Версия для печати 3799 Материалы по теме
Контроль за использованием средств, формирующих фонды капремонта

В статье представлен анализ результатов контрольных мероприятий по проверке использования региональными операторами ЖКХ средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта. Информация для анализа представлена территориальными управлениями, проводившими контрольные мероприятия в регионах ПФО.

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

В соответствии с планом работы Росфиннадзора территориальными управлениями службы проведены проверки соблюдения законодательства РФ при использовании средств, полученных в 2014 году в качестве государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта. По состоянию на октябрь 2015 года проверки завершены территориальными управлениями Росфиннадзора в пяти субъектах Приволжского федерального округа: Республике Мордовия, Пермском крае, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской областях.

Привлечение средств на капитальный ремонт

За 2014 год на счета региональных операторов субъектов Приволжского федерального округа всего поступило 6,8 миллиарда рублей. Как видно из таблицы 1, самый большой объем денежных средств был аккумулирован на счетах регионального оператора Республики Татарстан — 4,1 миллиарда рублей, что составляет 61,5% от общего объема по ПФО. Это объясняется тем, что в 2010 году при поддержке федерального Фонда реформирования ЖКХ в республике был запущен пилотный проект по осуществлени­ю капитального ремонта с помощью созданного на базе ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» Рес­публиканского фонда финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Таблица 1. Источники поступления денежных средств региональных операторов в 2014 г., тыс. руб.

№ п/п

Наименование субъекта

Всего

Поступило средств на капитальный ремонт МКД всего, в том числе

Фонд реформирования ЖКХ

% к общей сумме

Субъект Российской Федерации

% к общей сумме

Муниципальные образования

% к общей сумме

Собственники жилья

% к общей сумме

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Республика Башкортостан

899 077,3

196 205,6

21,8

98 623,8

11,0

212 116,3

23,6

392 131,6

43,6

2

Республика Марий Эл

72 811,0

32 873,9

45,1

6548,6

9,0

6552,3

9,0

26 836,2

36,9

3

Республика Мордовия

105 327,6

47 094,3

44,7

38 828,5

36,9

0,0

0,0

19 404,8

18,4

4

Республика Татарстан

4 120 055,3

194 038,6

4,8

1 373 131,0

33,3

1 071 945,0

26,0

1 480 940,7

35,9

5

Удмуртская Республика

27 285,0

14 010,2

51,3

12 637,8

46,3

637,0

2,4

0,0

0,0

6

Чувашская Республика

173 369,3

66 837,9

38,5

45 000,0

26,0

56 545,9

32,6

4985,5

2,9

7

Пермский край

288,6

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

288,6

100,0

8

Кировская область

84 745,2

47 393,1

55,9

0,0

0,0

37 352,1

44,1

0,0

0,0

9

Нижегородская область

268 432,5

143 249,9

53,4

110 967,3

41,3

14 215,3

5,3

0,0

0,0

10

Оренбургская область

97 344,1

43 985,2

45,2

0,0

0,0

53 013,7

54,5

345,3

0,3

11

Пензенская область

10 550,9

4867,4

46,1

0,0

0,0

3857,1

36,6

1826,5

17,3

12

Самарская область

788 754,1

131 032,3

16,6

270 406,8

34,3

0,0

0,0

387 315,0

49,1

13

Саратовская область

2345,8

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2345,8

100,0

14

Ульяновская область

105 076,6

60 390,3

57,5

10 000,0

9,5

11 696,0

11,1

22 990,3

21,9

ИТОГО

6 755 463,3

981 978,7

14,5

1 966 143,7

29,0

1 467 930,7

21,7

2 339 410,2

34,6

За период действия пилотного проекта, главной задачей которого было создание нового механизма финансирования капитального ремонта, на счет республиканского фонда поступило 8,5 миллиарда рублей средств собственников, которые направлены на оплату выполненных работ по капитальном­у ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Всего за период 2008–2013 годов объем финансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов составил более 34,2 миллиарда рублей, отремонтировано почти 11 тысяч домов площадью более 51,4 миллиона квадратных метров, улучшены условия проживания 2,1 миллиона граждан. Программы пилотного проекта 2010–2013 годов были выполнены в полном объеме, в связи с чем у населения Татарстана сформировалось устойчивое доверие к исполнителям программных мероприятий.

С момента образования НО «Фонд ЖКХ Республики Татарстан», то есть за семь месяцев 2014 года и за первое полугодие 2015 года, всего по статье «Капитальный ремонт» собственникам помещени­й было начислено 2,5 миллиард­а рублей. Сумма сбора составила 2,4 миллиарда, или 96%. По программе 2014 года отремонтировано 816 многоквартирных жилых домов общей площадью 5 миллионов квадратных метров.

Использование средств

В течение 2014 года региональными операторами Приволжского федерального округа использовано средств на общую сумму 6,2 миллиарда рублей (таблица 2). В шести субъектах ПФО — Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Пермском крае, Кировско­й, Нижегородской и Саратовской областях — средства фондов со счетов региональных операторов в 2014 году не использовались. В Республике Башкортостан и Пензенской области средства использованы на 100%. Более чем на 50% средства освоены в четырех субъектах: Республике Татарстан — 96,7% (с учетом остатка на 1 января 2014 года), Республике Марий Эл — 84,4%, Ульяновской области — 60,6%, Республике Мордовия — 52,5%.

Таблица 2. Объем средств, использованных региональными операторами ЖКХ, тыс. руб.

№ п/п

Наименование субъекта

Остатки средств на 1 января 2014 г.

Поступило средств в 2014 г., всего

Использовано средств в 2014 г., всего

% использования

Остатки средств на 1 января 2015 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Республика Башкортостан

0,0

899 077,3

899 077,3

100,0

0,0

2

Республика Марий Эл

0,0

72 811,0

61 451,1

84,4

11 359,9

3

Республика Мордовия

0,0

105 327,6

55 286,3

52,6

50 041,3

4

Республика Татарстан

758 915,0

4 120 055,3

4 719 942,8

96,7

159 027,5

5

Удмуртская Республика

0,0

27 285,0

0,0

0,0

27 285,0

6

Чувашская Республика

0,0

173 369,3

0,0

0,0

173 369,3

7

Пермский край

0,0

288,6

0,0

0,0

288,6

8

Кировская область

0,0

84 745,2

0,0

0,0

84 745,2

9

Нижегородская область

0,0

268 432,5

0,0

0,0

268 432,5

10

Оренбургская область

0,0

97 344,1

11 651,6

12,0

85 692,5

11

Пензенская область

0,0

10 550,9

10 550,9

100,0

0,0

12

Самарская область

0,0

788 754,1

349 682,4

44,3

439 071,8

13

Саратовская область

0,0

2345,8

0,0

0,0

2345,8

14

Ульяновская область

0,0

105 076,6

63 649,5

60,6

41 427,1

ИТОГО

758 915,0

6 755 463,3

6 171 291,9

82,1

1 343 086,4

Территориальными управлениями Росфиннадзора в субъектах Приволжского федерального округа (по предоставленной ими на 9 октября 2015 года информации) проверено использование средств, полученных в 2014 году в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта в сумме два миллиарда рублей. В основном средства были использованы в 2014 году, в 2015 году освоено 37 миллионов рублей.

Некоторые итоги проверок

Территориальное управление Росфиннадзора в Республике Мордовия.

Проверены средства, использованные некоммерческой организацией «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в 2014 году, в сумме 55,3 миллиона рублей. Нарушения не установлены. Средства фонда, полученные в 2014 году и использованные в 2015 году, не проверялись.

Территориальное управление Росфиннадзора в Пермском крае.

Проверены средства, поступившие на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2014 году и использованные некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в 2015 году в сумме 178,3 тысячи рублей. Нарушения не установлены. В 2014 году средства фонда региональным оператором не использовались.

Территориальное управление Росфиннадзора в Нижегородской области.

В 2014 году средства фонда региональным оператором не использовались. Расходование средств фонда, полученных в 2014 году и использованных в 2015 году, не проверялось.

Территориальное управление Росфиннадзора в Оренбургской области.

В нарушение пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» № 185‑ФЗ, пункта 4.1 Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета региональному оператору от 29 декабря 2014 года некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в отчете о расходовании средств фонда, бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на реализацию программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 1 сентября 2015 года завысила сумму остатка средств на конец отчетного периода на 11,7 миллиона рублей. В Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области направлено представление с требованием рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства РФ и принять меры по их устранению, а также устранению причин и условий их совершения.

Справка

Контроль за использованием региональным оператором ЖКХ средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы осуществляют в соответствии с:

  • пунктом 2 статьи 186 Жилищного кодекса;
  • пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса;
  • постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 года № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»;
  • пунктом 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092.

Объектами контрольных мероприятий являются специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Территориальное управление Росфиннадзора в Кировской области.

В нарушение части 3 статьи 179, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса за счет средств фонда капитального ремонта (процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счетах НКО «Фонд капитального ремонта») неправомерно оплачены административно-хозяйственные расходы фонда за оказанные услуги АО «РИЦ Кировской области» в сумме 1,5 миллиона рублей. Оплату этих услуг следовало осуществить за счет средств областного бюджета, направляемых на содержание фонда.

В нарушение пункта 4 раздела 2 статьи 182 Жилищного кодекса НКО «Фонд капитального ремонта» не в полной мере исполняет обязанности по контролю качества и сроков оказания услуг подрядными организациями по разработке проектно-сметной документации. Это влечет за собой опасность неисполнения краткосрочного плана работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в установленный период.

Территориальное управление Росфиннадзора в Пензенской области.

Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области были приняты к учету и оплачены фактически невыполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту в городе Пензе на общую сумму 124,5 тысячи рублей.

Ответственность возрастает

С 2014 года Росфиннадзор исполняет полномочия по контролю использования не только средств государственной поддержки капитального ремонта, но и средств, за счет которых собственники формируют фонды капитального ремонта своих домов. Учитывая большую социальную значимость этой функции, сотрудники службы в ходе контрольных мероприятий не только проверяют расходование средств, но и анализируют источники их поступления и систему формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов. В современных условиях проверка данных вопросов приобретает все большую актуальность, и соответствующие контрольные мероприятия будут проводиться регулярно и в последующие годы.


Поделиться