Версия для печати 5441 Материалы по теме
Проблемы российских индустриальных парков. Взгляд со стороны

Сегодня в России в стадии становления находятся десятки индустриальных парков. Часть из них доказала свою эффективность. Успешные парки привлекают значительное количество инвесторов, в том числе иностранных, демонстрируют хорошую заполняемость и показывают не только достойный финансовый результат своей деятельности, но и социально-экономический эффект. Часть же парков еле держится на плаву. Своим видением проблем в формировании индустриальных парков в России поделился независимый эксперт по стратегическому развитию и международному сотрудничеству, советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков в России Ивао ОХАСИ.

— Господин Охаси, как вы оцениваете работу по привлечению иностранных инвесторов в российские индустриальные парки?

— Прежде всего хочу отметить, что в России сейчас наблюдаются позитивные изменения в вопросе привлечения иностранного капитала в страну. Если сравнивать ситуацию, имевшую место в вашей стране еще несколько лет назад, с сегодняшним днем, то инвестиционный климат в России стал гораздо лучше, повысилась инвестиционная привлекательность государства, появи­лись эффективные индустриальные парки. В регионах и в целом в стране произошли очень позитивные и заметные изменения. В качестве подтверждения моих слов могу упомянуть японских производителей, которые стали охотнее размещать свои производства в России. Если раньше это было сопряжено с большими трудностями, то сегодня ситуация изменилась.

Я говорю нашим российским партнерам о том, что уже не стоит оглядываться назад и делать сравнение с прошлым, нужно смотреть вперед. Необходимо акцентировать внимание на лучших мировых практиках привлечения, поддержки инвесторов и отраслевого таргетирования, адаптировать этот опыт к особенностям российской экономики.

— Скажите, опыт каких азиатских стран мог бы быть использован в России?

— Ассоциация индустриальных парков, советником которой я являюсь, каждый год организовывает презентации российских индустриальных парков за рубежом, также это возможность изучить интересный и успешный международный опыт. В апреле текущего года мы посетили Южную Корею, Турцию. Так вот, с моей точки зрения, из опыта этих стран Россия может многое для себя почерпнуть. Главное — нужно понимать, что в этих странах создаются не просто индивидуальные индустриальные парки, здесь в основе всего лежит комплексная национальная стратегия индустриализации, которая определяет не только стратегические ориентиры развития, но и механизмы эффективной реализации индустриализации. Развитие транспортной, городской инфраструктуры, индустриальных парков — все это логично вписано в национальную стратегию. В России начали понимать важность процесса стратегирования. Но это только начало пути, поэтому стоит внимательно и­зучить, к примеру, опыт Кореи и внедрить то, что будет полезным и приемлемым, в России.

— Несмотря на позитивные изменения, какие проблемы в развитии индустриальных парков вы видите?

— В России существует немалый потенциал для дальнейшего развития индустриальных парков. А проблем я выделил бы несколько. Первая, как я уже сказал выше, отсутствие комплексной национальной стратегии индустриального и инфраструктурного развития. Рамками такой стратегии должен быть определен в том числе комплексный подход в создании парков, в развитии городской и транспортной инфраструктуры.

Второй момент. Сегодня многие российские регионы, города активно создают индустриальные парки. Это хорошо. Но при этом в данном процессе, по моему мнению, не очень видна какая-то система координат. Более того, проектируя индустриальный парк, город, регион зачастую не обладают информацией о том, какой именно парк каждому из них нужен. Если планируется привлекать на территорию местный малый и средний бизнес, то это одна категория индустриальных парков. Если же в планах стоит работа с крупными международными компаниями, то это совершенно другая история. Еще при проектировании парка нужно учитывать, для каких целей они создаются: для национального развития или для развития местной экономики.

Если управляющая компания или администрация региона намерены привлекать именно иностранные инвестиции, то концепцию развития данного парка с самого начала нужно создавать в соответствии с международными стандартами. Ко мне часто обращаются российские представители с предложением о сотрудничестве по привлечению иностранных компаний. И мне приходится говорить о том, что если концепция развития индустриального парка не соответствует международным стандартам, то, к моему сожалению, я не могу рекомендовать такой парк зарубежным инвесторам.

Еще раз подчеркну, что если вы планируете привлекать иностранный капитал, то это нужно предусматривать еще на этапе проектирования парка. Иностранные инвесторы очень тщательно выбирают место локализации для своего бизнеса. Есть определенные факторы, которые обязательно повлияют на принятие решения. К примеру, для японских инвесторов важны: эффективная планировка территории парка, современная система управления территорией, достаточные и стабильные поставки электроэнергии, газа и воды, отсутствие трудностей в их подключении, наличие современной и эффективной телекоммуникационной системы, канализации, системы сбора отходов и другие. Также необходим высокий уровень доступа к информации об индустриальном парке, его окружении и регионе, возможность получить быструю помощь в любое время по любым срочным актуальным проблемам, возникшим у резидентов, причем на английском языке. Кроме того, одним из серьезных факторов риска для японских производителей является непредсказуемость временных и материальных затрат на строительство завода и ввода его в эксплуатацию.

Третий момент. Сегодня в России есть регионы, где созданы привлекательные и конкурентоспособные индустриальные парки с качественными управляющими компаниями, где правительство ведет эффективную работу по привлечению иностранных инвестиций. Например, в Ульяновской и Калужской областях, Республике Татарстан и других. Это, безусловно, позитивный тренд. Однако проработки данного вопроса только на региональном уровне недостаточно. Параллельно с этим должен быть выстроен верхний национальный (государственный) уровень, на котором будут прилагаться большие усилия по привлечению иностранного капитала в страну в целом и будет выстроена система взаимоотношений с зарубежными инвестиционными агентствами и инвесторами. А потом уже внутри страны регионы должны конкурировать за инвестора.

И здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Российская Федерация — страна с 85 субъектами, каждый из которых имеет существенный потенциал для привлечения инвестиций. В связи с этим моя рекомендация регионам — чтобы инвестор выбрал вашу территорию и ваш индустриальный парк, нужно грамотно презентовать ваши пре­имущества, нужно сделать правильный акцент на особенностях. Как иностранный эксперт часто слышу презентации регионов, на которых говорят общие и практически одинаковые фразы о благоприятном инвестиционном климате, о хорошей транспортной доступности, о качественной рабочей силе. Такой подход не всегда эффективен. Инвестору не нужно говорить о том, что есть и в других регионах, нужно подчеркивать то, чем ваша территория отличается от других, в чем ваша уникальность, которой не обладают соседи.

Кроме того, для иностранного инвестора большое значение имеет наличие у региона комплексной стратегии развития. В этом случае инвестор видит, куда данный регион движется, какие сектора промышленности развивает или собирается развивать. Для инвестора должно быть все предсказуемо. Наличие определенного курса развития, пожалуй, даже важнее, чем инвестиционный климат или инфраструктура. Такая «стратегическая воля» станет эффективным посылом в привлечении иностранного капитала.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться