В рамках I Всероссийской научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», проведенной Федеральной антимонопольной службой в конце 2015 года, прошло заседание секции, посвященное вопросам осуществления государственных закупок в рамках федеральных законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ и изменениям в этих нормативно-правовых актах, вступающим в силу в ближайшей перспективе.
В этом году согласно изменениям в Федеральный закон № 44‑ФЗ все процедуры закупочной деятельности будут переведены в электронный вид. «Электронный конкурс, — рассказал заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС А. В. Гриненко, — будет проходить по схеме, сходной со схемой проведения электронного аукциона». Заявка будет состоять из двух частей. Первая часть должна содержать только техническую информацию об объекте закупки, вторая — информацию об участнике закупочной процедуры, подающем эту заявку. Таким образом, конкурсная комиссия будет анализировать сведения о качестве объекта закупки, не имея знания о том, кто их предоставляет. И данные об участнике будут рассматриваться только после выставления баллов за первую часть заявки.
Что касается остальных способов закупки, то процедуры запроса предложений, запроса котировок тоже будут осуществляться в электронном формате путем подачи заявок и формирования протоколов в электронном виде. Кроме того, изменения предполагают, что все заявки будут подаваться через те электронные площадки, которые к настоящему времени хорошо себя зарекомендовали при проведении электронных аукционов. «Следовательно, тот опыт, — отметил Гриненко, — который заказчики приобрели на электронных аукционах, применим к работе с новыми электронными процедурами».
Если есть товарный знак
Проект закона о переводе всех закупочных процедур в электронный вид прошел первое чтение еще в феврале 2015 года. С того времени в законопроект было внесено большое количество поправок. В частности, предложения, инициированные ФАС, затрагивают состав заявки, в том числе на участие в электронном аукционе, потому как состав заявки, прописанный в Законе № 44‑ФЗ, по мнению специалистов службы, не выдерживает никакой критики. Из формулировок части 3 статьи 66 этого закона четко не ясно, какие сведения должны быть сообщены участником закупки при наличии в конкурсной документации указания на товарный знак, какие — при отсутствии такового. Практика показывает, что и контрольные органы, и участники закупочной деятельности по-разному понимают указанные трактовки закона о контрактной системе.
Предложение же ФАС сводилось к тому, чтобы сделать описание состава заявки прозрачным, понятным и отражающим логику Закона № 94‑ФЗ. По мнению разработчика изменений, участник должен включать в заявку информацию о своем согласии на поставку товара в случае, если он предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации заказчика содержится указание на товарный знак, при этом другие дополнительные сведения ему предоставлять уже не нужно. Если же изначально указания на товарный знак в конкурсной документации не содержится, участник обязан предоставить конкретные показатели поставляемого товара.
Кроме того, существенные поправки касаются необходимости указания страны происхождения товара. Было принято решение о том, чтобы страна происхождения товара сообщалась участниками закупки только в случае, если в отношении данной закупки применяются условия запрета и ограничений допуска товаров на рынок, установленные статьей 14 Закона № 44‑ФЗ о национальном режиме. В остальных случаях указывать страну происхождения нецелесообразно.
Меняются и нормы в отношении заключения контракта в электронной форме. Статья 70 закона о контрактной системе становится применяемой для всех форм электронных закупок, в том числе и для заключения контракта с единственным участником закупки. Разные подходы к заключению контрактов с победителем закупочной процедуры и единственным участником создавали определенные коллизии, в связи с чем и было предложено распространить действие статьи на единственного участника.
Несмотря на то что кардинальных перемен в процедурах запроса предложений и запроса котировок не предвидится, их перевод в электронное пространство будет сопровождаться предоставлением возможности использования некоторых электронных опций. Например, предполагается вынести на электронную площадку функцию, воспользовавшись которой и поставив в нужном месте галочку, участник закупки продекларирует свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. Это прекратит споры о том, должен ли в составе заявки быть отдельный файл, содержащий подтверждение того, что участник — субъект малого бизнеса, или нет.
Возможна только электронная жалоба
«Перевод всех закупок в электронную форму, — отметила начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Т. П. Демидова, — подразумевает, что бумажных носителей больше не будет». Кроме того, принято решение Правительства РФ о том, что в настоящее время по процедурам закупок, осуществляемых в рамках законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ, по процедурам банкротства и приватизации нужно будет заводить всю документацию в электронной форме на электронных площадках операторов, отобранных в рамках закона о контрактной системе. Соглашения с ними продляются и на 2016 год. В первом полугодии нового года Правительством РФ будет утвержден единый порядок отбора операторов электронных площадок, в соответствии с которым к концу 2016 года будет готов список выбранных для работы в 2017 году операторов.
Механизм электронного взаимодействия, как отметила Демидова, распространится и на подачу жалоб в ФАС. Федеральная антимонопольная служба готовит ряд законодательных поправок, которые пропишут единую процедуру регистрации участников закупки на официальном сайте: участник закупки будет подавать заявку и указывать свой ИНН, все остальные необходимые для формирования личного дела участника данные в автоматическом режиме будут истребованы у госорганов. В результате введения такого механизма подать жалобу на действия заказчика или оператора смогут только аккредитованные на официальном сайте участники. «Это минимизирует количество жалоб, поданных на бланках неизвестных нам организаций и с поддельной подписью. К сожалению, сейчас такие случаи имеют место быть», — рассказала начальник управления контроля размещения государственного заказа.
В поддержку малого бизнеса
Еще одно новшество этого года — Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы начинают активное взаимодействие с Федеральной корпорацией по поддержке малого и среднего предпринимательства и аналогичными организациями, созданными в субъектах РФ. Указанные организации должны контролировать соответствие планов закупок заказчиков, подпадающих по действие Федерального закона № 223‑ФЗ, условиям оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и при необходимости уполномочены направлять заказчику требования об изменении плана. В случае если заказчик не выполняет данных рекомендаций, организации могут обратиться в антимонопольную службу с требованием о приостановке закупочных процедур на объем в 10% от денежных средств, направляемых заказчиком на соответствующие цели. «Мы как контролеры, — сказала Демидова, — обязаны принимать такие решения. У нас нет полномочий по оценке правомерности данных требований, но на их основании мы будем размещать на официальном сайте соответствующее предписание, которое блокирует закупки ровно до тех пор, пока на сайте не появится информация о признании планов соответствующими необходимым требованиям».
В этом году расширяются контрольные полномочия антимонопольных органов. Закрытый перечень оснований для обжалования перестает быть актуальным, и ФАС получает возможность рассматривать жалобы, указывающие на любое отступление от норм Федерального закона № 223‑ФЗ. Кроме того, весной 2016 года ФАС вернется к теме возможности проведения внеплановых проверок на основании жалоб на несоблюдение норм закона о закупочной деятельности отдельных юридических лиц.
С. В. МАРТЫНЕНКО