25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1811 Материалы по теме
Регионы обсудили укрепление доходной базы

В конце ноября в Ульяновске состоялось расширенное заседание секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» НП «Сообщество финансистов России». На мероприятии обсуждались основные направления бюджетной политики на следующий год, предложения по обеспечению стабильности бюджетов регионов и по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства.

Регионы смогли обменяться опытом в проведении бюджетной политики, а представители федеральной власти — донести до субъектов РФ свою позицию и рассказать о последних тенденциях. Региональные финансисты также утвердили длинный список предложений для федеральных властей.

Заместитель министра финансов России А. М. Лавров напомнил министрам финансов субъектов РФ, что необходимо приспосабливаться к новой экономической реальности. Падение ВВП по сравнению с запланированными полтора-два года назад показателями составило 5%, и бюджеты необходимо адаптировать к новым условиям. При этом регионы должны не только соответствовать политике федеральных властей, но и в чем-то опережать ее.

Федеральный бюджет поддержит субъекты

Заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председатель Совета НП «Сообщество финансистов России» Н. С. Максимова рассказала о последних изменениях, внесенных в федеральный бюджет 2015 года. Поправки были одобрены на заседании Государственной думы 18 ноября.

По ее словам, изменения главного финансового документа 2015 года стали возможны благодаря улучшению ряда экономических показателей, о чем на заседании Госдумы докладывали заместитель председателя кабинета министров И. И. Шувалов и министр финансов России А. Г. Силуанов.

В частности, не наблюдается такого большого оттока капитала за рубеж, который был в первом квартале текущего года, а по итогам третьего квартала был зафиксирован чистый приток. Кроме того, наблюдается снижение инфляционной составляющей. Это сделало возможным пересмотреть показатели федерального бюджета 2015 года, увеличив доходы на 711,6 миллиарда рублей. Основную часть этих средств направят на снижение объема заимствований, а 202 миллиарда будет распределено на финансирование расходов федерального бюджета.

Финансы направлены на решение трех основных задач. Во-первых, это пополнение Пенсионного фонда. Во-вторых, выполнение обязательств перед международными организациями (в частности, речь идет о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, в капитале которого участвует Россия). Третье направление — помощь регионам. На эти цели предусмотрено 45 миллиардов рублей. Из них 30 миллиардов — дотации на сбалансированность бюджетов тех субъектов РФ, у которых наблюдается снижение темпов роста налоговых поступлений, а в некоторых случаях — сокращение поступлений. В том числе речь идет о регионах, пострадавших от образования консолидированных групп налогоплательщиков.

Из 45 миллиардов рублей 10 миллиардов предусмотрено для частичной компенсации дополнительных расходов субъектов Федерации на страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования России. 5 миллиардов будет направлено на помощь тем регионам, которые находятся в наиболее тяжелой финансовой ситуации.

Помимо этого, в ходе правки бюджета появилась возможность распределить еще 7,6 миллиарда рублей, которые также пойдут на помощь регионам. Пять из них предназначены в виде грантов территориям, показавшим лучшие результаты в течение последних двух лет. Еще 2,6 миллиарда остались в качестве резерва. Они могут быть использованы для помощи субъектам РФ в случае каких-либо непредвиденных ситуаций.

По словам Максимовой, до конца года планируется распределение еще 18 миллиардов рублей. «Мы будем настаивать на том, чтобы они ушли не на замещение банковских и бюджетных кредитов, а на покрытие дефицитов региональных бюджетов. Очень у многих регионов средства по заработным платам заложены только на 11 месяцев. Поэтому во избежание роста задолженности по этой позиции мы хотим, чтобы эти деньги были направлены на замещение источников дефицита в ваших бюджетах», — сказал заместитель председателя комитета Госдумы.

Экономика знаний

Финансовая сфера существенно зависит от экономики. О реализации экономической политики в Ульяновской области рассказал губернатор региона С. И. Морозов. Он обратил внимание, что сейчас и регионы, и целые страны размышляют о точках роста.

Что касается Ульяновской области, в начале регион пошел по пути развития традиционных для региона отраслей экономики: сельского хозяйства и промышленности. Своего рода это путь «догоняющего развития», когда инвестиции вкладываются в покупку чужих технологий. Однако в последнее время в регионе больший упор делают на экономику знаний, технологического предпринимательства. В ее основе лежит кооперация бизнеса, компетенций и ресурсов.

«Благо до этого мы постепенно создали основу. Ее составляют наши кластеры (в том числе станкостроительный, автомобилестроительный), технопарки, экономические промышленные зоны и наноцентры. Мы считаем, что за этим будущее, тем более что мы не изобретаем велосипед. Уже накоплен мировой и российский опыт по территориям опережающего развития», — заявил Морозов.

Он отметил, что в настоящее время в регионе действуют почти 13 территорий опережающего развития. Экономическая политика приносит свои плоды: в 2004 году Ульяновская область имела задолженность в 11 миллиардов рублей при бюджете региона в 9 миллиардов. Сейчас регион по многим показателям входит в число успешных.

По словам Максимовой, десять лет назад об Ульяновской области говорили исключительно как о депрессивной территории и даже на федеральном уровне не знали, как помочь. Сейчас это развивающийся регион, у которого есть чему поучиться.

В свою очередь, о положительном опыте Ульяновской области по увеличению доходной части бюджета рассказала министр финансов региона Е. В. Буцкая. Собираемости налогов способствует работа межведомственной комиссии по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона. Также важную роль играет служба налоговой помощи (подробно об этом «Бюджет» писал в июле текущего года).

Обязательства, не подкрепленные компенсациями

По словам Морозова, есть и проблемы. Так, увеличиваются расходы на обслуживание государственного долга. Более половины долга региона — это кредиты, которые субъект был вынужден взять, чтобы справиться с растущей социальной нагрузкой. В 2015 году условия предоставления коммерческих кредитов резко изменились, в результате чего обязательства региона увеличились более чем на 2 миллиарда рублей.

Вторая трудность — несбалансированность консолидированного бюджета. Расходные обязательства растут быстрее, чем собственные доходы и помощь из федерального бюджета. В том числе речь идет о налоговых вычетах, о налоговых льготах, из-за которых в прошлом году субъект не получил около полумиллиарда рублей.

Морозов обратил внимание, что в федеральное законодательство постоянно вносятся изменения, которые увеличивают обязательства регионов, не подкрепленные компенсациями. Это ограничивает право субъектов РФ самостоятельно распоряжаться собственными средствами в рамках обеспечения своих расходных обязательств.

«Так не должно быть. Например, мы наполняем дорожный фонд, но если его средства необходимо перенаправить на другие статьи, то мы не можем: это запрещает Бюджетный кодекс. Это несправедливо», — сказал губернатор Ульяновской области.

Заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов региона, председатель секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» В. Н. Артамонова рассказала о предложениях по совершенствованию законодательства в целях повышения устойчивости региональных бюджетов.

Часть предложений касается падения доходов регионов из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). В частности, в числе мер — компенсация регионам выпадающих доходов по КГН в виде дотации на сбалансированность и введение минимального налога для таких налогоплательщиков в размере 1% от общей суммы доходов.

Для предотвращения фиктивной миграции организаций-должников предлагается установить запрет на регистрацию организаций при «переезде» в другой регион в случае наличия у них задолженности на период налоговой проверки. Также доклад содержит предложения по повышению собираемости акцизов и налога на недвижимость в связи с переводом последнего на расчет по кадастровой стоимости.

Опытом в эффективной бюджетной политике и своими предложениями поделились главы финансовых ведомств Новгородской, Оренбургской, Тверской, Рязанской областей, Чувашской Республики и Пермского края.

От регионов Федерации

По итогам заседания секции был одобрен ряд предложений финансистов субъектов РФ. Данные предложения касаются проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», новой редакции Бюджетного кодекса, изменений в Налоговый кодекс и других федеральных нормативных актов.

Перечислим некоторые из них. Предлагается увеличить не менее чем в два раза расходы на субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам, предусмотреть субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, школьного и общего образования для детей».

В числе мер — предоставить субъектам РФ, муниципальным районам и городским округам с внутригородским делением полномочия по передаче в местные бюджеты всех видов неналоговых доходов по дополнительным единым нормативам отчислений.

Пожалуй, одно из наиболее значимых предложений от регионов — исключить случаи передачи на региональный уровень полномочий Российской Федерации без финансового обеспечения в полном объеме.

Значительное число мер касается долговой нагрузки. Так, финансисты считают необходимым для ее оптимизации предусмотреть предоставление в полном объеме в 2016 году субъектам Федерации бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований и рефинансирование бюджетных кредитов, которые необходимо было погасить в следующем году.

Также предлагается пролонгировать сроки выданных ранее бюджетных кредитов, которые планировалось возвратить после 1 января 2016 года. Еще одна мера — внесение изменений в систему предоставления субсидий: в методике распределения трансфертов, как считают финансисты, нужно учитывать не только уровень бюджетной обеспеченности и дотационности, но и объем долговой нагрузки.

Также в числе мер — учитывать в 2016 году при расчете единой субвенции стоимость затрат субъектов РФ на осуществление полномочий, переданных на их уровень Федерацией. В методике по распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности необходимо учитывать льготы, которые предоставляют субъекты РФ вновь созданным промышленным предприятиям.

Участники мероприятия выступили против связи между распределением трансфертов на развитие дорожного хозяйства и решением проблем с пригородным сообщением в тех или иных регионах.

Финансисты регионов рассчитывают, что обмен мнениями принесет свои плоды и поможет удержать стабильность региональных и федерального бюджетов в 2016 году.

К. В. ОВЧАРУК

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно