В настоящее время роль юридической службы органа Федерального казначейства становится одной из ключевых в принятии управленческих решений, а также в повышении эффективности и результативности деятельности ведомства. Сегодня юрист должен знать весь функционал казначейства не хуже, чем сотрудники профильных подразделений казначейства, несмотря на то что юридическая служба в ОФК взаимодействует только с функциональными отделами, а не с клиентами ОФК.
Лариса Анатольевна НИКИТИНА, начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Свердловской области
Татьяна Юрьевна ГОЛОВАТЮК, заместитель начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Свердловской области
Направления деятельности
Работа юридической службы имеет два основных направления. Первое — правовое обеспечение деятельности ОФК как юридического лица, имеющего обособленное имущество и отвечающего им по своим обязательствам, от своего имени приобретающего и осуществляющего гражданские права и несущего гражданские обязанности. Второе — правовое обеспечение исполнения государственной функции ОФК его функциональными отделами. Оно заключается в гарантировании надежного надлежащего применения установленных норм права функциональными отделами путем контроля в виде проведения правовой экспертизы документов и дачи заключений по вопросам правового характера.
При этом правовое обеспечение деятельности юридического лица, потребности у которого в разное время внезапны и неповторимы, а достижение уникального результата не связано строгими временными промежутками, отличается от правового обеспечения исполнения государственной функции профильными отделами ОФК. Последнее выглядит как регулярный цикличный процесс с нормативно установленным алгоритмом (порядком проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел) и известным результатом (подготовкой заключения по итогам проведенной правовой экспертизы).
Смена роли
Раньше юрист организации использовался ею как лицо, решающее уже возникшую проблему или выполняющее разноплановую работу, не носящую исключительно правовой характер (например, заверение копий документов, посещение нотариуса, регистрация договоров и т. п.). В настоящем правовая работа в ОФК большей частью превентивная, что связано с включением юридической службы с нормативно установленным кругом обязанностей в цепочку отделов, непрерывно обеспечивающих безукоризненное исполнение полномочий ОФК.
Так как юридическая служба включена в процесс исполнения профильными отделами государственной функции ОФК и возложение на нее и ее сотрудников функций и задач, не относящихся к правовой работе, не допускается, то ни одно из направлений деятельности данной службы не может быть передано на аутсорсинг.
Юридическая служба участвует в обучении сотрудников функциональных отделов применению норм, которые они используют в работе. При соблюдении требований технологических и административных регламентов выполнения определенной функции ОФК не следует забывать, что источником для создания данных регламентов является именно нормативный акт, которым следует руководствоваться прежде всего.
Налицо вклад юридической службы в повышение престижа ОФК. Являясь юридическим фильтром и дополнительным контрольным звеном для функциональных отделов, а также консультирующим органом для клиентов и других лиц, взаимодействующих с ОФК, юридическая служба способствует конструктивной и качественной работе госоргана, устранению причин для обжалования действий государственного органа и тем самым повышает авторитет ОФК.
Вопрос о том, чьи интересы представляет юридическая служба, не случаен. С точки зрения трудового законодательства юрисконсульт как наемный работник представляет и защищает исключительно интересы работодателя. Работодателем для госслужащего является государство в лице органа государственной власти. Орган государственной власти выступает в двух ипостасях: как юридическое лицо и как организационно-властная структура, через которую согласно части 2 статьи 3 Конституции России осуществляет свою власть народ. Соответственно, осуществляя профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, юрист должен быть объективным, следовать интересам своего работодателя — государственного органа на основании принципов законности и приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты.
Необходимо знать функционал
Интересно соотношение квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам юриста на государственной гражданской службе, предъявляемых законом, и необходимых навыков, востребуемых на практике в ОФК. Помимо установленных законом требований о наличии навыков работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, — навыков правовой работы с опорой на собственные знания и компетентность сотруднику юридической службы ОФК для качественной практической деятельности приходится приобретать определенные знания в сфере экономики, бухгалтерии, финансов. Это необходимо для грамотного анализа спорной ситуации, принятия участия в выработке стратегических решений, дачи заключения по вопросам, носящим правовой характер: какая норма права подлежит применению, способ применения этой нормы, толкование этой нормы.
Юрист должен знать функционал не хуже, чем сотрудники профильных отделов. Помогая функциональным отделам обеспечивать исполнение полномочий госоргана, юрист должен уметь предложить решение с учетом знания общих норм права, судебной практики, иметь практические навыки ведения договорной и аналитической работы, оценки наступления правовых рисков. А также ему необходимы такие личные качества: быть внимательным, ответственным, исполнительным, понятным и понятым.
Оценка рисков выражается в определении вероятности наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых ОФК, и проводится с учетом требований законодательства, судебной практики при совместном обсуждении с профильными отделами ситуации, необходимой к разрешению.
У молодых сотрудников зачастую возникают проблемы эффективности правовой деятельности. Причина в том, что вузы, как правило, выпускают специалистов, обладающих актуальными теоретическими знаниями, однако не умеющих их применять на практике. В связи с этим опытные сотрудники ОФК значительное время уделяют обучению практическому применению нормативных актов впервые поступивших на государственную службу молодых работников.
На основании опыта, знаний, качества деятельности каждого сотрудника формируется авторитет госоргана. Юрист должен быть эффективным, поскольку от неэффективности действий служащего страдает внешняя оценка государственного органа.
По плану
В целях развития у специалистов требуемых для работы навыков и получения ими необходимых знаний составляется индивидуальный план профессионального развития сотрудника. Этот план включает информацию о потребностях в дополнительном профессиональном образовании и направлениях самообразования.
Как у любого предприятия, нацеленного на получение планируемого положительного эффекта, у ОФК имеется детальный план, содержащий стратегические цели, задачи для их осуществления и необходимые мероприятия для выполнения задач, с закреплением ответственных должностных лиц и структурных подразделений для каждого запланированного мероприятия (стратегическая карта и план деятельности ОФК). Результат выполнения мероприятий выражается в показателях результативности. Юридические функции зависят в том числе от содержания стратегической карты. Поэтому юридическая служба ОФК оказывает правовую помощь, а также выполняет стратегическую функцию: работает на выполнение плана деятельности ОФК и достижение ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Оценка результативности работы юридической службы в ОФК производится согласно приказу Федерального казначейства от 30 декабря 2009 года № 310 «Об утверждении целевых показателей и методики расчета показателей результативности деятельности юридической службы Федерального казначейства». Она осуществляется по таким показателям, как:
- соответствие законодательству и нормативным правовым актам РФ завизированных приказов, писем, содержащих разъяснения по вопросам правового характера, входящим в компетенцию Федерального казначейства, извещений об осуществлении закупки товаров, работ, услуг, документации об осуществлении закупки товаров, работ, услуг, государственных контрактов (договоров, соглашений), заключенных ОФК;
- соблюдение требований законодательных и нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы исполнения поступающих в органы Федерального казначейства исполнительных документов и решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;
- соблюдение порядка ведения работы по представлению интересов Правительства РФ, Минфина России, ОФК в судах, составления, направления информации и отчетности по правовым вопросам, ведения делопроизводства;
- соблюдение служебного распорядка и ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению;
- отсутствие неучтенных нарушений в предшествующих отчетах, но выявленных в текущем периоде.
Деятельность юридической службы и каждого сотрудника персонально может быть признана результативной, удовлетворительной или нерезультативной.
Показатели результативности для юриста ОФК соответствуют концепции SMART, являясь конкретными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Achievable), релевантными (Relevant), связанными с определенным периодом времени (Time-certain). Они отвечают следующим основным критериям: четко увязаны с целями и задачами ОФК, отражают степень вклада юриста ОФК в достижение целей и задач, охватывают все основные направления деятельности (должностные обязанности), в максимальной степени отражают непосредственное влияние юриста ОФК на динамику показателей результативности. Сотрудник юридической службы должен работать на выполнение показателей эффективности и плана деятельности ОФК и при этом ориентироваться на результат.