Образование№ 12 Декабрь 2015 — 02 декабря 2015

Бесценный капитал РГЭУ (РИНХ): интеллектуальный, творческий, нравственный

Версия для печати 3330 Материалы по теме
Бесценный капитал РГЭУ (РИНХ): интеллектуальный, творческий, нравственный

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) занимает устойчивую позицию на рынке образовательных услуг. О том, чем живет один из старейших вузов Юга России, мы побеседовали с Адамом Умаровичем АЛЬБЕКОВЫМ, ректором РГЭУ (РИНХ).

— Адам Умарович, что сегодня собой представляет Ростовский государственный экономический университет?

— Наш университет сегодня не только один из ведущих экономических вузов страны, но и крупный многопрофильный образовательный, научный и учебно-методический центр Юга России, использующий новейшие методики и технологии обучения. В состав РГЭУ (РИНХ) входит семь факультетов: менеджмента и предпринимательства, торгового дела, компьютерных технологий и информационной безопасности, учетно-экономический, экономики и финансов, юридический, лингвистики и журналистики. В нашем университете и его филиалах обучаются более 20 тысяч студентов и более 500 аспирантов. Мы готовим специалистов по 27 специальностям высшего профессионального образования, 20 направлениям бакалавриата и 14 магистерским. Кроме российских, в РГЭУ (РИНХ) обучаются 706 иностранных студентов по десяти укрупненным группам направлений подготовки из 24 стран мира. Также в университете организована бизнес-школа, в которой мы осуществляем переподготовку и повышение квалификации кадров в рамках дополнительного профессионального образования по 40 программам, из них пять программ профессиональной переподготовки.

Не могу не сказать и о высоком профессиональном уровне профессорско-преподавательского состава университета. У нас трудятся 133 профессора и доктора наук, а также более 330 кандидатов наук и доцентов. Кроме того, в вузе функционируют три совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Мы издаем три журнала, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, действуют 27 научных школ, 16 научных направлений.

631.png

История создания

Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 февраля 1931 года из Ростовского государственного университета (бывшего Русского Варшавского Имперского университета) был выделен в самостоятельное учебное заведение Ростовский-на-Дону финансово-экономический институт. В 1964 году приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР институт переименован в Ростовский-на-Дону институт народного хозяйства (РИНХ), а в 1994 году он был преобразован в Ростовскую государственную экономическую академию. С 2000 года вуз носит современное название — Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).

— Снижение численности студентов — это та действительность, с которой в ближайшей и среднесрочной перспективе столкнется оте­чественная высшая школа. В связи с этим борьба за своего студента становится для вузов одной из самых актуальных. Какие резервы будут задействованы в РГЭУ (РИНХ)?

— На наш взгляд, самое главное и эффективное средство в борь­­бе за своего студента — качественное образование. Поэтому вопрос повышения качества образования является одним из основных в университете. Сегодня наш вуз занимает устойчивую позицию на рынке образовательных услуг, осуществляя подготовку востребованных конкурентоспособных специалистов для различных отраслей экономики. РГЭУ (РИНХ) первым в Ростовской области и вторым в Южном федеральном округе внедрил и сертифицировал внутривузовскую, основанную на процессном подходе систему менеджмента качества. Хочу заметить, что она соответствует международным и национальным стандартам ISO серии 9000. В 2010 году СМК ресертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008). То, что качество образования в РГЭУ (РИНХ) соответствует современным требованиям, подтверждают и наши победы в конкурсах, организованных Министерством образования и науки РФ, Правительством РФ, областным правительством и др.

Качество обучения в РГЭУ (РИНХ) обеспечивается благодаря высокопрофессиональному профессорско-преподавательскому составу университета, внедрению новых форм и методов обучения, постоянному совершенствованию учебно-лабораторной базы вуза. Учебный процесс проходит в комплексных, специализированных аудиториях и многопрофильных лабораториях, оснащенных современным оборудованием. В вузе созданы действующая модель бухгалтерии, специализированные аудитории Сбербанка России, Сити-банка, УФНС России по Ростовской области, учебно-методические кабинеты рекламы и логистики и другие, где занятия проводят не только преподаватели университета, но и ведущие специалисты отраслей, для которых вуз готовит кадры.

Сохранить и усилить конкурентоспособность вуза поможет вывод РГЭУ (РИНХ) на международный уровень. Мы разработали стратегию и дорожную карту повышения уровня международного признания университета, ориентированные на создание современной адаптивной структуры управления развитием вуза на основе проектно-ориентированного подхода и направленные на реализацию цели вхождения РГЭУ (РИНХ) в 2018 году в международные рейтинги Times Higher Education World University Ranking и QS World University Ranking. Учитывая вышесказанное, мы уверенно смотрим в будущее. И залог успеха в наших новых делах и свершениях — накоп­ленный многими поколениями вуза бесценный капитал: интеллектуальный, творческий, нравственный.

— Сегодня много говорится о характерном для всей России дисбалансе между спросом и предложением на рынке труда. Учитывается ли этот факт при планировании развития университета?

— Действительно, в последнее время очень часто звучат заявления о том, что у нас в стране переизбыток экономистов и юристов. Однако каждая контролирующая федеральная или региональная, а также производственная или коммерческая структура, включая банковскую систему, в первую очередь испытывает острую нехватку как раз подготовленных, грамотных экономистов, менеджеров, юристов. Рынок труда сегодня заполонили, если не сказать «засорили», выпускники-экономисты непрофильных, негосударственных вузов, всевозможных филиалов и пр. Не секрет, что в прошлые годы получить лицензию и аккредитацию по этим специальностям было несложно. В связи с чем многие вузы посчитали, что они могут легко обучать специалистов по этим малозатратным направлениям, привлекая для этого наших же преподавателей.

В этих условиях РГЭУ (РИНХ) выступает как современный многопрофильный вуз, который должен быть для региона образовательным, исследовательским, инновационным центром по своим направлениям. Мы активно работаем над интеграцией образовательного, научно-исследовательского и инновационного потенциала университета с производственным и инвестиционным потенциалом предприятий реального сектора экономики. Создаем базовые кафедры на предприятиях региона, выполняем исследования и разработки в рамках стратегического партнерства с крупнейшими предприятиями региона, ассоциациями работодателей. За 84 года своего существования РГЭУ (РИНХ) выпустил свыше 100 тысяч специалистов. Мы гордимся своими выпускниками, среди них ученые и общественные деятели, министры и банкиры, спорт­смены и бизнесмены, руководители предприятий и органов исполнительной власти.

Приоритетом развития образования является модернизация высшей школы в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг через вовлечение их в управление образовательным процессом в рамках обеспечения индивидуальной траектории обучения. Наш опыт взаимодействия с бизнес-сообществом говорит о том, что в реальности противоречий между фундаментальным образованием и потребностями бизнеса нет, в том случае если специалистов обучают не знанию готовых ответов, а умению анализировать проблемы и находить оптимальные пути их решения, то есть компетентности.

— Как осуществляются взаимоотношения вуза и работодателей?

— Взаимодействие с работодателями начинается у нас уже в рамках профориентационной работы и продолжается в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карь­ерный рост. В университете внедрена практика участия работодателей в проведении круглых столов, посвященных вопросам практической подготовки студентов и трудо­устройства выпускников, в разработке учебных планов, мониторинге оценки выпускников. Практикуется и преподавание специальных дисциплин представителями бизнес-структур и др. Эти формы взаимодействия направлены не только на повышение качества подготовки выпускников, но и на формирование долгосрочных партнерских отношений с работодателями. Кроме того, РГЭУ (РИНХ) заключил договоры о стратегическом партнерстве с правительством и Торгово-промышленной палатой Ростовской области, Союзом промышленников и работодателей, бизнес-сообществом Юга России.

— Одним из главных требований, предъявляемых к вузам, является развитие науки. Повышается ли доля научной составляющей в деятельности РГЭУ (РИНХ)?

— В настоящее время в системе высшего образования развитие науки является актуальной проблемой. Это обусловлено современной государственной политикой, направленной на интеграцию высшей школы и бизнес-структур в сфере научно-исследовательских проектов. Что касается нашего вуза, то основная тематика научно-исследовательских работ, выполняемых РГЭУ (РИНХ), имеет экономическую и гуманитарную направленность. В связи с этим мы имеем невысокий уровень коммерциализации результатов научных исследований, поскольку такие разработки в современных условиях недостаточно востребованы бизнесом. Кроме того, сегодня значительно сокращается объем финансирования фундаментальных и прикладных исследований в рамках государственного задания, а также полный переход финансирования на конкурсную основу.

Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, РГЭУ (РИНХ) уделяет пристальное внимание научной деятельности. За последние два года на счету ученых университета — более ста научно-исследовательских работ для реального сектора экономики. Нашими заказчиками стали крупнейшие бизнес-структуры: ОАО «Роствертол», ОАО коммерческий банк «Центр-инвест», группа компаний «Агроком» и др.

— Основным научным ресурсом вуза являются люди. Адам Умарович, что в вузе предпринимается для того, чтобы профессорско-преподавательский состав соответствовал всем современным требованиям?

— В настоящее время в вузе создана такая структура учебной и научно-исследовательской деятельности, которая позволяет профессорско-преподавательскому составу раскрыть свой творческий потенциал и соответствовать всем современным требованиям. Научно-исследовательский блок представлен кафедрами, научно-исследовательским институтом, специализированными лабораториями, отделом аспирантуры и докторантуры, студенческим бюро и научно-образовательными центрами на факультетах. Хорошо зарекомендовала себя система выделения внутривузовских грантов для исследования и решения актуальных научных проблем. Достаточно большое количество научных разработок ведется на условиях софинансирования. Это позволяет научным разработкам университета отражать конкретную специфику и практическую направленность бизнеса.

Университет ежегодно организует учебные группы, состоящие из молодых преподавателей, для совершенствования навыков владения иностранными языками, что позволяет ученым расширить пользование иностранными научными источниками. РГЭУ (РИНХ) вошел в состав консорциума «Научно-исследовательская деятельность вузов Юга России», в результате чего профессорско-преподавательский состав получил доступ к ресурсам издательства Elsevier (Scopus, ScienceDirect), возможность участвовать в семинарах, проектах, программах, грантах, а также повышать квалификацию путем стажировок в ведущих зарубежных университетах.

— А как вы оцениваете существующий механизм финансирования вузов? В чем его преимущества и главные недостатки?

— Расширение финансово-хозяйственной самостоятельности вузов, переход от сметы к субсидиям, появление планов и отчетов о результатах деятельности, предоставление образовательным организациям больших прав в распоряжении доходами — все это направлено на укрепление зависимости объемов бюджетного финансирования от результатов деятельности учреждений и на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Это, безусловно, важный шаг в развитии системы высшего образования.

Переход на нормативно-подушевое финансирование в нашем университете предполагает выявление направлений затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги. Использование индивидуальных нормативов позволяет учесть особенности нашего вуза, специфику предоставляемых услуг, сложившуюся материально-техническую базу, степень обеспечения инженерной структурой, географическое положение и другие факторы, оказывающие существенное влияние на стоимость подготовки студентов. В то же время мы понимаем, что индивидуальные нормативы не могут обеспечить прозрачности распределения объемов финансирования между вузами, не создают стимулов для сокращения объемов издержек, привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения. Поэтому мы считаем, что необходимо ввести применение групповых нормативов.

— Сложившаяся экономическая ситуация диктует нам новые правила игры, а именно поиск внутренних финансовых резервов. В частности, повышение эффективности расходования бюджетных средств и увеличение внебюджетных доходов. Какие шаги предпринимаете, чтобы сбалансировать бюджет вуза?

— Для повышения эффективности использования субсидий и средств от деятельности, приносящей доход, в университете внедрена система бюджетирования на основе программно-целевого подхода. Общая схема организации процесса бюджетирования предполагает, что на базе целей, реализуемых в течение финансового года, руководители центров финансовой ответственности (далее — ЦФО) формируют операционные и инвестиционные целевые программы. Последние являются основой для формирования бюджета инвестиций по ЦФО и сводного (в целом по вузу) бюджета инвестиций. В свою очередь, на базе операционных программ формируются бюджеты расходов (прямых и накладных) по ЦФО и бюджет общехозяйственных расходов, а также разрабатывается бюджет по центрам ответственности и сводный бюджет движения денежных средств вуза. Основными принципами функционирования системы бюджетирования являются: унификация всех бюджетных форм, периодов и процедур разработки бюджетов для ЦФО и университета в целом. А также совместимость бюджетных форм с установленными формами государственной отчетности и т. д. Внедрение системы бюджетирования способствовало повышению персональной ответственности руководителей ЦФО за конечные результаты, достижению целей университета на основе эффективного распределения имеющихся финансовых ресурсов и организации контроля за их рациональным использованием.

Подготовила О. В. Горшенина

Поделиться