Состоялось очередное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» НП СФР, на котором обсуждались такие актуальные вопросы, как исполнение муниципального бюджета в текущем финансовом году, законодательные новации, новые подходы к формированию межбюджетных отношений и т. д.
Остатки будут изыматься
Как отметил А. В. Максимов, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» НП СФР, заместитель главы администрации города — начальник Муниципального казначейства города Ростова-на-Дону, новаций, касающихся муниципальных образований, сегодня очень много и такие встречи помогают отслеживать и коллективно вырабатывать подходы к их реализации.
Н. С. Максимова, председатель Совета НП «Сообщество финансистов России», депутат Государственной думы, рассказала о поправках в законы № 83‑ФЗ и № 174‑ФЗ, касающихся бюджетных и автономных учреждений. Изменения предполагают, что в случае, если федеральные бюджетные и автономные учреждения не выполнят целевые индикаторы по госзаданию, то у них будут изыматься остатки неиспользованных средств. В настоящее время все средства остаются в их распоряжении. «Такую норму мы хотим распространить и на бюджетные, автономные учреждения субъектов РФ, муниципальных образований, — сообщил депутат. — Однако как будет работать данный механизм, за что будут изыматься эти средства, пока не определено».
В настоящее время происходит укрупнение муниципальных образований за счет сокращения их количества, особенно на уровне поселений. С 1 января 2014 года по 1 января 2015 года количество сельских поселений сократилось на 202 единицы. Всего на 1 января 2015 года с учетом Крымского округа в стране насчитывается более 23 тысяч муниципальных образований.
Исполнение местных бюджетов
Минфин России ежегодно проводит мониторинг исполнения местных бюджетов.
Как сообщила И. И. Скляр, заместитель начальника отдела муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Минфина России, в текущем году исполнение местных бюджетов проходит довольно стабильно. По всем муниципальным образованиям в течение текущего года зафиксировано увеличение налоговых доходов — на 5,3%. В том числе у городских округов — на 3,2%, муниципальных районов — на 8,2%, у городских поселений и сельских поселений — на 6,5% и у внутригородских муниципальных образований — на 19,7%. Данный эффект достигнут благодаря передаче муниципалитетам перечислений по спецрежимам.
По словам представителя финансового ведомства, ожидается, что рост доходов муниципалитетов продолжится и при запланированном годовом дефиците в 219,5 миллиарда рублей местные бюджеты будут исполнены с профицитом. За девять месяцев 2015 года профицит составил 50,4 миллиарда рублей. В том числе:
- у муниципальных районов — 33,6 миллиарда рублей;
- у городских и сельских поселений — 17,7 миллиарда рублей;
- у внутригородских муниципальных образований — 3,6 миллиарда рублей.
А вот у городских округов бюджет на обозначенную выше дату исполнен с дефицитом 4,5 миллиарда рублей.
Наравне с положительными тенденциями наблюдаются и отрицательные явления, такие как сокращение неналоговых доходов — их поступления в местные бюджеты снизились на 7,1%. В основном это происходит в городских и сельских поселениях, сокращение составило 34%. По городским округам неналоговые доходы упали на 10,3%. А вот муниципальные районы в связи с передачей им доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, получили рост поступлений на 16,7%.
У муниципалитетов увеличивается просроченная кредиторская задолженность — к 1 января 2015 года на 22,1%. Самый большой рост (28%) имеют городские округа. Также возрос муниципальный долг — на начало года он прибавил 2,7%, или 8,5 миллиона рублей (рисунок 1).
Что касается структуры долговых обязательств муниципальных образований, то в ней преобладают коммерческие кредиты. На них приходится 58,5%, или 183,4 миллиарда рублей.
Бюджеты на 2016 год
С 2016 года вступает в силу Закон от 13 июля 2015 года № 232‑ФЗ, предоставляющий право (при принятии соответствующего правового акта, закона) муниципальным районам, городским округам, городам федерального значения снижать ставки ЕНВД в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности с 15 до 7,5%. В связи с этим у муниципалитетов возникает вопрос о компенсации выпадающих доходов. Как отметил в своем выступлении представитель Минфина России, оснований для компенсации выпадающих доходов из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ нет. Поскольку решение о снижении ставки ЕНВД принимают непосредственно муниципалитеты, соответственно, и за риски отвечают самостоятельно.
Аналогичную позицию финансовое ведомство заняло и в случае установления законами субъектов РФ ставки по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков, а в отдельных случаях установление налоговой ставки в размере 0% (статья 346.20 НК РФ). Оснований для компенсации из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ выпадающих доходов местных бюджетов в принципе нет. Правда, Скляр сделала оговорку, что если субъект принял такое решение, то он может предусмотреть данную компенсацию в дотации на сбалансированность бюджетов или в рамках другого механизма.
До 1 января 2018 года продлено действие правила, согласно которому предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 107 БК РФ, в пределах объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) по бюджетным кредитам.
Поскольку на федеральном уровне принято решение о возможности принятия однолетнего регионального бюджета, то субъекты РФ, формирующие бюджеты на 2016 год, должны изменить методику выравнивания финансовых возможностей и расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2015 года № 273‑ФЗ (рисунок 2).
Поправки в БК РФ
Как отметила Скляр, Минфин России разработал следующие поправки в БК РФ:
- увеличение срока предоставления кредитов Федерального казначейства с 30 до 50 дней на покрытие временных кассовых разрывов;
- введение возможности внесения изменения в сводную бюджетную роспись при принятии решения о предоставлении (а не получении) межбюджетных трансфертов;
- исключение нормы о предоставлении межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет муниципального района (внесение изменений в статьи 9, 142, 142.3, 239 БК РФ). Это связано с тем, что внесенные изменения в Закон № 131‑ФЗ исключили возможность предоставления межбюджетных субсидий. Чтобы привести законодательство к общему знаменателю, необходимо внести соответствующие поправки в БК РФ;
- уточнение положений о муниципальном дорожном фонде (изменения в статью 179.4 БК РФ). Предлагается создавать фонды только в тех муниципальных образованиях, в которых есть полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности.
Совершенствование межбюджетных отношений
Как отметил представитель Минфина России, сегодня проводится большая работа по совершенствованию межбюджетных отношений. В частности, уточняются формы межбюджетных трансфертов, вводятся новые виды дотаций — на сбалансированность и «горизонтальные» межбюджетные субсидии. Также устанавливается законодательное регулирование формирования единой субвенции для муниципальных образований.
Что касается новаций в сфере межбюджетного регулирования, то они касаются следующих моментов. Распределение межбюджетных трансфертов (кроме конкурсных субсидий) будет осуществляться только в соответствии с законами (решениями) о бюджете. Не допускается внесение изменений в проект распределения без корректировки методики распределения. Устанавливается особенность использования субвенции на обслуживающие расходы (почтовая связь, банковские услуги и обеспечение деятельности ОИВ субъектов РФ) и т. д.
Потери местных бюджетов
Как было отмечено на заседании, потери местных бюджетов в 2016 году будут связаны прежде всего с введением налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, изменением кадастровой стоимости земли. В результате массовой переоценки кадастровой стоимости земельных участков, по отдельным видам разрешенного использования земли происходит снижение кадастровой стоимости, ранее учтенной при формировании налогового и неналогового потенциала местных бюджетов по земельным платежам. «В то же время некорректная кадастровая оценка земельных участков (в основном по промышленным предприятиям) ведет к пересмотру в судебном порядке результатов кадастровой стоимости земельных участков и последующему снижению поступлений от земельного налога в бюджеты муниципальных образований, к примеру, Ростов-на-Дону теряет огромные суммы, — поделился проблемой с коллегами Максимов. — При этом несбалансированность бюджетов нарастает, как снежный ком».
Госзадания: перечни, нормативные затраты
Т. С. Колегаева, начальник отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных и муниципальных услуг департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, напомнила присутствующим о том, что государственное задание на 2016 год должно быть составлено в соответствии с ведомственными перечнями государственных (муниципальных) услуг и работ (статья 69.2 БК РФ). При этом ведомственный перечень составляется на основании базового (отраслевого) перечня. Данное требование означает, что учредитель не может включить в государственное муниципальное задание позицию, не соответствующую базовому перечню.
В случае необходимости внесения изменений в базовый перечень учредитель вправе направить предложение по внесению изменений в адрес того органа исполнительной власти, который разработал данный базовый перечень. Формируется эта заявка непосредственно на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. В течение пяти дней автор перечня должен либо принять предложение об изменении перечня, либо мотивированно отказать. Важный момент: предложение должно быть сформировано по образу и подобию базового отраслевого перечня, размещенного в системе. В нем необходимо указать наименование государственной (муниципальной) услуги или работы, код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, бесплатность или платность услуги, работы и т. д.
Также методолог обратил внимание на то, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с 2016 года должен рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных ФОИВ, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (имеются в виду те органы, которые утвердили базовые перечни).
Среди практиков очень распространен вопрос, нужно ли при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания использовать нормативные затраты на выполнение работ. В статье 69.2 БК РФ установлено, что при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания нормативные затраты на выполнение работ используются только по решению учредителя. Если такого решения нет, то расчет нормативных затрат на работы не производится. Вместе с тем постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 640 предписывает в 2017 году использовать нормативные затраты на выполнение работ. Однако рассчитываться нормативные затраты будут исходя не из общих требований, а в соответствии с порядком, утвержденным учредителем. На сегодня какие-либо требования к содержанию этого порядка не установлены, то есть все оставляется на откуп учредителя.
М. И. КУЛЬКОВА