Свой
Владимир Германович ШЕЛЕПОВ, руководитель Управления ФНС России по Нижегородской области, доктор экономических наук
Применение стандартных методов налогового администрирования уже не может обеспечить требуемый уровень поступления доходов. Необходимо внедрение инновационных методов на основе организационно-структурных решений и современных ИT-технологий, позволяющих модернизировать работу налоговых органов (рисунок 1). Апробацию этих подходов осуществляют базовые (пилотные) регионы, в которых проводятся тестирование и эксплуатация программного обеспечения, разрабатываются порядки работы с программным обеспечением, регламенты межведомственного взаимодействия. Отработка технологии в базовых субъектах РФ с ее дальнейшим распространением на все другие регионы позволяет оптимизировать трудозатраты и уменьшить финансовые расходы на внедрение новаций.
Одним из пилотных регионов в течение уже многих лет является Нижегородская область. Выполнение задач, возложенных на пилотные регионы, требует наличия высококвалифицированных сотрудников. Росту кадрового и информационного потенциала службы в Нижегородской области способствует наличие в регионе подведомственных Федеральной налоговой службе структур, таких как Приволжский институт повышения квалификации, Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России в Приволжском федеральном округе, филиал ФКУ «Налог-сервис».
Высокоэффективный кластер, состоящий из специалистов Управления ФНС России по Нижегородской области, филиала ГНИВЦ в ПФО и преподавателей Приволжского института повышения квалификации ФНС России, позволяет в кратчайшие сроки проводить работы по апробации и внедрению новейших разработок в деятельность налоговых органов региона и всей России в целом.
Внедрение АИС «Налог-3»
Создание новой автоматизированной информационной системы (АИС «Налог-3») предоставляет новые возможности Налоговой службе и позволяет выйти на более высокий уровень налогового администрирования в целом.
Федеральный центр обработки данных — это специализированное учреждение, создаваемое для консолидации, обработки, анализа и хранения всей финансовой информации со всей страны в едином месте. Среди крупных налоговых юрисдикций и финансовых центров такие проекты есть лишь в США (на уровне штатов), Великобритании и Сингапуре.
Одним из главных принципов работы данной системы является использование единой по всей России базы данных — Федерального хранилища данных, что позволяет, с одной стороны, исключить обмен громадными объемами информации на местном, региональном и федеральном уровнях, с другой — создать единую точку входа для приема информации от внешних источников. Все это в совокупности является основой для формирования актуальной целостной информации, используемой налоговыми органами в своей работе.
С целью обеспечения хранения и обработки налоговой информации со всей страны создана система федеральных центров обработки данных (ЦОД). В систему ЦОДов входят открытый весной 2015 года ЦОД в наукограде Дубна (Московская область) и два резервных центра — в городе Городец (Нижегородская область) и поселке Ерзовка (Волгоградская область) (рисунок 2). Система центров обработки данных позволит создать территориально разнесенную, катастрофоустойчивую систему информационно-коммуникационного обеспечения деятельности Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства. Важно отметить, что в ЦОДе Нижегородской области будет размещаться информационная система Федерального казначейства.
Разработка и внедрение АИС «Налог-3» осуществляются поэтапно. Сначала создавалась система централизованной регистрации и учета налогоплательщиков, которая далее была встроена в действующую систему обработки без остановки ее работы. Следующий этап — внедрение блока работы с физическими лицами в части исчисления, уплаты имущественных налогов и урегулирования задолженности. Одновременно с этим внедряется блок внешнего информационного взаимодействия, позволяющего создать единую точку приема и обработки информации от УФК, кредитных организаций, Росреестра, ГИБДД, Гостехнадзора и других внешних источников.
Тестирование и апробация блока работы с физическими лицами проводятся на базе трех регионов: Санкт-Петербурга, Нижегородской и Волгоградской областей. В этом году запланировано начало опытной эксплуатации функционального блока, включающего в себя все оставшиеся задачи по налогообложению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части контрольной работы, урегулирования задолженности и информационного обслуживания.
Внедрение новейших информационных систем в работу ФНС позволяет максимально повысить эффективность налогового администрирования, в том числе контрольной работы, минимизировать ошибки, повысить уровень обслуживания налогоплательщиков, улучшить качество предоставляемых службой электронных услуг, также и за счет возможности реализации принципа экстерриториальности в обслуживании налогоплательщиков.
Участие во внедрении электронных сервисов
ФНС уделяет большое внимание развитию электронных сервисов, что позволяет перейти на новый уровень обслуживания налогоплательщиков, поскольку при взаимодействии в электронном виде не требуется личного визита в налоговый орган. Всем категориям налогоплательщиков (юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям) предоставляется возможность создания личного кабинета, который позволяет получать актуальную информацию об объектах налогообложения, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, дает возможность контролировать состояние расчетов с бюджетом, направлять обращения в налоговые органы.
Сегодня только к «Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц» подключено более 16 миллионов граждан, из них более 900 тысяч — жители Нижегородской области.
Важно отметить, что Нижегородская область является базовым регионом в опытной эксплуатации и апробации программного обеспечения интернет-сервисов Налоговой службы. Тестирование и апробация новой версии интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» проводились также на базе Нижегородской области. В новой версии сервиса существенно расширен его функционал, реализована возможность акцептования данных об объектах налогообложения, обеспечен дополнительный контроль при выгрузке данных в сервис и гарантирована доставка сообщений в налоговые органы.
Автоматизированная система контроля НДС
Одним из значимых результатов работы Налоговой службы в 2015 году стало внедрение автоматизированной системы контроля за возмещением налога на добавленную стоимость («АСК НДС-2»), которая позволяет отслеживать все транзакции по налогу на добавленную стоимость. Применение данной системы обеспечивает
В настоящее время Нижегородская область является одним из участников опытно-промышленной эксплуатации «АСК НДС-2», которая позволяет автоматически сопоставлять сведения о покупках и продажах налогоплательщиков и тем самым выявлять и пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога.
Применение новой системы позволило значительно улучшить результативность контроля при возмещении налога на добавленную стоимость. Так, в налоговые органы Нижегородской области представлено более 37 тысяч налоговых деклараций по НДС за второй квартал 2015 года, при этом почти в 5 тысячах выявлены несоответствия данных книг покупок с данными книг продаж контрагента.
Поздравление
Хочу выразить благодарность специалистам налоговых органов за их огромный вклад в совершенствование налогового администрирования. Ваш повседневный труд, ваш энтузиазм позволяют Налоговой службе исполнять свои обязательства и в условиях сложной финансово-экономической ситуации.
Поздравляю всех сотрудников ФНС России с
25-летним юбилеем службы!В. Г. ШЕЛЕПОВ
Инновационные методы обслуживания налогоплательщиков
Сегодня служба уделяет большое внимание обеспечению качества предоставления государственных услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, соблюдения прав налогоплательщиков. Качество обслуживания налогоплательщиков обеспечивают не только внедренные ИT-технологии, зависит оно и от подхода к организации массового обслуживания. Для налогоплательщиков, предпочитающих традиционные, контактные формы взаимодействия с налоговыми органами, созданы максимально комфортные условия: операционные залы инспекций оборудованы в фирменном стиле с учетом высоких стандартов обслуживания, установлены компьютеры общего пользования с доступом к информационно-правовым системам и сайту ФНС России, продлен график приема налогоплательщиков. Посетителей встречают администраторы операционных залов, которые помогают сориентироваться в выборе услуг и получить необходимую информацию.
Однако не все налогоплательщики имеют возможность лично посетить налоговые инспекции. Для расширения географии обслуживания и удобства налогоплательщиков при оказании государственных услуг используются нестандартные подходы. Так, для оплаты налогов и получения необходимой информации жителями отдаленных населенных пунктов области при участии Сбербанка России организованы передвижные мобильные офисы налоговых органов. В крупных торговых центрах области традиционно проходят информационные кампании по декларированию и уплате имущественных налогов, а также акция «В новый год без долгов».
Эффективный контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также ответственное отношение граждан и организаций Нижегородской области к выполнению ими конституционной обязанности по уплате налогов позволили сохранить стабильный уровень поступлений.