Экономика№ 11 Ноябрь 2015 — 02 ноября 2015

Аналитическая работа как инструмент принятия управленческих решений

Версия для печати 7490 Материалы по теме
Аналитическая работа  как инструмент принятия управленческих решений

Федеральная налоговая служба 21 ноября отмечает свой профессиональный праздник. В этом году исполняется 25 лет со дня образования налоговых органов. В преддверии юбилея мы подводим итоги своей деятельности.

Наталья Савельевна ЗАВИЛОВА, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса

Аналитическая работа Федеральной налоговой службы (далее — Служба) находится на высоком профессиональном уровне, являясь одним из главных направлений деятельности ФНС России, и имеет большой потенциал для своего развития. Сегодня аналитическая работа Службы основывается на информационных ресурсах, построеных с использованием облачных технологий. Аналитические ресурсы ФНС России базируются на статистической налоговой отчетности (69 форм), содержащей данные о начислениях, поступлениях, о задолженности, контрольной работе и др. Отчетность формируется автоматически на основании данных, получаемых в процессе налогового администрирования, в том числе:

  • налоговой отчетности, полученной от налогоплательщиков;
  • информации из внешних источников (УФК, Росреестр, ГИБДД, Росавиация, ФССП и т. д.);
  • информации о результатах контрольной работы, урегулирования задолженности, досудебного урегулирования споров и судебной работы.

Информационное взаимодействие

Служба осуществляет масштабное информационное взаимодействие с министерствами и ведомствами. На федеральном уровне сводные отчеты ФНС России передаются по электронным каналам связи в адрес 26 министерств и ведомств (Управление Президента РФ, Совет Федерации Федерального собрания, аппарат Правительства РФ, комитет Государственной думы РФ по налогам и сборам, Минфин России, Счетная палата РФ и др.).

Для широкого круга пользователей статистические отчетные данные размещаются на официальном интернет-сайте ФНС России (в разделе «Статистика и аналитика») и на государственных порталах (единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) и государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»)). Данные нашей статистики о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим региональные и местные бюджеты, как в целом по субъекту, так и в разрезе муниципальных образований, передаются в финансовые органы субъектов и муниципальных образований (18 форм). Сформированные в целом по субъекту Федерации отчеты о поступлении налогов, задолженности, результатах контрольной работы налоговых органов Служба направляет в высшие органы исполнительной власти субъекта. На сайтах управлений ФНС России размещается налоговая статистика по 28 формам, а с 2013 года статистика о налоговой базе и структуре начислений размещается еще и в муниципальном разрезе.

Наряду с отчетными формами финансовые органы субъектов и муниципальных образований ежемесячно получают информационный массив данных о начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, о задолженности (недоимка, пени, штрафы) и предоставленных отсрочках, рассрочках, реструктуризации в отношении всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории субъекта. Часто некоторые субъекты Федерации обращают внимание Службы на недостаточность имеющейся у них информации. Считаю, что проблема возникает из-за того, что в этих регионах просто нет технических возможностей и инструментов, которые позволяют работать с большими объемами информации, и отсутствует аналитический блок.

Вся информация, содержащаяся в программно-аналитических комплексах Службы, и информация, передаваемая в муниципальные и региональные органы власти, используется для анализа текущих тенденций и последующего прогнозирования бюджетов. В процессе анализа налоговых поступлений в бюджетную систему с использованием экономико-статистических методов исследуются характерные особенности структуры поступлений и задолженности по налогам и сборам, их тенденции и закономерности, а также связь явлений, происходящих в экономике, с объемами поступлений налогов и сборов. Вместе с тем только один анализ налоговой отчетности не дает полной и развернутой картины поступлений в бюджет. Налоговая система страны не является изолированной, самостоятельно существующей и развивающейся, она — составное звено финансовой системы страны. Все финансовые процессы, происходящие в экономической и социальной сферах, в той или иной мере оказывают на нее воздействие, и это очевидно.

Использование данных государственной статистики по таким показателям, как объем ВВП, инвестиций в основной капитал, уровень инфляции, индекс промышленного производства, розничный товарооборот, финансовые показатели деятельности предприятий и темпов их роста, позволяет выявить факторы, влияющие на поступление налогов и сборов, и оценить степень их воздействия. Так, например, на поступления налога на прибыль определяющее влияние оказывает финансовый результат деятельности налогоплательщика. Динамика поступлений налогов на добычу полезных ископаемых обус­ловлена и его ставкой, и ценой на углеводородное сырье, и курсом доллара, и объемами добычи полезных ископаемых. Поступления акцизов зависят от ставки и объемов реализации подакцизной продукции и т. п.

Важным показателем, позволяющим оценить действительные тенденции в изменении динамики поступлений, является определение темпов роста поступлений в реальном выражении (то есть без учета влияния инфляции на объемы поступ­лений), когда темп роста корректируется на индекс потребительских цен. В последнее время в качестве индекса-дефлятора Служба применяет индекс-дефлятор ВВП как обобщающий показатель экономического развития. При расчете же реальных темпов роста поступлений по субъектам РФ в качестве дефлятора берется индекс потребительских цен (в связи с отсутствием индексов-дефляторов валового регионального продукта). Как правило, расчет темпов роста в реальном выражении проводится по сумме всех поступлений. По отдельным налогам расчет темпов роста осуществляется в номинальном выражении.

На динамику поступления налогов и сборов оказывают влияние следующие группы факторов:

  • законодательные;
  • экономические;
  • результаты налогового администрирования (контрольной работы, судебно-правовой, работы по урегулированию задолженности и т. п.).

Программно-аналитические комплексы и подсистемы ФНС России

Основной задачей в части прогнозно-аналитической работы ФНС России являются максимальная автоматизация сбора и обработки информации и внедрение автоматизированных методов расчета аналитических показателей.

Ключевыми преимуществами использования информационно-аналитических систем являются:

  • стандартизация информационных ресурсов для регулярного проведения комплексного анализа данных по всем направлениям деятельности ФНС России;
  • снижение трудоемкости процессов, гибкое формирование отчетных форм и аналитических отчетов на федеральном и региональном уровнях управления;
  • возможность постоянного совершенствования процессов принятия стратегических и оперативных решений за счет анализа основных показателей эффективности деятельности, а также применения инструментов моделирования и прогнозирования.

Программно-аналитический комплекс «Аналитика»

Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России и территориальные налоговые органы активно используют программно-аналитический комплекс «Аналитика», который содержит различные инструменты для решения задач мониторинга и анализа показателей по всем направлениям деятельности Федеральной налоговой службы, а также планирования и прогнозирования налоговых поступлений.

ПАК «Аналитика» представляет собой архитектуру, состоящую из нескольких интегрированных блоков: Федеральный анализ, Региональный анализ, Анализ и планирование поступлений по видам налогов, Моделирование и прогнозирование налоговых поступлений и налоговой базы, Налоговый паспорт и другие. Это программный инструмент автоматизации экспертно-аналитической деятельности специалистов ФНС России, предназначенный для создания и сопровождения реляционных и многомерных объектов аналитических баз данных; извлечения, преобразования и анализа данных; формирования отчетов с использованием средств деловой графики и картографического представления данных; создания моделей бизнес-процессов и осуществления на их основе аналитических и вариантных планово-прогнозных расчетов.

Система обеспечивает информационную и инструментальную поддержку формирования аналитических таблиц мониторинга и анализа налоговых поступлений, а также социально-экономической статистики. Кроме того, она позволяет провести комплексный региональный анализ налоговых поступлений с учетом показателей социально-экономического развития регионов, анализ данных информационных ресурсов для планирования поступлений администрируемых доходов по видам налогов в разрезе субъектов РФ, управлений ФНС России и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Вместе с тем в данном комплексе реализована возможность формирования многофакторных динамических моделей налоговой базы и налоговых поступлений, выполнения многовариантных расчетов комплекса взаимосвязанных моделей, сценарного прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений, визуализации полученных результатов в табличном, графическом и картографическом видах.

Для проведения комплексной оценки налогового потенциала региона разработан его Налоговый паспорт, в котором дается оценка существующей налоговой базы субъекта. Налоговый паспорт представляет собой информационную базу значительного объема данных налоговой и статистической отчетности и позволяет осуществлять сравнительный анализ изменения статистических и налоговых показателей в разных временных разрезах и построение статистических трендов, оценивать налоговый потенциал и налоговую нагрузку как по отдельным видам налогов, так и по отдельным видам экономической деятельности. Налоговый паспорт является системным инструментом комплексного анализа налоговых поступлений региона и в первую очередь предназначен для использования государственными органами власти всех уровней. Он позволяет адекватно оценивать ситуацию в бюджетно-налоговой сфере федеральных округов и субъектов РФ, принимать соответствующие управленческие решения, а также используется в рамках стратегического планирования. Налоговый паспорт может быть интересен и налогоплательщикам с точки зрения оценки финансового и инвестиционного потенциала регионов в целях принятия бизнес-решений и прогнозирования инвестиций.

Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых показателей

Важнейшим индикатором налогового поведения, дисциплины налогоплательщика выступает показатель налоговой нагрузки, который отражает отношение налоговых обязательств к доходам организации. В свою очередь, величина налоговых обязательств хозяйствующего субъекта определяется масштабом деятельности, отраслевой принадлежностью, полученным финансовым результатом, количеством имущества в собственности и иными факторами, влияющими на условия ведения бизнеса. В этой связи для выявления поведенческих рисков ФНС России реализуются мероприятия по автоматизации комплексного налогового мониторинга обоснованности уплаты налогов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе среднеотраслевых индикаторов. Иными словами, оценка налогового риска заключается в исследовании адекватности налоговых обязательств организации путем сопоставления основных показателей деятельности компаний со средними по отрасли в регионе или в целом по стране. Налоговые риски автоматически определяются в зависимости от величины отклонения показателей от среднеотраслевых индикаторов.

Система индикаторов деятельности компаний состоит из показателей налоговой нагрузки и порядка 50 взаимосвязанных показателей, которые влияют на уровень налоговой нагрузки и позволяют детализировать зоны налоговых рисков по основным налогам — налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, налогу на имущество. Для этого используются как данные бухгалтерской отчетности, например показатели рентабельности, фондоемкости, так и налоговой отчетности, например удельный вес вычетов по НДС, структура расходов по налогу на прибыль. Ключевой принцип состоит в том, что налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов должен проводиться по полному кругу налогоплательщиков отрасли за несколько лет, что позволяет налоговым органам на федеральном и региональном уровнях оперативно управлять рисками с учетом комплексной оценки работы всех компаний, осуществляющих деятельность в секторе экономики, и принимать соответствующие управленческие решения. В настоящее время реализуется программно-техническое решение для автоматизированного проведения налогового мониторинга.

Рабочее место Руководителя

В рамках информационно-аналитической системы ФНС России разработана подсистема «Рабочее место Руководителя». Система РМР предназначена для информационной и технологической поддержки принятия решений руководством ФНС России, что обеспечивается посредством витринных данных, электронных документов и карт, предназначенных для комплексного мониторинга процессов налогового администрирования, контроля и анализа сводной информации по основным индикаторам и показателям, а также для оперативности доступа к актуальным информационно-аналитическим материалам с мобильных рабочих мест.

Система «Рабочее место Руководителя» представляет собой веб-страницу с настраиваемыми критическими индикаторами, состоящую из нескольких блоков и подразделов. Блоки и подразделы предоставляют оперативный доступ к сводной информации о динамике и структуре налоговых поступлений по видам налогов и сборов (с возможностью группировки) по уровням бюджетов РФ, о задолженности и недоимке в консолидированный бюджет РФ, а также о результатах контрольных налоговых проверок и доначисленных суммах. Кроме того, в системе доступна информация в разрезе субъектов РФ по всем направлениям налогового администрирования и реализована возможность сравнительного анализа субъектов по нескольким показателям и формирования рангов. Также здесь представлена актуальная информация об основных макроэкономических показателях социально-экономического развития РФ, международной деятельности, налоговых системах стран мира и международной экономической и налоговой статистике.

Таким образом, РМР обеспечивает комплексный анализ информации в онлайн-режиме для достижения стратегических целей и эффективного управления посредством оперативного принятия решений.

Аналитический раздел сайта ФНС России

С целью повышения открытост­и ФНС России и информирования граждан о результатах деятельности службы в рамках сайта ФНС Росси­и создан аналитический портал на русском и английском языках. В данном разделе представлена статистическая информация как в целом по стране, так и по субъектам РФ, в том числе по поступлению налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты РФ и задолженност­и. Вся информация актуализируется ежемесячно и визуализирована в виде динамических рядов, графиков, диаграмм и аналитических таблиц. Данный интернет-ресурс позволяет предоставлять аналитику широкому кругу пользователей: другим органам государственной власти, научной среде, бизнесу, зарубежным налоговым администрациям и инвесторам.

Развитие и совершенствование программно-аналитических систем

Сегодня мировой тренд — это консолидация и интеграция информационных ресурсов и создание единых сверхбольших хранилищ данных. По этому пути сегодня идет весь мир: как крупные корпорации, так и государственные органы.

Осознавая, что сегодня от эффективности использования глобальных массивов данных в конечном счете зависит и эффективность налогового администрирования, начиная с 2010 года Служба реализует проект комплексной модернизации налоговых органов АИС «Налог-3», основанный на принципах централизованной архитектуры с максимальной автоматизацией и оптимизацией бизнес-процессов с использованием современных технологий сбора, обработки и анализа информации. Это позволит создать систему налогового администрирования, адекватную современным формам и структуре бизнеса, существенно повысить качество налогового контроля и государственных услуг, оказываемых гражданам. Реализация нового подхода Службы к централизации информационных ресурсов на основе ЦОД с применением облачных технологий существенно повысит качество работы с информационными ресурсами и снизит затраты на эксплуатацию системы за счет консолидации информационных ресурсов в единой точке и применения унифицированных технологий и единых процессов управления эксплуатацией. Задача расширения состава анализируемой информации будет решена, когда в любой момент времени в аналитических целях будет доступна полная и актуальная информация из любого региона России. Все это позволит подключить интеллектуальный анализ уже на конечном этапе, когда автоматически будут определены реперные точки и проблемные места.

В заключение следует отметить, что использование информационно-аналитических систем как инструментов эффективного управления способствует более четкому и планомерному достижению поставленных стратегических целей, своевременному выявлению проблемных направлений и принятию оперативных мер корректирующего воздействия для улучшения эффективности работы Службы.

Налоговые поступления растут

Федеральная налоговая служба является одним из основных органов исполнительной власти, который отвечает за формирование доходов бюджетной системы — обеспечивает поступление более половины всех доходов консолидированного бюджета РФ. Несмотря на снижение в 2015 году основных макроэкономических показателей, Служба сохранила положительную динамику налоговых поступ­лений (рисунки 1 и 2).

За восемь месяцев 2015 года:

  • в консолидированный бюджет страны поступило 9,3 триллиона рублей, что на 11% больше, чем в январе — августе 2014 года;
  • в федеральный бюджет — 4,7 триллиона рублей — на 16% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года;
  • в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 4,6 триллиона рублей — на 9% больше, чем в январе —августе 2014 года.

Высокий рост доходов был обеспечен за счет поступлений налога на прибыль, НДПИ (увеличение — на 14%) и НДС (увеличение — на 16%). Остальные налоги также демонстрируют положительную динамику (НДФЛ — 105%, акцизы — 102%, имущественные налоги — 112%).

В результате принимаемых мер по улучшению налогового администрирования рост налогов в реальном выражении превышает рост экономики. За 2011–2014 годы рост поступлений в реальном выражении составил 116,8% при росте ВВП 110%.

В текущем году указанная тенденция сохранилась — за восемь месяцев этого года реальный темп роста поступлений, скорректированный на индекс-дефлятор ВВП, составил 103,9% при отрицательном росте ВВП (минус 3,5% за первое полугодие) и прогнозируемом снижении в целом по 2015 году на 3,9%.

По расчетам ФНС России, дополнительные поступления в бюджет за счет совершенствования налогового администрирования составили четвертую часть общего прироста налоговых поступлений, остальные — за счет увеличения ставок акцизов и НДПИ и экономических факторов.

Поделиться