Версия для печати 2159 Материалы по теме
Налоговый инспектор – консультант и помощник

Заседание расширенной коллегии, посвященной 25-летию налоговой службы России, состоялось 20 ноября. Выступая с приветственным словом, министр финансов РФ А. Г. Силуанов отметил, что за четверть века в стране практически с нуля выстроена структура, которая своей работой способствует повышению собираемости налогов, стимулирует экономический рост.

Самые значительные изменения в организации деятельности налоговой службы произошли за последние пять лет. «Именно благодаря сегодняшнему составу центрального аппарата, — отметил министр финансов РФ, — удалось принципиально изменить отношение налогоплательщика к налоговой службе и государству. Налоговый инспектор не воспринимается как мытарь. Он стал помощником и консультантом в деле ведения бизнеса».

Выступающие с поздравительными речами гости, в числе которых были руководитель администрации Президента РФ С. Б. Иванов, первый заместитель Председателя Правительства РФ И. И. Шувалов, Председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова, отмечали, что в условиях непростой экономической ситуации ФНС успешно реализует возложенные на нее задачи, активно совершенствует налоговое администрирование.

Система личных кабинетов востребована

Сегодня всем категориям налогоплательщиков предоставлена возможность воспользоваться личными кабинетами, в которых собран весь функционал для взаимодействия с налоговыми органами. В настоящее время к личному кабинету физических лиц подключено более 17 миллионов человек, к личному кабинету ЮЛ — более 130 тысяч организаций, а к личному кабинету ИП — около 123 тысяч индивидуальных предпринимателей.

В самом деле, в последнее время очень много внимания уделяется технологическому развитию службы, внедряются новые сервисы, непрерывно повышается качество услуг, создаются комфортные условия при уплате налогов для граждан и бизнеса. Работа по совершенствованию налоговой системы РФ сейчас ведется в соответствии с лучшими практиками зарубежных стран, Россия участвует в глобальных инициативах по обмену информацией и противодействию налоговым нарушениям. Существенно вырос в последние годы авторитет ФНС России на международном уровне, успехи нашей страны в деле создания комфортных условий для налогоплательщика, применения передовых методов администрирования отмечены мировым налоговым сообществом.

Сработали на отлично

Невзирая на все сложности текущего момента, в 2015 году, по оценке Министерства финансов РФ, налоговые органы сработали на отлично. Несмотря на снижение темпов роста экономики, налоговые поступ­ления растут, и особенно по таким ранее проблемным источникам, как НДС и налог на прибыль.

«За десять месяцев 2015 года налоговые поступления в консолидированный бюджет страны составили 11,7 триллиона рублей и выросли на 11%, или на 1,2 триллиона рублей. В федеральный бюджет поступило 5,9 триллиона рублей, или почти на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года», — отметил руководитель Федеральной налоговой службы М. В. Мишустин. И более всего выросли ненефтегазовые доходы: НДС — на 18% и налог на прибыль — на 15%, а в реальном выражении рост налоговых поступлений опережает экономику на 7,4 процентного пункта. По экспертным расчетам, в которых учитывались влияние и законодательства (налогового маневра), и инфляции, около трети прироста поступлений обеспечено налоговым администрированием, в том числе контрольной работой.

«Наши общие усилия позволили выстроить эффективную систему налогового администрирования, соответствующую мировым стандартам. Мы делаем все для создания такой налоговой среды, в которой сами налогоплательщики были бы заинтересованы работать в правовом поле, соблюдать законы и не могли использовать неуплату налогов для своего конкурентного преимущества», — подчеркнул глава ФНС.

Награды

В соответствии с указом Президента РФ от 3 ноября 2015 года № 548 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» награждены:

Орденом Почета

  • начальник управления кадров Федеральной налоговой службы И. В. Шевченко.

Орденом Дружбы

  • руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан М. М. Вахитов;
  • руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан У. А. Джабраилов.

Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

  • руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу В. А. Корязина;
  • начальник Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (город Москва) О. В. Махалова;
  • заместитель руководителя Федеральной налоговой службы А. С. Петрушин;
  • руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области Т. А. Рыбалко;
  • заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Д. С. Сатин;
  • руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан М. А. Сафиуллин;
  • руководитель Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве М. В. Третьякова;
  • начальник Контрольного управления Федеральной налоговой службы М. В. Чаликов;
  • заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве Ю. Ю. Шилова.

Присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации»

  • руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Е. В. Макаровой;
  • руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Д. В. Фотинову.

Конечно, совершенствованию администрирования способствовал и ряд законодательных изменений, принятых в последнее время. К примеру, с 2015 года введен такой новый механизм, как горизонтальный мониторинг, в основе которого лежит прозрачное и доверительное взаимодействие бизнеса и налогового органа в электронной форме. В настоящее время ФНС заключила шесть соглашений с налогоплательщиками о горизонтальном мониторинге, предусматривающих постоянный доступ инспекторов к бухгалтерскому и налоговому учету и первичным документам организаций.

Новые технологии

В настоящее время в деятельность ФНС внедряется система налогового администрирования нового поколения (АИС «Налог-3»), основанная на «облачных технологиях». Уже сегодня централизованно в режиме онлайн осуществляется государственная регистрация и учет налогоплательщиков, в ближайшее время — администрирование имущественных налогов физических лиц. Идет создание федеральных центров обработки данных, в которых будет организовано хранение и обработка всей налоговой информации. Уже работает Федеральный ЦОД в наукограде Дубна, отвечающий всем требованиям Tier-2. Запуск ЦОДа позволил внедрить систему контроля налога на добавленную стоимость с использованием технологии Big-Data — АСК НДС-2, не имеющей аналогов в мире. Данная система позволяет пресекать уклонение от уплаты НДС и использование мошеннических схем при обращении за возмещением налога.

Разработана система контроля за розничной торговлей — применение новой технологии контрольно-кассовой техники с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов, и уже предусмотрен поэтапный переход на новую систему.

Растет результативность

При организации контрольной деятельности ФНС сместила акцент с количества проверок на их качество. Если в середине 90-х годов налоговые инспекторы проверяли каждого третьего налогоплательщика, то сейчас только четырех из тысячи. В результате с 2010 года эффективность одной выездной проверки выросла более чем в два раза, доначисления составляют до 10 миллионов рублей.

ФНС России одной из первых применила систему досудебного урегулирования споров, которая уже доказала свою эффективность. Количество жалоб по налоговым спорам с 2009 года сокращено в 1,5 раза. Также снижена нагрузка на судебную систему. Количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов за пять лет, сократилось почти в три раза. При этом в пользу бюджета сегодня рассматривается 80% оспариваемых сумм, а в 2010 году — всего 44%.

Задачи на перспективу

Выступая на расширенной коллегии ФНС, министр финансов России определил задачи ведомства на перспективу:

  • развитие современных технологий, в том числе в части обработки больших массивов информации, что в свою очередь позволит по-новому построить систему управления рисками в налоговом контроле;
  • интеграция информационных систем налоговой и таможенной служб, что существенно увеличит массив данных о налогооблагаемой базе для осуществления точного, справедливого налогообложения;
  • интеграция российской налоговой информационной системы в мировые системы.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться