Версия для печати 1590 Материалы по теме
Муниципальный долг равен нулю

Несмотря на кризис, бюджет городского округа Химки продолжает исполняться с профицитом. Город развивает социальную инфраструктуру и даже на фоне стагнации экономики создает новые рабочие места. Это было бы невозможно без планомерной работы по сохранению и мобилизации доходов бюджета.

Наталия Николаевна ГУРЬЕВА, начальник финансового управления администрации городского округа Химки

Административная граница городского округа с двух сторон проходит вдоль границ Москвы. Высокая доходная обеспеченность Химок позволяет практически стереть внешние границы между этими двумя такими разными по своей иерархии городами. Администрация муниципалитета прилагает огромные усилия для того, чтобы пересечение административных границ Москвы и Химок стало для жителей и гостей города абсолютно незаметным.

Ориентиры бюджета

В 2015 году на благоустройство городского округа было выделено 587 миллионов рублей собственных доходов. За счет средств городского бюджета осуществляется содержание таких объектов социальной инфраструктуры, как театры, молодежные центры, школы искусств, детские спортивные школы, включая школы подготовки олимпийского резерва.

Последнее время жители Химок все больший интерес проявляют к спорту. Для удовлетворения потребностей населения в городе наращивается спортивная инфраструктура, существующие спортивные площадки приводятся в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дворовым спортивным площадкам согласно СНиП 2.07.01-89 и СанПиН 2.2.1/2.1.1 1031-01.

Как известно, наилучшим стимулом для развития личности является живой пример. Так, городской округ может позволить себе содержание двух профессиональных команд, а именно: баскетбольного клуба «Химки», занимающего лидирующие строчки в российских и международных первенствах, и футбольного клуба «Химки». Наличие в городском округе большого спортивного стадиона «Арена Химки» на 18,6 тысячи мест позволяет приобщить жителей города к просмотру матчей мирового уровня.

Развитие доходного потенциала

Реализация всех вышеназванных направлений была бы невозможной без планомерной работы по сохранению и мобилизации доходов городского округа, наращиванию доходного потенциала, формированию благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения, обеспечению сбалансированности бюджета с целью исполнения действующих расходных обязательств.

На нашем сайте есть подборка материалов о муниципальном долге, с которой можно ознакомиться здесь.

Можно констатировать, что в целом поставленные задачи реализуются. На протяжении последних лет бюджет городского округа исполняется с профицитом. Муниципальный долг равен нулю. Принятие долговых обязательств, в том числе и по муниципальным гарантиям, не планируется.

В структуре собственных доходов бюджета городского округа на 2015 год неналоговые доходы составляют 49,7%, или 3,1 миллиарда рублей. При этом в общей структуре собственных доходов такой вид неналогового дохода, как поступления от аренды земли, составляет 26,3% и является одним из основных источников поступ­ления доходов наряду с НДФЛ.

В Химках проделана большая работа по учету объектов недвижимости, включая земельные участки. Постоянно проводится инвентаризация сведений в муниципальных архивах о действующих правоустанавливающих и правоподтверждающих документах на земельные участки. Только за первое полугодие 2015 года дополнительно вовлечено в налоговый оборот 14 земельных участков. Для арендаторов земельных участков налоговая ставка доведена до максимального значения, предусмотренного федеральным налоговым законодательством. В то же время в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, для ведения дачного, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства размер ставки установлен как среднее значение — 0,2%.

Эффективно организована и работа Межведомственной комиссии по мобилизации доходов. В заседаниях комиссии принимают участие работники прокуратуры, правоохранительных и налоговых органов. В рамках работы комиссии проводятся выездные проверки. Ход устранения нарушений со стороны организаций-должников контролируется городской прокуратурой.

Учитывая размер бюджетной обеспеченности на одного жителя Химок, а в 2015 году он прогнозируется на уровне 37,5 тысячи руб­лей, муниципалитет не получает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Московской области и является одним из четырех муниципальных образований — доноров региона.

Программный бюджет

Повышенное внимание и требования к эффективности деятельности органов МСУ подчеркивают актуальность реформирования существовавшей бюджетной системы. В связи с этим переход в 2014 году к формированию бюджета на основе принципов программно-целевого планирования явился для городского округа закономерным.

В настоящее время бюджет городского округа формируется на основе 15 муниципальных программ, затрагивающих все области деятельности. С применением программного метода осуществляется финансирование 98,6% расходов бюджета. В рамках непрограммных мероприятий осуществляется лишь финансирование Контрольно-счетной палаты, Совета депутатов, отдельных мер социальной поддержки, а также расходов, осуществляемых за счет резервных фондов.

Так как бюджет городского округа социально ориентирован, расходы на социальную сферу учтены в размере 54,6% от общего объема расходов. Не случайно основными являются программы в сфере образования, спорта и культуры, а также адресной поддержки населения. При этом каждая из отраслевых программ учитывает весь спектр расходов — от строительства объектов социальной сферы до их содержания.

Контроль

С целью контроля за реализацией муниципальной программы муниципальный заказчик формирует оперативный отчет, который содержит:

  • перечень выполненных мероприятий муниципальной программы с указанием объемов и источников финансирования и результатов выполнения мероприятий;
  • анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий.

По каждой муниципальной программе ежегодно и по итогам проводится оценка эффективности ее реализации. Немаловажно, что проводится она в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденной постановлением администрации городского округа. По результатам оценки и не позднее чем за два месяца до дня внесения проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период в Совет депутатов городского округа может быть принято решение:

  • о целесообразности сохранения и продолжения муниципальной программы (подпрограммы);
  • о сокращении (увеличении) начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы);
  • о досрочном прекращении реализации муниципальной программы (подпрограммы).

Только комплексный подход к формированию эффективной бюджетной политики способствует дальнейшему росту уровня жизни населения, сохранению стабильности и устойчивости бюджета муниципального образования.

По праву Химки являются жемчужиной Подмосковья. Оставаясь по своей сути периферийным городком, он в полной мере отвечает стандартам крупных мегаполисов, что создает условия для желания жить именно в этом городе.

Поделиться