСБ в сложной ситуации? Об этом в интервью рассказал президент «ОПОРЫ России» Александр Сергеевич КАЛИНИН. По его словам, многие действенные меры, политические решения по которым уже приняты, пока не реализованы в виде законов.

— Александр Сергеевич, наиболее очевидный вопрос сейчас будет звучать так: в то время как экономика падает, что происходит с малым бизнесом? По последним прогнозам, восстановительный рост ожидается не раньше первого квартала 2016 года.

— В малом и среднем бизнесе сегодня наблюдается достаточно пестрая картина. Конечно, по многим секторам прибыль значительно уменьшилась. Одновременно сместились точки ее генерации. В первую очередь они сместились от импортеров к экспортерам. Ситуация не только различается от отрасли к отрасли, но и от региона к региону.

Пестрая картина экономики

По данным Росстата, по итогам января — сентября текущего года больше остальных отраслей пострадала торговля. За девять месяцев внутренняя торговля упала на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Внешняя торговля за те же девять месяцев сократилась на 34,5%.

Собственное производство чувствует себя значительно лучше. Промышленность сократилась только на 3,2%. При этом сокращение объема выпуска обрабатывающих производств составило 5,2%.

Однако в промышленности есть сегменты, которые поднялись за этот период. Например, производство шин в стране увеличилось на 9,5%, выпуск керамики вырос на 4,8%, выпуск медицинских изделий вырос на 1,5%.

Лесозаготовки сократились на 2,8%. Грузооборот транспорта упал на 1,1%. Добыча полезных ископаемых за тот же период увеличилась на 0,3%.

Сельское хозяйство, напротив, демонстрирует рост. За девять месяцев объем выпуска отрасли увеличился на 2,4%. Производство продуктов питания поднялось на 1,4%.

Сейчас мы видим, что идет структурная перезагрузка, перестройка всей экономики страны. Часть моделей развития бизнеса, которые совсем недавно были широко распространены, стали неэффективными, некоторые модели, напротив, стали более прибыльными. При этом процесс замены идет очень быстро, динамично. Мы видим, что некоторые компании разоряются и уходят с рынка. Кто-то же, напротив, приходит на новые, только открывшиеся рынки.

Ситуация достаточно непростая. Сейчас на первое место для малого бизнеса выходят компетенции. На втором — связи, информация об открывающихся или уже существующих возможностях. Также важную роль играет инвестиционный климат в стране и в регионах. Так, мы видим, что какие-то субъекты Федерации существенно проседают, а какие-то, наоборот, поднимаются. И мы понимаем причины их подъема. Например, Татарстан и Тюмень можно назвать территориями опережающего развития.

— Но ведь регионы, перечисленные вами, получают значительные поступления нефтегазовых доходов. Возможно, их успех связан с этим.

— Да нет, развитие малого бизнеса в этих регионах скорее можно объяснить тем, что они научились работать с инвесторами.

Хочу напомнить, что сейчас в российской экономике покупательная способность очень серьезно упала. И на международных рынках мы зарабатываем гораздо меньше, чем раньше. Безусловно, такие кризисные явления в экономике — это большой вызов для бизнеса. В то же время сложившаяся ситуация мотивирует сосредоточить внимание на эффективности самого бизнеса, государственной системы, на инвестиционном климате.

— Складывается впечатление, что сейчас малому бизнесу уделяется повышенное внимание. Так, расширены права регионов по снижению налогового бремени, введен мораторий на плановые проверки. Скажите, а каких шагов ждет бизнес? Что следует сделать, чтобы поддержать его во время кризиса?

— Необходимые шаги подробно изложены в материалах Государственного совета, который состоялся 7 апреля. Напомним, его заседание было посвящено развитию малого и среднего бизнеса. Только одно это уже говорит о повышенном внимании к малым предприятиям.

Совершенно другое дело, что перечень поручений президента по итогам Госсовета, а это в прямом смысле слова план действий, еще далек от выполнения. На самом деле мы только в начале пути.

— Можете привести примеры решений, которые пока не были реализованы?

— Было дано поручение по увеличению порога выручки по упрощенной системе налогообложения, но эта мера пока не реализована. Мало сделано в плане снижения налогового бремени, для улучшения доступа малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. Регионам были даны соответствующие полномочия, но не все субъекты России предприняли надлежащие меры.

Налоговые каникулы для регистрирующихся индивидуальны­х предпринимателей ввели пока 65 регионов. Что касается снижения налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1 процента, то, по-моему, еще ни один регион не принял необходимые законы. Можно продолжать и дальше. Поэтому только к концу года или весной имеет смысл подводить итоги: мы увидим, кто из регионов ничего не сделал, а кто достиг результата.

Приведу другой пример. Было принято решение, что к Федеральному закону № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» будут приняты нормативно-правовые акты, обеспечивающие преференции российского производителя. Но пока таких документов принято не было.

Стратегия развития МСБ

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года была внесена Министерством экономического развития России в правительство в начале октября текущего года. Общие затраты на реализацию стратегии оцениваются в 820 миллиардов рублей.

Документ предполагает, что в течение трех месяцев после его принятия Минэкономразвития и новый системный интегратор отрасли — Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства — представят дорожную карту по реализации стратегии.

Кроме прочего, стратегия предусматривает, что регионы должны создать сеть лизинговых компаний, которые обеспечат бизнесу доступ к современному оборудованию и транспорту. Согласно документу доля малого и среднего бизнеса в закупках государственных компаний и корпораций должна увеличиться до 18% в 2016 году и 25% в 2018 году.

Документ ставит амбициозные цели: к 2030 году доля МСБ в ВВП должна вырасти до 40%. Производительность труда работников малого и среднего бизнеса в сопоставимых ценах должна вырасти до 4 миллионов рублей в год (для сравнения, в США показатель составляет 5,6 миллиона рублей).

— В сентябре стало известно, что Министерство экономического развития России приступило к разработке стратегии развития малого и среднего бизнеса. Вы участвуете в этом процессе?

— Да, мы участвуем, входим в рабочую группу. Если говорить о самой стратегии, то она делится на два больших блока. Первый — это мероприятия, которые необходимо реализовать немедленно. Второй — это планы на долгосрочную перспективу.

Со своей стороны мы в основном работаем над мерами, которые необходимо реализовать сейчас. Мы считаем, что бессмысленно рисовать цифры на долгосрочную перспективу без качественного форсайта. Поэтому реализация большей части наших инициатив запланирована до 2018 года. Хочу отметить, что Министерство экономического развития поддерживает многие меры, направленные на помощь малому бизнесу.

— Ежегодно «ОПОРА России» п­роводит масштабный форум. Скажите, какие вопросы будут обсуждаться на очередном мероприятии?

— Мы внесли в повестку дня три главных вопроса, все они непосредственно связаны с развитием малого бизнеса. Первое — это доступность финансов для малого и среднего бизнеса. Мы считаем, что на сегодняшний день потребность в финансировании является главным вопросом для МСБ.

На второе место я бы поставил реформу контроля и надзора. В настоящее время контроль явно избыточный. На многих направлениях функции различных органов дублируются. Многие чиновники стараются установить нормы, которые позволят им комфортно и многократно проверять любой бизнес, начислять штрафы и в итоге отчитываться об эффективно проделанной работе, выявленных нарушениях и пополненном бюджете. Но ведь целью государственного контроля является не поиск штрафов, а безопасность потребителя. Если нарушение некритично, то по факту выписывается предписание. Штраф должен налагаться в случае, если оно не выполнено.

— Доступность к финансам и контроль. Какой еще вопрос будет вынесен на обсуждение?

— Третий вопрос связан с конкурентоспособностью малого и среднего бизнеса на внешних рынках. Ведь в нашей стране сложность таможенных процедур, таких как декларирование, подрывает конкурентоспособность нашего собственного бизнеса.

Мы хотим предложить решения в сфере ИT, которые должны упростить процедуру поставок отечественных товаров и услуг на международные рынки. Также на фору­ме будут работать круглые столы по внутреннему туризму, женскому предпринимательству, кооперации крупного и малого бизнеса.

— В «ОПОРЕ России» создана комиссия по импортозамещению. Скажите, в каких направлениях она будет работать? Как вы оцениваете шансы отечественного бизнеса потеснить зарубежного производителя в данный момент?

— Что касается импортозамещения, то говорить надо сразу о двух направлениях. В первую очередь о сокращении доли иностранных товаров и услуг на внутреннем рынке. Во-вторую — о возвращении внешних рынков, которые мы потеряли еще в 90-е годы. Так что эта тема несколько шире, она не только об импортозамещении, но и о конкурентоспособности продукции российского товаропроизводителя в целом.

— И что же можно сделать в этих направлениях?

— Мы собираемся внедрять технологии, которые повысят конкурентоспособность наших экспортеров. В этой части мы будем плотно работать с российским экспортным центром. Напомню, он был создан весной этого года.

Что касается импортозамещения на внутреннем рынке, то здесь тоже много работы. Нужны меры по снижению административных барь­еров, необходимо наращивать компетенции отечественного бизнеса.

Для нас сложившаяся экономическая ситуация — это не просто шанс. Мы обязаны вернуть себе значительную часть внутреннего рынка, я имею в виду — вернуть для отечественного производителя.

— Что вообще нужно сделать, чтобы открыть доступ малого бизнеса к закупкам крупных компаний?

— Необходимо убрать барьеры в цепочках поставок малых частных и крупных государственных компаний. Нужно понимать, что сегодня отечественного поставщика в какой-то степени дискриминируют. Так, например, госкомпании, как правило, не хотят покупать товары у отечественных поставщиков по предоплате, а у зарубежных могут. В итоге с нашим поставщиком иногда не рассчитываются по нескольку лет.

Поэтому нужны изменения в Федеральный закон № 223: гос­компании и госкорпорации либо должны рассчитывается с отечественными производителями в короткие сроки, либо необходима процедура обязательного подтверждения дебиторской задолженности. Это позволит включить инструмент факторинга. Например, российский производитель не хочет ждать, пока с ним рассчитаются, и он уступает права требования оплаты финансовой структуре. Таким образом, производитель сразу же получает финансирование. Помимо этого, необходима практика контрактов длительного цикла.

— Но это же распространенный инструмент, какие проблемы с ним возникают в государственном сегменте?

— Сейчас переуступка прав требования напрямую запрещена специальными пунктами во внутрикорпоративных документах. Чтобы малый и средний бизнес развивались, они должны получить доступ на рынок и доступ к финансам. Ну и, конечно, требуются компетенции.

— Как может государство помочь малому бизнесу получить компетенции? С остальными пунктами более или менее понятно.

— В плане компетенций... Конечно, нужно учить научной организации труда не только специалистов рабочих профессий — здесь, например, может быть интересен опыт WorldSkills, — но и самих предпринимателей.

Какие меры в этой сфере предпринимаем мы? «ОПОРА России» проводит съезды лидеров, форумы. В ходе этих мероприятий идет обмен компетенциями. Кроме того, участники формируют, можно так сказать, большую внутреннюю сеть.

Что касается лучших муниципальных и федеральных практик, то мы совместно с Агентством стратегических инициатив находим лучшие практики в муниципалитетах и стараемся о них рассказывать.

Есть поручение Президента России, согласно которому изучение и распространение лучших практик должно быть организовано на базе Российской академии народного хозяйства. Если это будет реализовано, то друг друга будут учить уже сами чиновники. А им есть что рассказать друг другу. Так, в развитии и поддержке малого бизнеса преуспели те же Ульяновск, Татарстан... В Московской области богатый опыт развития социального предпринимательства, Вологодская область может поведать о бизнес-кооперации, Тюменская, Калужская и Белгородская области — о работе с инвестпроектами.

Но им необходимы площадки для трансляции опыта. И одна из таких площадок — «ОПОРА России».

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться