Версия для печати 1659 Материалы по теме
Есть над чем работать

Настоящее и будущее законодательства о госзакупках обсудили участники Всероссийской конференции «Контрактная система в сфере закупок: итоги 2015 г., перспективные направления на 2016–2017 гг.», состоявшейся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

ФАС видит все

Большое внимание собравшихся привлек доклад начальника управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Т. П. Демидовой. Она представила обзор практики применения норм Закона № 44‑ФЗ, в том числе остановилась на актуальных проблемах реализации законодательных норм контрактной системы. Одной из них является практика чрезмерной конкретизации технического задания на закупку. Зачастую заказчик перегружает конкурсную документацию деталями, не имеющими прямого отношения к сути закупаемого товара, работы или услуги. «Мы часто сталкиваемся с тем, что заказчик требует описать буквально химический состав закупаемых товаров, — рассказала Демидова. — Например, при закупке воды часто пишут, что она должна быть не просто газированной или негазированной, разлитой в тару такого-то объема, — это в принципе объяснимо и понятно, — но зачастую требуют прописать точное процентное соотношение солей, входящих в состав воды. Или заказчик требует указать точную температуру асфальтово-бетонной смеси, которая будет на момент выгрузки ее на объекте». По словам выступающей, на вопрос, зачем устанавливаются такие требования, заказчик ссылается на то, что если участник закупки профессионал, то выполнить их не составит труда. В то же время при установлении таких требований из шести-семи потенциальных участников закупки к торгам допускается только один. Ведь за малейшее отклонение от технического задания поставщик может быть отстранен от участия в конкурсе. Представитель ФАС России обратил внимание собравшихся на то, что требовать указания характеристик товаров, недоступных обычному приобретателю, недопустимо. Все это будет основанием выдачи предписания о внесении изменения в документацию о закупке.

Разумеется, что подобного рода требования появляются не случайно. За такой чрезмерной детализацией часто проглядывает чей-то вполне конкретный интерес. По словам Демидовой, ФАС всегда очень жестко реагирует на подобные вещи. В случае если речь идет о контрактах, начальная (максимальная) цена которых значительна, подобные факты являются основанием для направления материалов в правоохранительные органы. И если какие-то махинации с конкурсной документацией не выявлены сразу, это не значит, что последствия не наступят. «Могу сказать, что очень часто материалы по закупкам возвращаются к нам уже в виде материалов для уголовных дел. И хотя указывать требования о химическом составе товара в техзадании не запрещено, перегибать палку не советую», — заявил начальник управления ФАС. По мнению эксперта, нужно запрашивать только те сведения, которые действительно имеют отношение к предмету закупки, то есть только то, что касается потребительских свойств товаров, работ и услуг.

Выдал гарантию — отвечай

Еще один проблемный вопрос в практике применения Закона № 44‑ФЗ касается банковских гарантий. Выявлены факты, когда участник закупки попадает в реестр недобросовестных поставщиков по вине банка. Поставщик получает гарантию, а банк не направляет ее заказчику. «В этом случае участник по закону признается уклонистом от выполнения контракта в силу непредоставления необходимого обе­спечения», — говорит Демидова. Конечно, впоследствии выясняется, что ошибка произошла по вине финансового учреждения, репутация участника закупки восстанавливается (он исключается из реестра недобросовестных поставщиков), однако финансовое обеспечение, которое он вносил на конкурс или аукцион, для него потеряно. В результате несостоявшемуся участнику конкурса ничего не остается, кроме как идти в суд и доказывать свою правоту. При этом банки остаются в стороне, за такие действия они никак не отвечают. Исправить ситуацию помогут поправки в действующее законодательство, предусматривающие введение специального органа, который будет контролировать финансовые организации, выдающие банковские гарантии. «Это позволит, во-первых, привлекать к ответственности нерадивые банки, а во-вторых, выдавать предписание о включении соответствующей банковской гарантии в реестр», — пояснила Демидова.

В лотерее главное — папка!

Курьезный случай из сферы закупок. Заказчик осуществлял закупку услуги по проведению стимулирующей лотереи. В рамках технического задания была установлена необходимость проведения самой лотереи и предоставления отчета о данном мероприятии. Отчет должен был быть представлен в специальной папке. Вся остальная часть технического задания была посвящена описанию этой папки. Заказчик установил, что папка должна быть картонной с ламинированным покрытием, ламинат должен быть обязательно листовой, а не рулонный и далее подробные требования по ламинату. При этом заказчик не указал ни объемы лотереи, ни порядок ее проведения, ни количество участников. Далее в техзадании говорилось о том, что в качестве приза предоставляется «плед шерстяной» и более никакой информации о размере, цвете, фактуре этого пледа. Единственным условием было, чтобы остаток животного жира в нем не превышал 6%.

В список субъектов контроля планируется добавить орган, который будет ответственен за содержание и обслуживание официального сайта госзакупок. Сейчас в случае выявления нарушений, связанных с официальным сайтом, например, на нем появились персональные данные участников закупки (по закону такая информация не должна разглашаться), убрать некорректную информацию с портала может только оператор — Федеральное казначейство. Оно и не против сделать это, но у него нет для этого оснований: документа, который бы признавал информацию некорректной и предписывал бы удалить ее. ФАС сегодня не может вынести такое предписание казначейству, поскольку не имеет таких полномочий. Проблема носит чисто формальный характер, и ее решение находится только в согласовании действий органов федеральной власти. По словам представителя ФАС, соответствующие поправки в законодательство о контрактной системе подготовлены и, возможно, в скором времени будут приняты.

Выбираем акты

По словам Демидовой, при объявлении тендеров на проведение строительных работ возникает много вопросов, связанных с допуском СРО: какой должен быть допуск, какая сумма в нем указывается и т. д. Чтобы облегчить жизнь заказчику, ФАС совместно с Мин­экономразвития России в декабре планирует выпустить разъяснения по процедуре закупки строительных работ и применению допуска СРО. В этом документе будет дан подробный алгоритм действий при проведении тендеров на строительные работы. Заказчикам стоит надеяться, что разъяснения ответят на все их вопросы.

Много вопросов у заказчиков возникает в связи с необходимость­ю проведения экспертизы в ходе приемки работы, выполненной по контракту. Экспертиза может быть как внешней, так и внутренней, а по ее результатам должен быть составлен акт. Заказчики часто спрашивают: зачем составлять отдельный акт экспертизы, подтверждающий качество выполненных работ, если он подписал акт приемки выполненных работ. По словам Демидовой, несмотря на то что эти документы подтверждают одно и то же — качество выполненных работ, — действующие нормы Закона № 44‑ФЗ требуют наличие и акта экспертизы, и акта о выполненных работах. В настоящий момент рассматривается вопрос о внесении изменения в норму Закона № 44‑ФЗ, которая устанавливает, что при проведении внутренней экспертизы будет составляться только один документ: акт приемки выполненных работ.

Д. А. КОМИН

Поделиться