Новации в образовательной сфере, связанные с принципами финансирования учреждений, внебюджетной деятельностью, осуществлением внутреннего контроля и т. д., создают много проблем сотрудникам финансовых служб вузов. Сегодня мы предлагаем подборку ответов на актуальные вопросы, прозвучавшие на семинарах, организованных учебным центром «Бюджет» для учреждений образовательной сферы. Разъяснения дает юрист-эксперт журнала «Бюджет» М. А. Цуциев.
— Скажите, имеет ли право бюджетное учреждение высшего образования увеличить стоимость платных образовательных услуг по уже заключенному договору об оказании платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции?
Ответ. Частью 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273‑ФЗ) и пунктом 8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 706, определено, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора об оказании платных образовательных услуг не допускается, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, учреждения вправе корректировать полную стоимость платной образовательной услуги за вычетом произведенной оплаты обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица за предыдущие периоды обучения с учетом уровня инфляции, предусмотренного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
— Увеличится ли стоимость платных образовательных услуг по уже заключенным договорам в случае реорганизации учреждения путем присоединения?
Ответ. Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юрлица. В связи с этим обязательства, принятые учреждением по уже заключенным договорам, сохраняются на весь период обучения, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Дополнительно необходимо отметить, что для мониторинга фактов нарушения законодательства РФ по установлению стоимости платных образовательных услуг Минобрнауки России открыло горячую линию по вопросам необоснованного увеличения стоимости платных образовательных услуг вузами, подведомственными данному министерству.
— Существуют ли меры государственной поддержки обучающихся в части оплаты обучения?
Ответ. В рамках социальной поддержки и стимулирования обучающихся им предоставляется возможность получения образовательного кредита. Данная норма закреплена пунктом 6 части 2 статьи 34 и статьей 104 Закона № 273‑ФЗ и регулируется Правилами предоставления государственной поддержки образовательного кредитования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1026 (далее — Правила).
Согласно подпункту «г» пункта 2 Правил образовательный кредит представляет собой целевые денежные средства в валюте РФ, предоставляемые заемщику банком или иной кредитной организацией. Данными средствами заемщик может оплатить стоимость или часть стоимости образовательных услуг (по основным профессиональным образовательным программам), оказываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании договора о платном предоставлении данных услуг. Кроме того, кредитные средства могут быть использованы и (или) с целью оплаты сопутствующих расходов заемщика на проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы и других бытовых нужд на период обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Предельно допустимый размер образовательного кредита определяет банк исходя из стоимости образовательной услуги учебного учреждения и на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов на осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам. При этом расчет должен быть утвержден приказом о стоимости обучения на соответствующий учебный год и зафиксирован в договоре о предоставлении платных образовательных услуг, заключенном при приеме на обучение.
— На какие цели бюджетные (автономные) образовательные учреждения вправе расходовать неиспользованные на начало очередного финансового года остатки средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)?
Ответ. Согласно пункту 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83‑ФЗ[1] неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленные бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы. Аналогичные нормы предусмотрены также для автономных учреждений пунктом 3.15 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».
— В какие сроки представляется утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, подведомственного Минобрнауки России?
Ответ. Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, подведомственного Минобрнауки России, представляется не позднее 25 января года, следующего за отчетным. Документ представляется путем размещения в ведомственной информационной системе Минобрнауки России в сети интернет и на официальном сайте учреждения в сети интернет. Данный порядок закреплен пунктом 20 порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 года № 1321 (далее — Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности).
— Какими документами регламентируется отнесение должностей профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, административно-управленческого персонала и вспомогательного персонала к видам персонала?
Ответ. Согласно статье 52 Закона № 273‑ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических и научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Право на занятие вышеуказанных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, установленным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. А именно в:
Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 года № 678);
Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н);
Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 года № 1н);
Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37).
— Обязано ли бюджетное (автономное) образовательное учреждение осуществлять внутренний финансовый контроль, если у учреждения отсутствуют средства на его организацию?
Ответ. Бюджетное (автономное) образовательное учреждение обязано осуществлять внутренний финансовый контроль (статья 19 Федерального закона № 402‑ФЗ от 6 декабря 2011 года «О бухгалтерском учете»). При этом будет ли нести учреждение финансовые расходы на его реализацию или нет, учреждение решает самостоятельно.
Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля, определения его целей и задач, выбора методов, форм, способов проведения контрольных мероприятий, а также перечня вопросов, подлежащих проверке, учреждение формирует самостоятельно. Такое право закреплено в пункте 6 инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н[2].
— Как оформляются результаты внутреннего финансового контроля, осуществляемого бюджетным образовательным учреждением?
Ответ. Результаты контрольного мероприятия оформляются в соответствии с локальными актами учреждения, определяющими порядок осуществления внутреннего контроля, и могут быть представлены в виде акта, отчета, справки, заключения. Перечисленные документы могут содержать помимо описания результатов проверки рекомендации по устранению выявленных нарушений и перечень необходимых мер по их предотвращению в дальнейшем.
— Каков порядок финансирования деятельности санатория-профилактория, являющегося структурным подразделением образовательного учреждения высшего образования?
Ответ. В бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими госуслуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества. В свою очередь, финансовое обеспечение структурных подразделений образовательных организаций высшего образования из бюджетов бюджетной системы РФ не предусмотрено.
В то же время Минобрнауки России подготовило разъяснение (письмо от 25 марта 2015 года № АП-385/18) о механизмах использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в целях финансирования деятельности студенческих санаториев-профилакториев и о порядке согласования с представительным органом обучающихся (профсоюзной организацией студентов) основных показателей деятельности студенческих санаториев-профилакториев.
В структуре нормативных затрат на оказание госуслуг высшего образования, наряду с затратами на оплату труда и начислениями на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава (далее — ППС), включая страховые взносы во внебюджетные фонды, с учетом надбавок за ученые степени и должности; затратами на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги; затратами на повышение квалификации ППС, предусмотрены в том числе затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами в соответствии с пунктом 15 статьи 36 Закона № 273‑ФЗ. Организация оздоровительной работы со студентами представляет собой реализацию комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, в том числе на базе санаториев-профилакториев, являющихся структурными подразделениями вузов. В связи с этим финансовое обеспечение выполнения указанной оздоровительной работы за счет средств субсидии на государственное задание правомерно при включении соответствующих расходов в план финансово-хозяйственной деятельности с указанием источников финансирования.
Согласно пункту 18 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждение самостоятельно осуществляет расходование средств субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным в установленном порядке. Таким образом, решения о расходах средств в рамках плана финансово-хозяйственной деятельности принимаются в установленном порядке руководством вуза.
Под основными показателями деятельности студенческих санаториев-профилакториев, которые необходимо согласовывать с представительным органом обучающихся — профсоюзной организацией студентов, понимается количество койко-мест, стоимость питания и медикаментов, а также график заездов на год.
[1] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
[2] «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».