Тема искоренения коррупции в сфере закупок и торгов по-прежнему остается актуальной и обсуждается на всех уровнях власти. Решить эту проблему помогут максимально прозрачные и эффективные процедуры закупок. Как сделать их таковыми, обсуждали участники прошедшей в Москве III международной конференции «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов». Организаторы мероприятия — Правительство Москвы, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Передовой опыт Москвы
По словам Н. А. Сергуниной, заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, для столицы главными приоритетами в деле создания прозрачной и эффективной контрактной системы являются нормирование и стандартизация закупок. «По единым правилам и по единому типовому техническому заданию должно проводиться до 80% тендеров госзаказов», — такую задачу Сергунина озвучила на ближайшую перспективу.
Такой же точки зрения придерживается и руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы М. Г. Решетников. По его мнению, от эффективности и стандартизации закупочного цикла напрямую зависит экономия бюджетных средств. «На сегодняшний день, — сообщил Решетников, — в столице из планируемых 129 типовых технических заданий на сумму 333,5 миллиарда рублей было разработано 57 техзаданий на сумму 133,8 миллиарда рублей».
Большое значение для повышения конкурентности и прозрачности торгов Москва отводит процедуре межведомственного согласования. По словам Решетникова, благодаря межведомственному контролю удалось сэкономить 33 миллиарда рублей. «При общем объеме закупок на 550 миллиардов рублей в 2015 году экономия бюджетных средств составила 30 процентов, или 168 миллиардов рублей, — поделился данными министр. — Процедура обоснования закупок позволила сэкономить 33 миллиарда рублей, экспертиза начальной максимальной цены — 32 миллиарда, государственная экспертиза строительства — 42 миллиарда, а торги — 61 миллиард рублей».
Как сообщил Е. А. Данчиков, начальник Главного контрольного управления города Москвы, мониторинг и межведомственный контроль в 2015 году позволили выявить две тысячи нарушений. При этом он отметил, что количество нарушений в расчете на одну процедуру уменьшилось на 29%. «Также на 56 процентов снизилось количество обоснованных жалоб, касающихся проведения крупных закупок, прошедших предварительный контроль и межведомственное согласование», — озвучил цифры начальник Главконтроля.
В то же время, по данным Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, растет число жалоб от предпринимателей. «На
У Москвы есть большой опыт по вовлечению малого бизнеса в работу по исполнению государственных и муниципальных заказов. По словам Сергуниной, Москва 20% всех своих закупок осуществляет у субъектов малого предпринимательства. За 2015 год малый бизнес подписал с городом контрактов на сумму 100 миллиардов рублей. За прошедшие пять лет объем закупок у МСП удалось увеличить в четыре с лишним раза, подчеркнула заместитель мэра столицы.
Высокую ценность реализуемых в Москве практик подтвердила и И. А. Яровая, председатель комитета Госдумы по вопросам безопасности и противодействия коррупции. «Москва идет на шаг впереди, задавая тон не только для регионов, но и для других государств», — отметила депутат. Именно в Москве впервые была внедрена предварительная оценка обоснованности запланированных госзакупок. Такую инновацию Яровая предлагает ввести и на федеральном уровне. Также в числе эффективных решений столицы выступающая отметила переход на электронный формат торгов, который обеспечивает унификацию системы требований, тем самым сводя к минимуму коррупционные риски. Кроме того, депутат обратила внимание на эффективность московской системы профессиональной подготовки специалистов государственной и муниципальной служб. «Москва в этом плане ввела новую качественную систему премирования и стимулирования сотрудников, которая призвана обеспечивать добросовестную работу служащих», — констатировала Яровая. Кроме того, по словам депутата, используя опыт Москвы, Государственная дума формирует предложения по созданию Единого реестра интеллектуальных закупок в России. «Интеллектуальные закупки требуют систематизации — государственную политику в этой сфере не должны определять третьи лица», — заявила Яровая.
Главным драйвером продаж земельно-имущественных объектов стали электронные аукционы
Эксперимент по переводу части земельно-имущественных торгов в электронный вид, который начался в столице в 2014 году с запуском единой торговой площадки Правительства Москвы, показал высокую эффективность и был продолжен в следующем году. По итогам 2014 года доля состоявшихся торгов в электронной форме составила 81,6%, со средним превышением стартовой цены почти на 40%, против 74,5% состоявшихся молоточных аукционов и средним превышением стартовой стоимости на 29% в 2013 году. В прошедшем 2015 году доля состоявшихся электронных торгов возросла почти до 90%. Среднее превышение по одному лоту осталось в пределах значения 2014 года. Отмечен рост претендентов на один лот — пять-шесть участников против четырех.
Столичный Департамент по конкурентной политике разработал и в октябре 2015 года опубликовал приказ о стандартизации процедуры проведения земельно-имущественных торгов Москвы. Документ утвердил стандарты:
- к требованиям по размеру задатка для участия в торгах;
- к требованиям по размеру обеспечения;
- формы проведения торгов;
- сроков заключения договора по сделке;
- размеров шага аукциона.
Закон № 223‑ФЗ под шквалом критики
Выступая на конференции, заместитель руководителя ФАС А. Ю. Цариковский отметил, что в Госдуме на сегодняшний день находится много интересных и необходимых законодательных инициатив, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование контрактной системы. Законопроекты касаются поддержки малого и среднего бизнеса, распространения норм Закона № 44‑ФЗ на закупки госкорпораций, госкомпаний и т. д. И самый важный — законопроект, предусматривающий перевод конкурсов в электронный формат. Как отметил Цариковский, эта мера позволит снизить использование коррупционных схем, применяемых для обхода норм контрактной системы России.
Национальный рейтинг прозрачности закупок за 2015 год
Таблица 1. Государственные заказчики федерального уровня. Номинация — гарантированная прозрачность
Орган власти
Баллы
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
5116
Федеральное агентство по туризму
4410
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
4363
Федеральная служба государственной статистики
4338
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
4328
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
4295
Федеральное архивное агентство
4126
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
4123
Таблица 2. Государственные заказчики регионального уровня. Номинация — гарантированная прозрачность
Субъект Федерации
Баллы
г. Москва
5472
Липецкая область
5323
Республика Башкортостан
5195
Хабаровский край
5152
Омская область
5064
Астраханская область
5057
Республика Марий Эл
4993
Республика Татарстан
4927
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
4876
Калининградская область
4863
Самарская область
4845
Республика Саха (Якутия)
4828
Таблица 3. Государственные заказчики муниципального уровня. Номинация — гарантированная прозрачность
Муниципальное образование
Баллы
МО г. Абакан
5945
МО г. Киров
5607
МО г. Курск
5185
МО г. Биробиджан
5158
МО г. Хабаровск
5131
МО г. Грозный
4955
МО г. Саратов
4879
МО г. Южно-Сахалинск
4762
МО г. Краснодар
4748
МО г. Ставрополь
4685
МО г. Нальчик
4613
МО г. Казань
4600
МО г. Сургут
4562
МО г. Курган
4558
Данные с сайта НП «НАУЭТ» nrpz.ru/raiting_2015.html#organizator
Обсуждение темы коррупционных рисков и пресечения нарушений в системе государственных и корпоративных закупок продолжил аудитор Счетной палаты России М. С. Рохмистров. «В 2016 году, с запуском 1 января единой информационной системы, российские закупки станут самыми прозрачными в мире. Аналогов такой системы не существует», — уверен аудитор.
При этом Рохмистров раскритиковал работу госкомпаний по реализации Закона № 223‑ФЗ. Опираясь на данные мониторинга корпоративных закупок, проведенного Счетной палатой, он отметил низкую эффективность, прозрачность и доступность, а также высокие коррупционные риски. «Экономия бюджетных денежных средств в ходе проведения закупок по Закону № 44‑ФЗ составляет по стране 7 процентов, а по Закону № 223‑ФЗ — только 0,5 процента», — отметил представитель Счетной палаты. По его словам, причина такой разницы заключается и в конкуренции — в среднем в конкурсе по исполнению госзаказа принимают участие более трех организаций, а в корпоративных закупках — лишь 1,6 участника. К тому же по закупкам, осуществленным по Закону № 223‑ФЗ, более 50% контрактов заключаются с единственным поставщиком, в то время когда существует возможность проведения конкурентных процедур. Серьезные трудности при работе в правовом поле Закона № 223‑ФЗ в первую очередь испытывает потенциальный исполнитель корпоративной закупки. Существует ряд примеров, когда заказчики выдвигали необоснованные требования к участникам конкурсов, а общих стандартов к требованиям по контрактной документации нет.
Чрезвычайными ситуациями не злоупотреблять!
О том, какие шаги предпринимает Минэкономразвития России для совершенствования закупочного процесса, рассказал М. В. Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы. Он познакомил с нововведениями в законодательные акты и инфраструктурными наработками, которые имеют антикоррупционную направленность, в частности, остановившись на переводе конкурентных способов привлечения поставщика в электронный формат. Соответствующий законопроект Государственная дума уже приняла в первом чтении. «Все необходимые поправки, которые обеспечат реализацию конкурентных процедур в электронном формате, согласованы с ФОИВ без замечаний и разногласий», — отметил Чемерисов. Также в поправках реализован механизм единой аккредитации поставщиков на всех электронных площадках.
Следующее нововведение касается ограничения норм по взаиморасчету контрактов. Мониторинг контрактной системы, осуществляемый Минэкономразвития России, свидетельствует о том, что в ряде случаев задержки расчетов с поставщиком являются неразумными и экономически необоснованными. По словам Чемерисова, существует проблема и с раскрытием информации о субподрядчиках. Он уточнил, что коррупционные риски могут возникать как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.
Кроме того, прорабатывается законодательная инициатива по установлению дополнительных требований к приемке товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Процедура определения поставщика уже достаточно прозрачна, но, к сожалению, пока того же нельзя сказать об этапе приемки результатов контракта. «Это темный участок, когда поставщик оказывается один на один с заказчиком», — отметил директор департамента. Он сообщил, что новые требования помогут решить и проблему коррупционного способа получения оплаты за неисполненные работы и не оказанные услуги.
Дополнительные требования предусмотрены и в части совершенствования системы контроля в сфере закупок в случае чрезвычайной ситуации, когда допускается осуществлять закупки у единственного поставщика. По словам представителя Минэкономразвития России, многие органы власти ради осуществления закупки у единственного поставщика злоупотребляют своим правом объявлять чрезвычайную ситуацию.
Важным шагом в противостоянии коррупции стал запуск единой информационной системы, сделавшей все процессы торгов максимально публичными. ЕИС обладает дополнительными функциями, которых не было на официальном сайте. Например, она отслеживает «аномально» устойчивые связи между заказчиками и поставщиками, а также резкие отклонения в ценах контрактов.
Также Минэкономразвития России продолжает прорабатывать вопрос внедрения каталога товаров, работ, услуг с 1 января 2017 года, на базе которого будет создана система референтного ценообразования. «Существует проблема закупки одного и того же товара по абсолютно разным ценам в различных субъектах РФ, — отметил Чемерисов. — Мы должны это урегулировать, в том числе и путем введения данной новации».
А. А. Гетта, руководитель отдела Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки», напомнил всем присутствующим, что борьба с коррупцией не будет эффективной при отсутствии общественного контроля. «Если власть готова слышать и слушать общественное мнение, то активисты смогут оказать неоценимую помощь в борьбе с коррупцией», — заверил Гетта.
О. В. ИЗУТОВА