Версия для печати 4237 Материалы по теме
Инициативное бюджетирование как средство повышения гражданской активности

Интерес к инициативному бюджетированию перерос кулуарные обсуждения. Подтверждением этому стала прошедшая в Москве I Всероссийская конференция с одноименным названием. Организаторами мероприятия выступили Комитет гражданских инициатив, Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) и Всемирный банк.

Иллюзия: денег хватит на все

Выступая перед участниками конференции, А. Л. Кудрин, бывший министр финансов РФ, а ныне председатель Комитета гражданских инициатив (КГИ), отметил, что бюджетная система как инструмент экономической политики существует для граждан и должна быть им понятной. Необходимо сделать так, чтобы россияне участвовали в бюджетном процессе и им были доступны демократические механизмы выбора приоритетов в развитии своего региона, района, поселка.

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь.

«На мой взгляд, один из главных критериев гражданского общества и демократии — это понимание налогоплательщиком, зачем он платит налоги, и осознание им связи между „я плачу налоги“ и „на что я в результате могу рассчитывать“», — считает Кудрин. По его словам, эту связь нужно усилить, поскольку сейчас она в определенной степени ослаблена. «Виной тому в некоторой мере — жесткая вертикаль власти, при которой люди обычно ведут себя вяло и просто пассивно принимают то, что им спускается сверху», — отметил выступающий.

Кроме того, подчеркнул Кудрин, «мы пострадали от ресурсного проклятия». В 2000-х годах наш бюджет увеличивался на 10–20%. В современном мире этого не может себе позволить ни одно, даже самое богатое государство в мире. «Став министром, я считал, что если нефть будет 20 долларов за баррель, то все проблемы страны решаемы, — вспомнил Кудрин, — потому что перед этим практически десять лет нефть в среднем стоила 10–18,5 доллара. Но цена росла, и это создавало иллюзию, что любую проблему можно снять путем вливания в соответствующую отрасль денег». Из-за этого, в свою очередь, родилось высокомерное отношение к созданию институтов, которые отвечают за эффективность бюджетной системы, экономики. Но, несмотря на значительный рост цен на нефть (исторически максимальный уровень выше 100 долларов), ключевые проблемы с образованием, здравоохранением и инфраструктурой по-прежнему не решены. «Очевидно, мы тратили деньги так, что затраты не приводили к желаемому результату, — отметил финансист. — И сегодня по-новому встает вопрос о том, на что направить бюджетные средства». В связи с этим участие гражданского общества в решении данного вопроса становится одним из ключевых факторов. «Без обратной связи с гражданским обществом ничего не получится, и мы должны сегодня выяснить, как эту связь вернуть», — сказал в заключение Кудрин.

Инструмент повышения эффективности

По словам директора НИФИ В. С. Назарова, занять позицию координационного центра в отношении практик инициативного бюджетирования институт сподвиг А. М. Лавров, заместитель министра финансов РФ. Вместе с тем замминистра заметил, что до определенного момента финансовое ведомство не проявляло особого интереса к проекту, однако, когда начались поиски инструментов для повышения эффективности бюджетных расходов, активизировалось и обсуждение вовлеченности граждан в бюджетный процесс. С этой новой практикой управления бюджетом взаимосвязана и работа Минфина России по созданию так называемого открытого бюджета (открытой публикации данных государственного бюджета) и «бюджета для граждан» (изложение бюджета понятным широкой аудитории языком).

Повышение гражданской активности и грамотности, по мнению Лаврова, сама по себе сложная задача, которая требует преодоления социальных, организационных и бюрократических затруднений. В некоторых регионах (например, в Кировской, Тверской и Тульской областях, в Пермском и Ставропольском краях, в городе Череповце) достигнуты определенные успехи по внедрению практики инициативного бюджетирования. В связи с этим, по мнению замминистра, главная задача конференции — систематизировать накопленный опыт с цель­ю его тиражирования.

Партнерство граждан и власти

В. В. Вагин, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ, отметил, что внедрение инициативного бюджетирования дает как экономические, так и социальные бонусы. С одной стороны (и это экономический результат), бюджетные средства расходуются более экономно, так как выделяются именно на то, что нужно людям. С другой — готовый проект эксплуатируется гражданами более бережно, поскольку они сами принимали решение о его реализации и следили за его воплощением. В социальном плане проявление инициативы увеличивает вовлеченность граждан в бюджетный процесс и повышает уровень доверия к власти.

Специальный закон не нужен

Нужно ли принимать федеральный и региональные законы об инициативном бюджетировании? Участники конференции сошлись на том, что пока специальных законов не нужно. Сегодня для внедрения практики инициативного бюджетирования достаточно постановления правительства субъектов РФ. Это связано с тем, что сейчас такого рода само­управление находится в стадии развития и нуждается в доработке. Федеральный закон, который менять весьма проблематично, только осложнит процесс и добавит бюрократии, поскольку не сможет учесть тонкости, возникающие по мере накопления опыта.

Иждивенческие настроения

Рассказывая об опыте Кировской области, губернатор региона Н. Ю. Белых отметил, что практика инициативного бюджетирования направлена на реальное вовлечение граждан в процесс принятия, контроля и выполнения управленческих решений. Тем самым повышается уровень гражданской активности и доверия граждан власти. «Не секрет, что сегодня в нашем обществе имеют место иждивенческие и патерналистские настроения, а гражданское волеизъявление сводится к участию в выборах, — считает Белых. — Формат участия населения в управлении своей территории должен быть значительно шире». И в повышении гражданской активности, и в степени вовлеченности населения в бюджетный процесс должны быть заинтересованы не только сами граждане, но и государство. Оно обязано создавать механизмы, стимулирующие внедрение практики инициативного бюджетирования. При этом губернатор подчеркнул: не стоит надеяться, что для повышения гражданской активности достаточно лишь создать определенные условия. Это, к сожалению, не так. Большая часть нашего общества настолько инертна и пассивна, что какие бы условия ни создавались, без мощной мотивации движения не будет.

Как пример повышения мотивации Белых привел программу помощи людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Этот проект был запущен в Кировской области в 2013 году. Люди с такими заболеваниями могли подписать с государством контракт, который позволял им покупать лекарства по ценам порядка 10% от рыночной стоимости при условии прохождения лечения. В результате смертность в регионе снизилась, вызовов скорой помощи стало меньше, а сама система стимулировала более ответственное отношение людей к своему здоровью. В качестве дополнительных примеров успешного мотивирующего софинансирования Белых привел программы государственного софинансирования пенсий и капремонта.

Не обошлось без критики

О возможных подводных камнях инициативного бюджетирования сказал в своем выступлении доктор экономических наук, экс-министр экономики РФ (с февраля 1992 года по март 1993 года), член КГИ А. А. Нечаев. Он подчеркнул, что этот инструмент —не панацея от всех бед и некоторые проблемы носят системный характер, то есть их нужно решать на системном уровне, а не на уровне локальной инициативы. «Нам надо менять всю систему финансирования местных и региональных бюджетов», — заключил он. Хорошо, когда перед гражданами стоит выбор, какую из инициатив реализовать: организовать дискоклуб или открыть библиотеку. Но ведь часто необходимо определить, что нужнее отремонтировать: канализацию или водопровод. И то, что эта жизненно важная проблема рассматривается на уровне инициативного бюджетирования — следствие неправильной организации всего бюджетного процесса, в результате которой муниципальная власть фактически не имеет средств для решения вопросов местного значения.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться