В преддверии Всемирного дня статистики в Москве прошел Международный семинар «Взгляд в будущее. Стратегия развития российской статистики-2024». Это мероприятие стало продолжением встречи руководителей статистических ведомств стран БРИКС, состоявшейся в Сочи.
Как отметил в своем выступлении руководитель Федеральной службы государственной статистики А. Е. Суринов, статистическая система за последние 25 лет прошла большой путь, впрочем модернизация ее продолжается и сейчас. Изменились концептуальные основы исчисления статистических показателей, усовершенствовались процедуры сбора и обработки информации, расширились возможности представления статистической информации пользователям.
Статистика: до и после
В начале
Впоследствии продолжилась работа по дальнейшей гармонизации отраслей российской статистики с международными стандартами. Развивалась система сбора, обработки и хранения информации, а также укреплялась статистическая инфраструктура, модернизировалось техническое оснащение российской статистической системы. Было создано и внедрено новое законодательство, отвечающее современным реалиям и соответствующее основным принципам официальной статистики ООН.
Статистический регистр Росстата функционирует с 1995 года. А вот что касается внедрения гармонизированных социально-экономических классификаций, то российская система, несмотря на все усилия и последовательное движение вперед, в этом вопросе пока отстает от международных требований на один-два шага. «Это отставание будет существенно сокращено уже в 2016 году, когда будет осуществлен переход на новые версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, гармонизированных с последними версиями NACE и CPA», — пообещал Суринов.
Индикатором последовательного развития отечественной статистики и ее гармонизации с международными стандартами служит такой показатель, как заполняемость международных вопросников. Как отметил Суринов, по вопросникам организаций системы ООН за последние десять лет значение этого показателя увеличилось с 50% до 80%, а к 2020 году Росстат планирует выйти как минимум на 90% (рисунок 1). «Что касается вопросников Организации экономического сотрудничества и развития, которые начали поступать в наш адрес несколько лет назад, то уровень их заполнения несколько ниже, однако и здесь будем стремиться к уровню 90 процентов к 2020 году», — поделился планами руководитель федеральной службы.
Вызовы современности
Если на начальном этапе модернизации реформированию подверглась система сбора данных и гармонизация статистических методов, то сегодня критерии изменились (рисунок 2). Сейчас неуклонно растет спрос на статистическую информацию от всех категорий пользователей. Для принятия управленческих решений требуются все более оперативные данные, при этом они должны быть качественными и представленными в удобных для пользователей форматах. «Расширяется использование так называемых больших данных, потенциально являющихся подспорьем в нашей работе. Но пока они вызывают больше вопросов и опасений», — считает Суринов.
Вместе с тем Росстат, пытаясь удовлетворить неизменный рост информационных потребностей органов власти, не должен забывать о том, что отчетная нагрузка на бизнес в настоящее время и так довольно велика. Поэтому сегодня актуальной задачей является снижение статистической нагрузки на респондентов, прежде всего на малый бизнес. Росстат активно включился в работу по подготовке концепции Правительства РФ по снижению нагрузки на бизнес и уже реализует на практике ее идеи, предполагающие в том числе и более эффективное использование административных источников.
Сегодня, как никогда, важно, чтобы официальная статистика успевала за развитием экономики, в которой постоянно зреют новые тенденции и явления. Их статистическая оценка требует новых методов, учитывающих все нюансы глобализации и устойчивого роста. Мониторинг устойчивого развития является еще одним ориентиром для статистиков всего мира. Новые задачи устойчивого развития статистической системы предполагают формирование соответствующих дезагрегированных показателей и наличие должной информационной базы. Поскольку приоритет будет отдан национальным данным, на статистические системы ложится дополнительная ответственность и нагрузка. «Все эти вызовы являются предметом нашего пристального внимания, — отметил Суринов. — Мы принимаем их и ставим перед собой новые задачи».
Что будет поставлено во главу угла на новом этапе модернизации системы? По словам выступающего, в первую очередь будет более эффективно использоваться имеющийся потенциал статистической системы. Добиться этого можно только благодаря оптимизации процессов статистического производства и использованию всех преимуществ современных информационных технологий. «Внедрение элементов типовых моделей статистической бизнес-архитектуры и статистической информации, а также централизация процедур обработки данных являются толчком для дальнейшего движения вперед», — считает Суринов.
Однако модернизация — это не только технологический процесс. Развитие статистической методологии должно быть также подчинено унификации и носить комплексный характер. Поэтому в центре внимания Росстата — развитие национальных счетов и комплексной экономической статистики. Все эти задачи Росстат решает в рамках Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», рассчитанной до 2020 года, а также проекта «Развитие системы государственной статистики-2», рассчитанного на период до 2018 года. Но мы уже сейчас заглядываем в более отдаленное будущее.
Кадры решают все...
О стратегических задачах российской системы статистики на ближайшие три года и ее проблемах высказался А. Н. Пономаренко, председатель правления Российской ассоциации статистики. Он подчеркнул, что успешное развитие отечественной статсистемы вне мирового контекста не представляется возможным. В связи с этим первый пункт стратегического плана развития системы должен быть посвящен международному сотрудничеству. Также выступающий обратил внимание на то, что применение современных классификаторов — это не самая сильная сторона российской статистики. И в данном случае не за все отвечает Росстат, поскольку разработка новых классификаторов зависит от других ведомств. «Внедрение сразу нескольких современных классификаторов, безусловно, сильно поспособствует развитию статистики, — заметил Пономаренко. — Однако сегодня актуальна не только разработка классификаторов, но и практика их регулярного пересмотра». То есть существует жесткая необходимость пересмотра в России классификаторов, к примеру, не позже чем через два года после того, как они приняты в Европе. Работа с классификаторами должна быть не разовой, а системной.
Кроме того, руководитель ассоциации подчеркнул, что у российской статсистемы большой потенциал, но задействовать его без стабильного притока квалифицированных кадров очень трудно. Проблема в том, что сегодня в российской системе высшего образования статистика не воспринимается в виде отдельного направления образования. И сегодня, как никогда, важно привлечь внимание к этой проблеме, постараться оперативно ее решить. По словам Пономаренко, определенные шаги в данном направлении уже делаются.
Быстрее, дешевле, качественнее
Статистику будущего представил участникам семинара Йозеф Оленьски, профессор Варшавского университета, бывший глава Центрального статистического управления Польши. По его мнению, главный принцип, на котором будет основываться развитие статистики в ближайшее время, — это быстрее, дешевле, качественнее. В условиях современной экономики и глобализации производство статданных должно производиться на оригинальном языке статистики, а предоставление их пользователю — уже на его профессиональном языке. «Это означает, что информацию с языка статистики необходимо переводить на язык пользователя: чиновника, учителя, ученика, студента и т. д., — пояснил выступающий. — И это первая задача, которую нам предстоит решить».
Вторая задача — необходимо добиться, чтобы государство в лице тех, кто отвечает за развитие страны, видело статистику не только как производителя таблиц, и информационного сырья, а как главного архитектора информационной инфраструктуры государства, учитывало наработанные в статистике знания. Следующая задача, которую предстоит решить, заключается в том, чтобы статистика была без отчетов и, более того, без респондентов. «На первый взгляд это звучит странно, но добиться данного результата нам помогут большие данные, — считает Оленьски. — Если определенные категории данных, существующих на уровне больших данных, перерабатывать с помощью каких-то эконометрических моделей, то мы сможем получать интересные статистические показатели без участия респондентов». Сегодня уже есть такие примеры. Так, в одном из регионов Франции статистические данные о туристическом потоке формируются без каких-либо отчетов. Практически у каждого из нас есть мобильный телефон, и, прилетев в аэропорт, мы первым делом включаем его. Соответственно, телекоммуникационные компании точно знают: кто и откуда прилетел, сколько пробыл в стране и как перемещался. Так вот, власти региона договорились с данными компаниями о предоставлении такой информации, на основе которой и формируются статистические показатели о туристическом потоке.
Изменение источников информации — еще одна задача, которую предстоит решить статистике. Так, новыми источниками информации могут служить данные, которые накапливаются в электронной форме во внутренних регистрах предприятий. Сегодня статистика получает от предприятий отчеты зачастую еще в бумажной форме. Вместе с тем существует возможность получать данные от предприятий, не требуя от них заполнения отчетов. Всю информацию статистическая система может получать с помощью программного обеспечения в виде файла, данные которого она переработает на статистические показатели.
«Есть и другие источники, позволяющие нам быстро и дешево накапливать данные, которые мы сами можем переводить на статистические категории, — считает профессор. — Например, внедрение мониторинга динамического процесса». С помощью современного инструментария можно перейти на другой способ сбора информации, который даст возможность уменьшить количество наблюдаемых объектов и повысить качество информации.
О. В. ИЗУТОВА