Темой восьмого заседания рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, прошедшего в конце октября в Самаре, стало обсуждение проекта практических рекомендаций министерства по реализации результатов проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере.
«Рекомендации по реализации итогов контрольных мероприятий — документ с практической точки зрения важнейший, — отметил, открывая заседание, заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России С. С. Бычков. — Необходимость в нем назрела давно. И к началу следующего года мы будем готовы предоставить реальный качественный инструмент, разработанный с учетом последних изменений законодательства и тех поправок, которые сейчас находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ».
В частности, основные поправки в действующую редакцию Бюджетного кодекса уточняют полномочия администратора доходов бюджетов и установления методики прогнозирования доходов в соответствии с требованиями Правительства РФ, определяют закрытый перечень случаев принятия решений о признании безнадежными к взысканию начисленных сумм платежей в бюджет.
Нет денег — нет ответственности
Кроме того, законодательные новации предполагают усиление госфинконтроля за результативностью использования межбюджетных трансфертов. К примеру, в соответствии с действующей статьей 266.1 БК РФ финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) являются объектами контроля в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов из вышестоящего бюджета. Обсуждаемая редакция этой статьи предполагает и контроль достижения получателями межбюджетных трансфертов показателей результативности использования указанных средств, соответствующих предусмотренным государственными (муниципальными) программами целевым показателям и индикаторам.
К настоящему времени сформирован целый ряд поправок, связанных с уточнениями оснований для применения бюджетных мер принуждения. Такие меры, как бесспорное взыскание, приостановление операций в связи с сокращением трансфертов, применяются, если межбюджетные средства используются неправомерно.
В последнее время у контролеров возникают проблемы с реализацией итогов контрольных мероприятий при выявлении нарушений условий предоставления субсидий в рамках софинансирования. Вопрос в том: при любых ли нарушениях условий предоставления субсидий нужно направлять уведомление о принятии бюджетных мер принуждения? Очень часто к такому нарушению приводят проволочки выделения ГРБС субсидий регионам. К примеру, деньги из федерального бюджета уходят только в ноябре, и в такие сжатые сроки субъект РФ воспользоваться ими уже не успевает, в итоге средства в конце года возвращаются, откуда пришли. Получатель же по условиям предоставления субсидии к этому моменту должен был что-то сделать, построить, но не сделал и не построил по причине физического отсутствия денег. Тем не менее правила нарушены, и в соответствии с Бюджетным кодексом контролер должен направить в финансовый орган уведомление о применении бюджетной меры принуждения, выражающейся в бесспорном взыскании средств трансферта, хотя реально взыскивать уже нечего. Такая ситуация требует разрешения. «И предполагаемые поправки, — сказал Бычков, — уточняют, что уведомления о бюджетных мерах принуждения применяются не просто в случае любого нарушения использования бюджетных трансфертов. Должен рассматриваться вопрос о том, а реально ли было использовать средства, выделенные с нарушением условий. То есть если использования средств субсидии не было, то уведомление о бюджетной мере принуждения писать не нужно».
Поправки в действующую редакцию Бюджетного кодекса
Статья 306.2 Бюджетного кодекса. Бюджетные меры принуждения
...
2. К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие виды бюджетных мер принуждения:
бесспорное взыскание средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
...
5. Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим кодексом бюджетных мер принуждения и обоснованные суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
6. Уведомление о применении бюджетных мер принуждения, не содержащее основания для применения бюджетных мер принуждения или подготовленное и направленное в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, возвращается органу государственного (муниципального) финансового контроля без исполнения не позднее пяти рабочих дней с даты его поступления в финансовый орган с указанием допущенных нарушений. Орган государственного (муниципального) финансового контроля не позднее 30 календарных дней с даты получения возвращенного финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения устраняет указанные нарушения и направляет его повторно в финансовый орган.
Представления и предписания. Близнецы-братья?
В поправках к действующей редакции Бюджетного кодекса вводится более четкое разграничение представлений и предписаний. К примеру, Счетная палата РФ при выявлении любого нарушения сначала выносит представление, а в случае его невыполнения — предписание. Но Минфин России решил пойти по другому пути, разграничив эти документы по сути, определив в поправках, что органы внутреннего государственного (муниципального) финконтроля выносят:
- представления о рассмотрении требований по устранению причин и условий бюджетных правонарушений, а также по возврату средств;
- предписания об устранении нарушений, возмещении ущерба, причиненного неправомерными финансовыми и хозяйственными операциями.
На предыдущем заседании рабочей группы шел спор о том, целесообразно ли в арсенале контролера иметь два документа — и представление, и предписание, и было предложено один из них убрать. Но, как сказал Бычков, есть случаи, когда необходимо именно представление, так как оно является документом, по результатам исполнения которого будет приниматься решение о предписании.
Сфера закупок
Прошел первое чтение законопроект, который вносит изменения в КоАП РФ, касающиеся мер ответственности за нарушения в сфере закупок. Сейчас Министерство финансов РФ добавляет в законопроект свои поправки, которые не были учтены в первом чтении. Например, объединены в один состав нарушения, связанные с включением в план закупок, план-график объектов, не соответствующих целям осуществления закупок или нормативным затратам, либо включением в план-график начальной (максимальной) цены контракта, в отношении которой нет обоснования или оно не отвечает установленным требованиям.
У контролеров возникает проблема с квалификацией нарушений заказчика, когда последний подписывает акт выполненных работ (поставленных услуг), цена которых соответствует условиям контракта, при этом услуга поставлена не в том объеме или иного качества, чем это планировалось при заключении контракта. Сейчас, чтобы избежать упреков в том, что финнадзор вторгается в область гражданско-правовых отношений, поправки в законопроект подводят такие действия не под нарушения условий контракта, а под нарушения законодательства, в частности статьи 8 Закона № 44‑ФЗ. То есть определение правонарушения будет звучать так: «Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в нарушение части 8 статьи 94 Закона № 44‑ФЗ, если это привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы». И его совершение будет приводить к административной ответственности в виде наложения на должностное лицо штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей.
Предложения и замечания
С учетом уже планируемых законодательных изменений и были подготовлены практические рекомендации по реализации органами внутреннего государственного (муниципального) контроля результатов проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. Под реализацией результатов понимается:
- обобщение и анализ выявленных фактов противоправных действий (бездействия) должностных лиц объектов контроля;
- отнесение указанных действий (бездействия) к видам бюджетных правонарушений и определение сумм нарушений (далее — квалификация нарушений);
- подготовка и направление представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждений, материалов, подлежащих передаче в правоохранительные органы и прокуратуру, составление протоколов об административных правонарушениях (далее — подготовка и направление решений органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Этот новый инструмент должен помочь контролерам определить:
- к какой группе относится нарушение;
- как рассчитать сумму нарушения, если оно имеет денежное выражение;
- какое решение должен принять финнадзор в результате выявленного нарушения (представление, предписание, уведомление, привлечение к административной ответственности).
В течение двух дней участники заседания в рамках четырех малых групп формировали свои предложения по структуре практических рекомендаций, составу перечня противоправных действий (бездействия) и составу видов нарушений, проводили подробный анализ квалификации нарушений, допускаемых при управлении (использовании) межбюджетных трансфертов.
В результате все члены рабочей группы сошлись во мнении о необходимости единого классификатора нарушений в финансово-бюджетной сфере и указали на то, что его текстовая форма, предложенная проектом, неудобна в применении. Поэтому требуется сделать классификатор в табличном варианте с рекомендациями по классификации нарушений (таблица). Кроме того, контролеры попросили определить статус документа и более четко обозначить, что предмет его регулирования относится к финансово-бюджетной сфере.
Таблица. Предлагаемая структура классификатора нарушений
№ п/п |
Нарушение |
Нарушенные НПА |
Показатели |
Ответственность |
Примечание |
Раздел 1. Нарушения в финансово-бюджетной сфере |
|||||
1.1. |
... |
тыс. рублей/ ед. |
|||
1.2. |
... |
||||
... |
|||||
Раздел 2. Финансовые нарушения в сфере закупок (часть 8 статьи 99 Закона № |
|||||
2.1. |
|||||
... |
В соответствии с решением восьмого заседания рабочей группы по совершенствованию государственного муниципального контроля все предложения по уточнению структуры практических рекомендаций были приняты к сведению Минфином России.
И. И. СМИРНОВА