Версия для печати 1859 Материалы по теме
За инвестора нужно бороться

В Омской области продолжают совершенствовать свою систему стимулирования развития бизнеса. Так, в конце октября в регионе принят закон о налоговых преференциях для организаций — производителей катализаторов нефтепереработки. О том, каким образом омские власти работают над привлечением инвесторов на территорию области, журналу «Бюджет» рассказала министр экономики Оксана Николаевна ФАДИНА.

— Оксана Николаевна, сегодня каждый субъект РФ работает над повышением своей инвестиционной привлекательности. В Омской области такая задача тоже ставится. Чем-то отличаются подходы регионов к реализации этой задачи?

— В Омской области работе с инвесторами уделяется особенное внимание. И не только потому, что это продиктовано временем и федеральным центром, но и в силу того, что региональная власть действительно заинтересована в налаживании конструктивного диалога с бизнесом.

Стратегией социально-экономического развития Омской области определены основные направления, на развитии которых сосредоточены усилия органов исполнительной власти, в том числе органов местного самоуправления. Работа по реализации стратегии кропотлива. С одной стороны, есть четкое понимание, куда предстоит идти в развитии той или иной отрасли в рамках текущего этапа. С другой стороны, в условиях меняющихся рынков и с учетом высокого уровня волатильности отдельных макроэкономических показателей мы должны очень оперативно управлять инструментами и механизмами поддержки бизнеса, адаптировать их к стремительно меняющимся условиям. Иными словами, необходимо реагировать на ситуацию и осуществлять необходимые корректировки, но продолжать двигаться так, как это определено стратегией. Например, в 2009 году перед малым и средним бизнесом стоял ряд административных барьеров, которые мешали участвовать в поставках товаров и услуг для государственных корпораций. Один из барьеров — это обязательная сертификация продукции, довольно дорогостоящая процедура для субъектов малого бизнеса. Мы, понимая ситуацию, утвердили порядок субсидирования, предусматривающий компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на сертификацию продукции или услуг, сняв таким образом один из серьезных барьеров для продвижения продукции или услуг малого бизнеса.

Конечно, подобные инструменты, которые ориентированы на поддержку малого бизнеса, не дают мощного мультипликативного эффекта в виде существенного прироста налоговых отчислений и создания большого числа рабочих мест. Поэтому в регионе ведется работа по привлечению и сопровождению инвестиционных проектов. Чтобы инвестору было экономически эффективно реализовывать проект, инвестиционный климат в регионе должен быть максимально благоприятным. Субъект РФ сегодня имеет достаточные полномочия для работы по благоприятствованию инвестору. Мы можем и должны сами определять и реализовывать такую работу.

— И что конкретно делается в рамках взаимодействия с потенциальным инвестором?

— Стоит обратить внимание, что взаимодействие с инвестором тем эффективнее, чем лучше выстроена межведомственная координация внутри самой структуры власти. В соответствии со стратегией развития нашего региона действует Совет по инвестиционной деятельности и развитию конкуренции при губернаторе Омской области. Любой инвестор может принять в нем участие и обозначить перед губернатором, министерствами и контрольно-надзорными органами те проблемы, которые на сегодняшний день мешают реализации проекта. Инвестсовет предполагает межведомственную координацию по сопровождению и внедрению проекта.

Проводником между властью и инвестором является Корпорация развития Омской области. На первом этапе становления корпорации был сформирован штат грамотных специалистов, готовых оказать консультационную помощь даже предпринимателю, не имеющему готового проекта. Кроме того, был создан регламент взаимодействия инвестора с органами власти по принципу одного окна. Переговоры с потенциальными инвесторами ведутся на постоянной основе, и сегодня есть пул конкретных инвестиционных проектов на разной стадии реализации. Несмотря на то что инвестиционное соглашение о сопровождении проекта заключается инвестором с корпорацией развития при условии определенного объема капиталовложений, работа ведется со всеми потенциальными держателями инвестпроекта. На данный момент на сопровождении в корпорации развития находятся 28 проектов на разной стадии реализации.

Приход инвестора в регион всегда неслучаен. Для этого необходимо сочетание природных и промышленных ресурсов, инфраструктуры — всего, что требуется для технологий в рамках проекта. Для экономической эффективности проекта на этапе его окупаемости важна государственная поддержка. Не менее важным для инвестора является обеспеченность проекта финансовыми ресурсами. Если часть из них — заемные средства, то желание любого инвестора — получить их под минимальный процент. Необходимо также оказать содействие своевременному пуску наладки оборудования, так как здесь могут возникать трудности с получением разрешительных документов с момента ввода до момента получения разрешения на эксплуатацию. Любая бюрократическая проволочка в таких вопросах ведет к удорожанию стоимости проекта. А рост затрат может привести к увеличению срока окупаемости проекта на период, превышающий условия возврата кредита. В такой ситуации поддержка со стороны органов власти должна выражаться не только в мониторинге за реализацией, но и в содействии в виде форм государственной поддержки, утвержденных законодательно.

— Какие отрасли для Омского региона являются ключевыми? Какие инвестпроекты вы сейчас ведете?

— Исходя из специфики региона, это в первую очередь нефтеперерабатывающий и нефтехимический кластеры, а также агропищевой. Сейчас мы сопровождаем такие проекты, как металлообрабатывающий завод, машиностроительный завод сельскохозяйственной техники, комбикормовый завод, фермы для крупного рогатого скота и свиней, завод по переработке молока и производству сыра, агрологистический центр и другие.

Наиболее масштабным является планируемое внедрение инвестиционного проекта, связанного со строительством завода по производству отечественных катализаторов для нефтепереработки. В рамках этого проекта планируется заключение специального инвестиционного контракта с Минпромторгом России, который обеспечит для проекта стабильные условия. Это мера федеральной поддержки. Региональным примером инвестиционного благоприятствования может послужить недавно принятый закон о стимулировании инвестиций в развитие производства отечественных катализаторов для нефтепереработки в рамках программы импортозамещения. Законопроект долго и кропотливо обсуждался с депутатами и бизнес-сообществом.

Проект закона предполагает установление ставок налога на прибыль в размере 13,5 процента и налога на имущество в размере 0,01 процента для организаций — производителей катализаторов нефтепереработки, созданных не ранее 1 января 2016 года. В свою очередь, инвестор, чтобы получить налоговые льготы, должен обес­печить капитальные вложения не менее 8 миллиардов рублей в течение пяти лет, а также объем производства не менее 16 тысяч тонн. В результат­е мы получим не только импортозамещающее производство в масштабах страны, но и 160 высокооплачиваемых рабочих мест, стимул для развития смежных производств в нефтехимии, нефтепереработке, строительстве и транспорте.

— Насколько эффективно в нынешних условиях использование такого инструмента, как налоговые преференции? Оценивается ли соотношение потерь для бюджета и будущих выгод для региона?

— Безусловно. Как я уже сказала, наша задача не только осуществлять мониторинг реализации инвестпроекта, но и понимать ситуацию, в рамках которой бизнесу приходится развиваться и предлагать те инструменты поддержки, в которых на данный момент действительно нуждается бизнес. Преференциями в виде пониженной ставки по налогу на имущество в 2014 году воспользовались пять организаций, пониженной ставкой по налогу на прибыль воспользовались две организации, которым предоставлен инвестиционный налоговый кредит.

Например, по организациям, осуществляющим деятельность по производству полых стеклянных издели­й, с момента предоставления пониженной ставки по налогу на имущество организаций идет увеличение общего объема инвестиций в реализованный проект, в рамках которого применяются налоговые преференции. В 2014 году объем производства по данной категории относительно 2013 года увеличился на 23,4 процента, прибыль до налого­обложения превысила размер 2013 года в 1,5 раза (с 3,9 до 6 миллионов рублей). Сумма налогов, поступивших в 2014 году в областной бюджет по данной категории налогоплательщиков, превысила поступления 2013 года на 14,8 процента.

По производителям полипропилена, которые пользуются пониженной ставкой по налогу на имущество организаций, в 2014 году отмечена положительная динамика таких показателей, как выручка от продажи товаров (увеличение на 58 процентов относительно показателя 2013 года), численность работников списочного состава и внешних совместителей (прирост на 5,9 процента относительно 2013 года). Прирост среднемесячной заработной платы относительно 2013 года составил 17,5 процента. Сумма уплаченных налогов в областной бюджет по данной категории налогоплательщиков за 2014 год увеличилась на 29,4 процента по сравнению с 2013 годом, при росте количества работников и средней заработной платы рост отчислений по налогу на доходы физических лиц составил порядка 5,5 миллиона рублей.

В 2014 году пониженной ставкой по налогу на имущество организаций воспользовались две организации, осуществляющие деятельность по разведению свиней и (или) производству готовых кормов и их составляющих для животных, содержащихся на фермах. Данные организации входят в перечень системообразующих организаций Омской области, ими реализуются крупные инвестиционные проекты на территории региона. По итогам 2014 года, а также первого полугодия 2015 года введены в эксплуатацию комбикормовый завод производственной мощностью 125 тысяч тонн комбикормов в год и убойный пункт мощностью 6,6 тысячи голов в месяц. По итогам 2014 года валовая прибыль организаций увеличилась почти в два раза, прирост выручки составил 29,5 процента. Наблюдается увеличение численности работников списочного состава на 66 человек, рост средней заработной платы составил 2,5 процента. Рост налоговых поступлений в областной бюджет по данной категории налогоплательщиков в 2014 году составил порядка 49 процентов.

Организации, осуществляющие производство резиновых шин, покрышек и камер, воспользовались налоговой преференцией по налогу на имущество в 2014 году впервые. При уменьшении отдельных показателей финансово-экономической деятельности произошел рост фонда оплаты труда и численности работников. Прирост объема инвестиций по сравнению с 2013 годом составил 11 процентов. С учетом применения преференций рост поступлений по налогу на имущество составил 23,5 процента.

За инвестора нужно бороться. Системный подход требует в том числе и тонкой «ручной настройки», именно поэтому с потенциальными инвесторами нужна ежедневная работа. Такой инструмент поддержки, как налоговые преференции, уже доказал свою эффективность. И, принимая во внимание наличие соответствующих полномочий у субъектов РФ, этим инструментом необходимо пользоваться. Тем самым работая над улучшением инвестиционного климата в регионе.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться