Версия для печати 1742 Материалы по теме
Возмещение НДС: выявляем зону риска

В последние годы Налоговая служба России проводит огромную работу по развитию риск-ориентированного контроля. В настоящее время выработана целая система, основанная на ИT-платформе, которая позволяет выявлять тонкие места и эффективно действовать именно там, где контроль в самом деле необходим.

Дмитрий Станиславович САТИН, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы

Концепция развития налогового контроля была сформирована несколько лет назад, и первым этапом ее реализации стало создание системы контроля за правомерностью возмещения налога на добавленную стоимость. НДС является одним из основных источников наполнения государственной казны — поступления по нему составляют порядка 40% от всех налоговых доходов федерального бюджета. Получение возмещения НДС — это законное право налогоплательщиков в том случае, если сумма предоставляемых в соответствии с НК РФ налоговых вычетов по НДС превышает сумму исчисленного к уплате налога. Но остается открытым вопрос, как отличить добросовестных заявителей на возмещение от недобросовестных. В налоговом законодательстве существуют нормы, которые дают налоговым органам права для определения налогоплательщика-заявителя, правомерность требований которого необходимо проверить. И до недавнего времени фактически каждый налоговый инспектор выступал своего рода экспертом в выборе организаций, которые подлежат контролю, так как охватить равными усилиями всех заявителей на возмещение НДС из-за большого их количества невозможно.

В квартал за возмещением НДС обращаются порядка 30 тысяч компаний. А ведь если организация получит испрашиваемое, то даже при выявлении в ходе последующего контроля мошеннических схем, используемых для получения этих средств, вернуть деньги в бюджет не всегда возможно. К примеру, в случае, если организация окажется банальной фирмой-однодневкой.

Параметры засекречены

Именно по этим причинам в 2012 году руководство ФНС приняло однозначное решение о необходимости применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля за возмещением НДС. Были проанализированы результаты налоговых проверок за последние три года, и составлен портрет недобросовестного налогоплательщика. Фактически по итогам анализа деятельности каждой организации был установлен перечень параметров рискоемкости, которые легли в основу информационной системы АКС НДС. Система сама распределяет всех налогоплательщиков, заявляющих возмещение налога на добавленную стоимость, по трем группам: высокого, среднего и низкого риска. Сейчас для определения благонадежности заявителя используются 55 критериев, характеристика которых является закрытой и не рассекречивается даже внутри ведомства. Дело в том, что, как только критерии станут широко известны, все высокорисковые организации сумеют «перекраситься», внешне подстроив свои действия под необходимые параметры.

Снижение внимания со стороны налоговых органов, выражающееся в применении постконтроля, возможно только в отношении группы низкого риска — в нее вошли устойчивые компании, которые давно ведут свою деятельность, имеют хорошую налоговую историю и уплачивают значительные суммы налогов в бюджет России. В первую же очередь надзору подлежат те компании, о которых налоговые органы ничего не знают.

Схема не пройдет

Результат проведенной работы не заставил себя ждать. После первого года применения АКС НДС количество заявлений о возмещении НДС от компаний высокого риска сократилось в два раза. Именно по параметру, отражающему количество заявлений на возмещение, было решено определять результативность работы системы. Оценивать результативность по числу отказов мы посчитали нецелесообразным — возрастающее их количество будет говорить не только о полезности системы, но в первую очередь об увеличении количества мошенников. Если из квартиры каждый день выносят все больше и больше мусора, это не свидетельствует о большой домовитости ее хозяйки. Работа АСК НДС была нацелена на то, чтобы применение мошеннических схем стало невозможным. И когда мы видим, что мошенники стали обращаться реже, произошло снижение заявляемых сумм, значит, система выполняет свое предназначение.

Сейчас налоговый инспектор фактически выполняет механическую функцию, использует отработанный алгоритм и проверяет правомерность заявленных сумм возмещений, поступивших от тех организаций, которые объективно подлежат контролю. Необходимо отметить, что еще одним положительным моментом применения риск-ориентированного подхода стало снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, которым мы доверяем и которых подвергаем контролю в упрощенном порядке.

Обязательное электронное декларирование

Немаловажным шагом на пути совершенствования контроля за возмещением НДС стало внесение определенных изменений в Налоговый кодекс. С 2014 года было введено обязательное электронное декларирование НДС. Прежде процент электронного декларирования в целом по стране составлял около 90%, но тем не менее этого было недостаточно для того, чтобы реализовать систему сплошного автоматического контроля без фактического участия компаний в этом процессе. С 2015 года заработала норма законодательства, которая позволила налоговым органам сформировать так называемую big data, то есть огромный массив данных, который сейчас хранится в Федеральном центре обработки данных службы. Фактически — это сведения о всех операциях, влияющих на исчисление и (или) возмещение налога на добавленную стоимость, которые совершает каждая компания. Раньше такими сведениями налоговые органы не располагали — до 2015 года мы использовали стандартную агрегированную отчетность, которую, конечно, можно было анализировать путем сверки различных показателей, но эффективность такой работы значительно ниже той, которая появляется у нас сегодня. По сути, владение информацией и возможность управления ею дают безграничные возможности ФНС России для контроля возмещений НДС.

Бизнес не пострадал

Внедрение новых информационных технологий, введение обязательного электронного декларирования НДС не сопровождались увеличением какой-либо нагрузки на бизнес. Книги покупок и продаж, которые в обязательном порядке прилагаются к декларации, в соответствии с постановлением Правительства РФ компании ведут с 2000 года. И количество организаций, которые делали это вручную, очень невелико. Как правило, это небольшие фирмы, и налоговая служба давала им возможность выбора: либо сдавать декларацию в электронной форме, либо перейти на специальный режим налогообложения и получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

На сегодняшний день в электронной форме отчитываются порядка 1,4 миллиона налогоплательщиков России. И работа системы основывается на зеркальном отражении операций продавца и покупателя. Мы видим покупку и имеем возможность перейти на операцию продавца. И исходим из принципа — если кто-то применяет вычеты или требует возмещений из федерального бюджета, значит, кто-то должен был прежде заплатить эту сумму в бюджет.

Но мало располагать данными, необходимо эффективно ими управлять. Для эффективного управления мы должны быть уверены в том, что имеющаяся у нас информация достоверна. Именно в этих целях система наделена определенным интеллектом, который позволяет ей не только выявлять расхождения в данных продавца и покупателя, но и определять, является ли ошибка технической, или это сделано умышленно, чтобы исказить отчетность в целях уклонения от уплаты налога. С начала 2015 года на каждого налогоплательщика формируется налоговая история. Единожды совершив сделку, компания обязательно попадет в систему, то есть сейчас невозможно совершить покупку или продажу и «потерять по ней документы», так как обеспечено вечное хранение информации. Дальнейшим развитием системы контроля станет расширение электронного взаимодействия налоговой службы с каждым плательщиком, а также сокращение сроков проведения контрольных мероприятий.

Поделиться