Версия для печати 7528 Материалы по теме
Аналитическая работа  как инструмент принятия управленческих решений

Федеральная налоговая служба 21 ноября отмечает свой профессиональный праздник. В этом году исполняется 25 лет со дня образования налоговых органов. В преддверии юбилея мы подводим итоги своей деятельности.

Наталья Савельевна ЗАВИЛОВА, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса

Аналитическая работа Федеральной налоговой службы (далее — Служба) находится на высоком профессиональном уровне, являясь одним из главных направлений деятельности ФНС России, и имеет большой потенциал для своего развития. Сегодня аналитическая работа Службы основывается на информационных ресурсах, построеных с использованием облачных технологий. Аналитические ресурсы ФНС России базируются на статистической налоговой отчетности (69 форм), содержащей данные о начислениях, поступлениях, о задолженности, контрольной работе и др. Отчетность формируется автоматически на основании данных, получаемых в процессе налогового администрирования, в том числе:

  • налоговой отчетности, полученной от налогоплательщиков;
  • информации из внешних источников (УФК, Росреестр, ГИБДД, Росавиация, ФССП и т. д.);
  • информации о результатах контрольной работы, урегулирования задолженности, досудебного урегулирования споров и судебной работы.

Информационное взаимодействие

Служба осуществляет масштабное информационное взаимодействие с министерствами и ведомствами. На федеральном уровне сводные отчеты ФНС России передаются по электронным каналам связи в адрес 26 министерств и ведомств (Управление Президента РФ, Совет Федерации Федерального собрания, аппарат Правительства РФ, комитет Государственной думы РФ по налогам и сборам, Минфин России, Счетная палата РФ и др.).

Для широкого круга пользователей статистические отчетные данные размещаются на официальном интернет-сайте ФНС России (в разделе «Статистика и аналитика») и на государственных порталах (единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) и государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»)). Данные нашей статистики о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим региональные и местные бюджеты, как в целом по субъекту, так и в разрезе муниципальных образований, передаются в финансовые органы субъектов и муниципальных образований (18 форм). Сформированные в целом по субъекту Федерации отчеты о поступлении налогов, задолженности, результатах контрольной работы налоговых органов Служба направляет в высшие органы исполнительной власти субъекта. На сайтах управлений ФНС России размещается налоговая статистика по 28 формам, а с 2013 года статистика о налоговой базе и структуре начислений размещается еще и в муниципальном разрезе.

Наряду с отчетными формами финансовые органы субъектов и муниципальных образований ежемесячно получают информационный массив данных о начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, о задолженности (недоимка, пени, штрафы) и предоставленных отсрочках, рассрочках, реструктуризации в отношении всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории субъекта. Часто некоторые субъекты Федерации обращают внимание Службы на недостаточность имеющейся у них информации. Считаю, что проблема возникает из-за того, что в этих регионах просто нет технических возможностей и инструментов, которые позволяют работать с большими объемами информации, и отсутствует аналитический блок.

Вся информация, содержащаяся в программно-аналитических комплексах Службы, и информация, передаваемая в муниципальные и региональные органы власти, используется для анализа текущих тенденций и последующего прогнозирования бюджетов. В процессе анализа налоговых поступлений в бюджетную систему с использованием экономико-статистических методов исследуются характерные особенности структуры поступлений и задолженности по налогам и сборам, их тенденции и закономерности, а также связь явлений, происходящих в экономике, с объемами поступлений налогов и сборов. Вместе с тем только один анализ налоговой отчетности не дает полной и развернутой картины поступлений в бюджет. Налоговая система страны не является изолированной, самостоятельно существующей и развивающейся, она — составное звено финансовой системы страны. Все финансовые процессы, происходящие в экономической и социальной сферах, в той или иной мере оказывают на нее воздействие, и это очевидно.

Использование данных государственной статистики по таким показателям, как объем ВВП, инвестиций в основной капитал, уровень инфляции, индекс промышленного производства, розничный товарооборот, финансовые показатели деятельности предприятий и темпов их роста, позволяет выявить факторы, влияющие на поступление налогов и сборов, и оценить степень их воздействия. Так, например, на поступления налога на прибыль определяющее влияние оказывает финансовый результат деятельности налогоплательщика. Динамика поступлений налогов на добычу полезных ископаемых обус­ловлена и его ставкой, и ценой на углеводородное сырье, и курсом доллара, и объемами добычи полезных ископаемых. Поступления акцизов зависят от ставки и объемов реализации подакцизной продукции и т. п.

Важным показателем, позволяющим оценить действительные тенденции в изменении динамики поступлений, является определение темпов роста поступлений в реальном выражении (то есть без учета влияния инфляции на объемы поступ­лений), когда темп роста корректируется на индекс потребительских цен. В последнее время в качестве индекса-дефлятора Служба применяет индекс-дефлятор ВВП как обобщающий показатель экономического развития. При расчете же реальных темпов роста поступлений по субъектам РФ в качестве дефлятора берется индекс потребительских цен (в связи с отсутствием индексов-дефляторов валового регионального продукта). Как правило, расчет темпов роста в реальном выражении проводится по сумме всех поступлений. По отдельным налогам расчет темпов роста осуществляется в номинальном выражении.

На динамику поступления налогов и сборов оказывают влияние следующие группы факторов:

  • законодательные;
  • экономические;
  • результаты налогового администрирования (контрольной работы, судебно-правовой, работы по урегулированию задолженности и т. п.).

Программно-аналитические комплексы и подсистемы ФНС России

Основной задачей в части прогнозно-аналитической работы ФНС России являются максимальная автоматизация сбора и обработки информации и внедрение автоматизированных методов расчета аналитических показателей.

Ключевыми преимуществами использования информационно-аналитических систем являются:

  • стандартизация информационных ресурсов для регулярного проведения комплексного анализа данных по всем направлениям деятельности ФНС России;
  • снижение трудоемкости процессов, гибкое формирование отчетных форм и аналитических отчетов на федеральном и региональном уровнях управления;
  • возможность постоянного совершенствования процессов принятия стратегических и оперативных решений за счет анализа основных показателей эффективности деятельности, а также применения инструментов моделирования и прогнозирования.

Программно-аналитический комплекс «Аналитика»

Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России и территориальные налоговые органы активно используют программно-аналитический комплекс «Аналитика», который содержит различные инструменты для решения задач мониторинга и анализа показателей по всем направлениям деятельности Федеральной налоговой службы, а также планирования и прогнозирования налоговых поступлений.

ПАК «Аналитика» представляет собой архитектуру, состоящую из нескольких интегрированных блоков: Федеральный анализ, Региональный анализ, Анализ и планирование поступлений по видам налогов, Моделирование и прогнозирование налоговых поступлений и налоговой базы, Налоговый паспорт и другие. Это программный инструмент автоматизации экспертно-аналитической деятельности специалистов ФНС России, предназначенный для создания и сопровождения реляционных и многомерных объектов аналитических баз данных; извлечения, преобразования и анализа данных; формирования отчетов с использованием средств деловой графики и картографического представления данных; создания моделей бизнес-процессов и осуществления на их основе аналитических и вариантных планово-прогнозных расчетов.

Система обеспечивает информационную и инструментальную поддержку формирования аналитических таблиц мониторинга и анализа налоговых поступлений, а также социально-экономической статистики. Кроме того, она позволяет провести комплексный региональный анализ налоговых поступлений с учетом показателей социально-экономического развития регионов, анализ данных информационных ресурсов для планирования поступлений администрируемых доходов по видам налогов в разрезе субъектов РФ, управлений ФНС России и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Вместе с тем в данном комплексе реализована возможность формирования многофакторных динамических моделей налоговой базы и налоговых поступлений, выполнения многовариантных расчетов комплекса взаимосвязанных моделей, сценарного прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений, визуализации полученных результатов в табличном, графическом и картографическом видах.

Для проведения комплексной оценки налогового потенциала региона разработан его Налоговый паспорт, в котором дается оценка существующей налоговой базы субъекта. Налоговый паспорт представляет собой информационную базу значительного объема данных налоговой и статистической отчетности и позволяет осуществлять сравнительный анализ изменения статистических и налоговых показателей в разных временных разрезах и построение статистических трендов, оценивать налоговый потенциал и налоговую нагрузку как по отдельным видам налогов, так и по отдельным видам экономической деятельности. Налоговый паспорт является системным инструментом комплексного анализа налоговых поступлений региона и в первую очередь предназначен для использования государственными органами власти всех уровней. Он позволяет адекватно оценивать ситуацию в бюджетно-налоговой сфере федеральных округов и субъектов РФ, принимать соответствующие управленческие решения, а также используется в рамках стратегического планирования. Налоговый паспорт может быть интересен и налогоплательщикам с точки зрения оценки финансового и инвестиционного потенциала регионов в целях принятия бизнес-решений и прогнозирования инвестиций.

Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых показателей

Важнейшим индикатором налогового поведения, дисциплины налогоплательщика выступает показатель налоговой нагрузки, который отражает отношение налоговых обязательств к доходам организации. В свою очередь, величина налоговых обязательств хозяйствующего субъекта определяется масштабом деятельности, отраслевой принадлежностью, полученным финансовым результатом, количеством имущества в собственности и иными факторами, влияющими на условия ведения бизнеса. В этой связи для выявления поведенческих рисков ФНС России реализуются мероприятия по автоматизации комплексного налогового мониторинга обоснованности уплаты налогов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе среднеотраслевых индикаторов. Иными словами, оценка налогового риска заключается в исследовании адекватности налоговых обязательств организации путем сопоставления основных показателей деятельности компаний со средними по отрасли в регионе или в целом по стране. Налоговые риски автоматически определяются в зависимости от величины отклонения показателей от среднеотраслевых индикаторов.

Система индикаторов деятельности компаний состоит из показателей налоговой нагрузки и порядка 50 взаимосвязанных показателей, которые влияют на уровень налоговой нагрузки и позволяют детализировать зоны налоговых рисков по основным налогам — налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, налогу на имущество. Для этого используются как данные бухгалтерской отчетности, например показатели рентабельности, фондоемкости, так и налоговой отчетности, например удельный вес вычетов по НДС, структура расходов по налогу на прибыль. Ключевой принцип состоит в том, что налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов должен проводиться по полному кругу налогоплательщиков отрасли за несколько лет, что позволяет налоговым органам на федеральном и региональном уровнях оперативно управлять рисками с учетом комплексной оценки работы всех компаний, осуществляющих деятельность в секторе экономики, и принимать соответствующие управленческие решения. В настоящее время реализуется программно-техническое решение для автоматизированного проведения налогового мониторинга.

Рабочее место Руководителя

В рамках информационно-аналитической системы ФНС России разработана подсистема «Рабочее место Руководителя». Система РМР предназначена для информационной и технологической поддержки принятия решений руководством ФНС России, что обеспечивается посредством витринных данных, электронных документов и карт, предназначенных для комплексного мониторинга процессов налогового администрирования, контроля и анализа сводной информации по основным индикаторам и показателям, а также для оперативности доступа к актуальным информационно-аналитическим материалам с мобильных рабочих мест.

Система «Рабочее место Руководителя» представляет собой веб-страницу с настраиваемыми критическими индикаторами, состоящую из нескольких блоков и подразделов. Блоки и подразделы предоставляют оперативный доступ к сводной информации о динамике и структуре налоговых поступлений по видам налогов и сборов (с возможностью группировки) по уровням бюджетов РФ, о задолженности и недоимке в консолидированный бюджет РФ, а также о результатах контрольных налоговых проверок и доначисленных суммах. Кроме того, в системе доступна информация в разрезе субъектов РФ по всем направлениям налогового администрирования и реализована возможность сравнительного анализа субъектов по нескольким показателям и формирования рангов. Также здесь представлена актуальная информация об основных макроэкономических показателях социально-экономического развития РФ, международной деятельности, налоговых системах стран мира и международной экономической и налоговой статистике.

Таким образом, РМР обеспечивает комплексный анализ информации в онлайн-режиме для достижения стратегических целей и эффективного управления посредством оперативного принятия решений.

Аналитический раздел сайта ФНС России

С целью повышения открытост­и ФНС России и информирования граждан о результатах деятельности службы в рамках сайта ФНС Росси­и создан аналитический портал на русском и английском языках. В данном разделе представлена статистическая информация как в целом по стране, так и по субъектам РФ, в том числе по поступлению налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты РФ и задолженност­и. Вся информация актуализируется ежемесячно и визуализирована в виде динамических рядов, графиков, диаграмм и аналитических таблиц. Данный интернет-ресурс позволяет предоставлять аналитику широкому кругу пользователей: другим органам государственной власти, научной среде, бизнесу, зарубежным налоговым администрациям и инвесторам.

Развитие и совершенствование программно-аналитических систем

Сегодня мировой тренд — это консолидация и интеграция информационных ресурсов и создание единых сверхбольших хранилищ данных. По этому пути сегодня идет весь мир: как крупные корпорации, так и государственные органы.

Осознавая, что сегодня от эффективности использования глобальных массивов данных в конечном счете зависит и эффективность налогового администрирования, начиная с 2010 года Служба реализует проект комплексной модернизации налоговых органов АИС «Налог-3», основанный на принципах централизованной архитектуры с максимальной автоматизацией и оптимизацией бизнес-процессов с использованием современных технологий сбора, обработки и анализа информации. Это позволит создать систему налогового администрирования, адекватную современным формам и структуре бизнеса, существенно повысить качество налогового контроля и государственных услуг, оказываемых гражданам. Реализация нового подхода Службы к централизации информационных ресурсов на основе ЦОД с применением облачных технологий существенно повысит качество работы с информационными ресурсами и снизит затраты на эксплуатацию системы за счет консолидации информационных ресурсов в единой точке и применения унифицированных технологий и единых процессов управления эксплуатацией. Задача расширения состава анализируемой информации будет решена, когда в любой момент времени в аналитических целях будет доступна полная и актуальная информация из любого региона России. Все это позволит подключить интеллектуальный анализ уже на конечном этапе, когда автоматически будут определены реперные точки и проблемные места.

В заключение следует отметить, что использование информационно-аналитических систем как инструментов эффективного управления способствует более четкому и планомерному достижению поставленных стратегических целей, своевременному выявлению проблемных направлений и принятию оперативных мер корректирующего воздействия для улучшения эффективности работы Службы.

Налоговые поступления растут

Федеральная налоговая служба является одним из основных органов исполнительной власти, который отвечает за формирование доходов бюджетной системы — обеспечивает поступление более половины всех доходов консолидированного бюджета РФ. Несмотря на снижение в 2015 году основных макроэкономических показателей, Служба сохранила положительную динамику налоговых поступ­лений (рисунки 1 и 2).

За восемь месяцев 2015 года:

  • в консолидированный бюджет страны поступило 9,3 триллиона рублей, что на 11% больше, чем в январе — августе 2014 года;
  • в федеральный бюджет — 4,7 триллиона рублей — на 16% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года;
  • в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 4,6 триллиона рублей — на 9% больше, чем в январе —августе 2014 года.

Высокий рост доходов был обеспечен за счет поступлений налога на прибыль, НДПИ (увеличение — на 14%) и НДС (увеличение — на 16%). Остальные налоги также демонстрируют положительную динамику (НДФЛ — 105%, акцизы — 102%, имущественные налоги — 112%).

В результате принимаемых мер по улучшению налогового администрирования рост налогов в реальном выражении превышает рост экономики. За 2011–2014 годы рост поступлений в реальном выражении составил 116,8% при росте ВВП 110%.

В текущем году указанная тенденция сохранилась — за восемь месяцев этого года реальный темп роста поступлений, скорректированный на индекс-дефлятор ВВП, составил 103,9% при отрицательном росте ВВП (минус 3,5% за первое полугодие) и прогнозируемом снижении в целом по 2015 году на 3,9%.

По расчетам ФНС России, дополнительные поступления в бюджет за счет совершенствования налогового администрирования составили четвертую часть общего прироста налоговых поступлений, остальные — за счет увеличения ставок акцизов и НДПИ и экономических факторов.

Поделиться