Версия для печати 2063 Материалы по теме
От жесткого контроля — к конструктивному сотрудничеству

В конце прошлого года налоговая служба России отметила свое 25-летие. За этот период удалось добиться того, к чему многие европейские страны шли столетиями. В последние годы ФНС России в своей работе сделала акцент на аналитику и технологии. И в результате удалось выстроить прозрачный, эффективный и управляемый механизм налогового администрирования, позволяющий добиваться высоких результатов по сбору доходов, обеспечивая почти 60% доходов бюджета страны.

Михаил Владимирович Мишустин, руководитель Федеральной налоговой службы

Создавать современную налоговую систему и формировать основные подходы к налоговому администрированию нам пришлось практически с нуля. В период своего становления налоговое законодательство насчитывало более 50 налогов и сборов и было разрозненным. В начале 2000 годов была проведена масштабная налоговая реформа, в результате которой:

  • вступили в действие первая и вторая части НК;
  • число налогов сократилось до 13.

Нам удалось добиться стабильности и предсказуемости налоговой системы, снизить уровень налоговой нагрузки, выровнять условия налогообложения.

В этот период во всех налоговых инспекциях был внедрен единый программный комплекс (ЭОД), осуществлен переход на электронный документооборот с налогоплательщиками — сегодня уже 95% из них представляют отчетность в электронном виде. В это же время создавались первые региональные ЦОДы, была внедрена система регистрации и учета юридических и физических лиц, формировались реестры налогоплательщиков. Все эти меры позволили создать эффективную систему налогового администрирования, соответствующую требованиям, мировым стандартам и экономической практике того времени.

В современном мире с учетом нарастания процессов глобализации, когда все больше экономических операций приобретают новый характер, потоки информации и финансовые ресурсы моментально перемещаются на расстояния в десятки тысяч километров, а поставка товаров и услуг может осуществляться множеству различных партнеров не только по всей стране, но и по всему миру, информационный ландшафт стремительно меняется. Уже многие компании осознали, что большие массивы данных являются критически важными и работа с ними позволяет достичь эффекта только при использовании новых технологий ее обработки. Поэтому в настоящее время разрабатываются проекты, использующие технологии облачных вычислений и big data. Консолидация информационных ресурсов на федеральном уровне даст новые возможности налогового администрирования:

  • создание новой архитектуры налогового контроля;
  • совершенствование аналитических инструментов налогового администрирования;
  • сокращение сроков предоставления услуг и развитие возможностей электронных сервисов;

переход на экстерриториальный принцип обслуживания налогоплательщиков. Для реализации этого в настоящее время создается система центров обработки данных — введен в промышленную эксплуатацию ФЦОД в городе Дубна Московской области, открыт ЦОД в городе Городец Нижегородской области. В них будет сформировано единое федеральное хранилище всей налоговой информации и организованы основные процессы ее обработки. Открытие ЦОДа означает переход на новый этап налогового администрирования, к которому служба шла 15 лет. Кроме того, запуск ЦОДа, который является ключевым элементом перехода к информационной системе нового поколения АИС «Налог-3», позволит создать задел в работе налоговой системы как минимум на следующие 15 лет.

Кумулятивный эффект

В прошлом году, несмотря на снижение основных макроэкономических показателей, служба сохранила положительную динамику налоговых поступлений. За десять месяцев 2015 года поступления в консолидированный бюджет РФ составили 11,7 триллиона рублей, с ростом к аналогичному периоду предыдущего года на 11%. В федеральный бюджет поступило 5,9 триллиона руб­лей (рост ­— почти на 16%). Выросли поступления всех налогов: НДС — на 18%, налог на прибыль — на 15%, НДПИ — на 12%, имущественные налоги — на 8%, НДФЛ — на 5%, акцизы — на 3%.

Высокие темпы роста налоговых поступлений — это кумулятивный эффект, который достигнут во многом благодаря формированию конструктивных доверительных отношений между налоговыми органами и бизнесом и реализации новой стратегии контрольной работы, которая базируется на работе с большими данными, использовании комбинированных источников информации и усилении аналитической составляющей.

Службой кардинально изменены принципы организации контрольной работы, которая сегодня строится исключительно на экономическом анализе налогоплательщиков и риск-ориентированном подходе. В основе принятия решения о проведении выездной налоговой проверки лежат общедоступные, размещенные на интернет-сайте ФНС 12 критериев налоговых рисков, и каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, какие риски с точки зрения уплаты налогов он имеет (рисунок 1).

Выбранная службой стратегия контрольной работы уже проверена временем и доказала свою эффективность: мы значительно сократили и продолжаем сокращать количество проверок, при этом их эффективность растет. Если в середине 90-х годов мы проверяли 300 налогоплательщиков из тысячи, то сейчас выездной проверкой охвачены только четыре из тысячи. А охват проверками индивидуальных предпринимателей еще ниже — один налогоплательщик из тысячи.

В результате с 2010 года количество выездных налоговых проверок снизилось в два раза — с 76 тысяч до 36 тысяч в 2014 году, а за девять месяцев 2015 года — еще на 15%, до 23,2 тысячи. Таким образом, мы не отвлекаем наши собственные ресурсы на проведение трудоемких контрольных мероприятий и не мешаем работать бизнесу, уменьшая для него административную нагрузку.

С 2014 года введена обязанность представления электронных деклараций по НДС, а с 2015 года — сведений из книг покупок и продаж. Это позволило службе сформировать единый файл по всем транзакциям и перейти на стопроцентный контроль всех операций, облагаемых НДС. В 2015 году в практическую деятельность налоговой службы внедрена автоматизированная система АСК НДС-2 с использованием технологии big data. Алгоритм данной системы построен по принципу зеркальности отражения операций у покупателя и продавца. То есть, если компания заявляет вычет налога, значит, ее контрагентом должен быть сформирован источник уплаты денег в бюджет. Таким образом, АСК НДС-2, во-первых, обеспечивает автоматическое выявление и пресечение уклонения от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. С помощью данной технологии за девять месяцев 2015 года в систему загружено порядка 5,2 миллиона деклараций по НДС с приложением книг покупок и продаж. По результатам сопоставления выявленных расхождений сформировано и направлено налогоплательщикам 360 тысяч требований о предоставлении пояснений. Во-вторых, система позволяет вывести из зоны контроля добропорядочный бизнес, что способствует созданию условий благоприятной бизнес-среды (рисунок 2).

В целях предупреждения налоговых правонарушений и повышения открытости процесса налогового контроля на сайте службы опубликованы контрольные соотношения для междокументального контроля правильности заполнения деклараций, а также размещен перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Наличные расчеты — под контроль

В последнее время Налоговая служба России модернизирует систему контроля за полнотой учета выручки при осуществлении наличных расчетов. Успешно проведен эксперимент по применению новой технологии контрольно-кассовой техники с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах — Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях — в эксперимент было вовлечено более 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 45 миллионов чеков на сумму 33 миллиарда рублей. В настоящее время предусмотрен поэтапный переход на новую систему в масштабах страны. Зарегистрировать кассовый аппарат в налоговом органе можно будет через личный кабинет на сайте службы. Мы рассчитываем, что новая технология применения контрольно-кассовой техники на территории всего государства будет способствовать сокращению теневого оборота наличных денежных средств и защите прав потребителей. Кроме того, нововведение позволит оздоровить бизнес не путем тотального контроля, а за счет естественных механизмов, в том числе народного контроля — каждый налогоплательщик может увидеть на сайте ФНС информацию о своей покупке и в случае ее отсутствия проинформировать об этом налоговый орган (рисунок 3).

Налогообложение КИК

Помимо контрольной работы наша задача — создание прозрачной и понятной налоговой среды, позволяющей налогоплательщикам развивать свой бизнес в России.

В рамках деофшоризации экономики принят закон о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний (далее — КИК) и доходов иностранных организаций, который вступил в силу с 1 января 2015 года. К началу декабря прошлого года в ФНС представлено более 7 тысяч уведомлений об участии в иностранных организациях. И хотя срок подачи первичных уведомлений прошел 15 июня, налогоплательщики продолжают их направлять. Но уже сейчас мы видим, как многие налогоплательщики проводят реструктуризацию своих международных холдингов и переводят активы на территорию РФ.

Следующий этап реализации закона о КИК — это налогообложение их прибыли с 2017 года, когда налогоплательщики начнут предоставлять уведомления о контролируемых иностранных компаниях и отчитываться об их доходах. Правила налогообложения КИК достаточно сложные, как они будут применяться, зависит от многих факторов, в том числе и механизмов обмена информацией с иностранными юрисдикциями.

С 1 июля 2015 года вступила в силу ратифицированная Россией Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Автоматический международный обмен информацией между налоговыми администрациями в соответствии с согласованным графиком должен начаться в 2017–2018 годах. Россия приступит к такому сотрудничеству с конца 2018 года. Таким образом, информация о контролируемых иностранных компаниях будет поступать от самих налогоплательщиков, а также в автоматическом режиме от зарубежных налоговых администраций.

Новые формы взаимодействия

ФНС постоянно внедряет в практику новые формы взаимодействия с налогоплательщиком. Так, с 2015 года начал действовать институт налогового мониторинга. Горизонтальный мониторинг предусматривает доступ службы к бухгалтерскому и налоговому учету, первичным документам организаций. При этом последние освобождаются от налоговых проверок. Благодаря проведению взаимосогласительных процедур налогового мониторинга значительно уменьшается количество налоговы­х споров, а также снижаются риск­и компаний. В настоящий момент служба уже заключила шесть соглашений о такого рода мониторинге.

Сейчас прорабатывается вопрос о введении института предварительного налогового разъяснения (контроля), который успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Реализация этой идеи даст возможность налогоплательщику получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. Федеральная налоговая служба поддерживает данную инициативу, поскольку такой институт поможет значительно снизить потенциальные налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности. Предлагается сделать «рулинг» одним из инструментов налогового мониторинга.

В рамках поддержки предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности и создания комфортных условий для развития бизнеса в России в 2015 году приняты законы, направленные на упрощение процедур регистрации:

  • для юридического лица отменена обязанность иметь печать;
  • сокращен срок регистрации до трех дней, что положительно принято и бизнес-сообществом.

Внедрение новых технологий позволило сделать качественный рывок и в предоставлении онлайн-услуг. Сейчас все вопросы с налоговой службой можно решить посредством электронных сервисов (на сайте ФНС на настоящий момент функционирует 40 онлайн-сервисов). За 11 месяцев 2015 года зафиксировано более 80 миллионов обращений на сайт nalog.ru (рисунок 4).

Кроме того, с 2015 года все категории налогоплательщиков могут воспользоваться личными кабинетами. Сегодня личный кабинет налогоплательщика — это сервис, в котором сконцентрирован весь необходимый функционал для взаимодействия с налоговыми органами. С июля 2015 года в Налоговом кодексе закреплено понятие «личный кабинет налогоплательщика» и применение усиленной неквалифицированной электронной подписи, что делает статус электронного документа юридически значимым. Электронную подпись можно получить бесплатно на нашем сайте.

Службой внедрен новый единый корпоративный стиль офисов приема и обслуживания налогоплательщиков, ориентированный на современные подходы к организации массового обслуживания. Инспекции оснащены необходимым оборудованием, в том числе системой электронной очереди. Клиентская зона спроектирована с учетом удобной навигации. Во всех инспекциях услуги оказываются с учетом единых стандартов обслуживания.

Налогоплательщик выбирает досудебное урегулирование разногласий

Все больше налогоплательщиков признают преимущества досудебного урегулирования налоговых споров. С 2014 года данный механизм применяется ко всем спорам с налогоплательщиками, включая споры по процедуре государственной регистрации. В результате повышения качества налоговых проверок и применения процедуры досудебного урегулирования нагрузка на судебную систему снизилась. Так, по данным ВАС, общее количество налоговых споров с бизнесом, рассмотренных в судах, за пять лет снизилось в три раза. При этом в пользу бюджета сегодня рассматривается 80% оспариваемых сумм, в 2010 году — всего 44%.

В рамках повышения информированности налогоплательщиков в ФНС создан контакт-центр с единым общефедеральным номером — 8800-222-22-22, по которому налогоплательщики всех регионов РФ могут получить информацию по наиболее актуальным вопросам налогового администрирования бесплатно, вне зависимости от места регистрации и в удобное для них время.

Современная налоговая система России очень близко подошла к передовой мировой практике и признана в целом соответствующей стандарту Глобального форума ОЭСР по прозрачности и обмену налоговой информацией. Сегодня мы не только внедряем новые практики, но и делимся своим опытом с другими странами по вопросам совершенствования работы с налогоплательщиками, управления большими потоками данных и использования современных средств аналитики, что, безусловно, поднимает авторитет нашей страны в международном сообществе. В ноябре прошлого года в Москве завершилась двухдневная встреча Рабочей группы проекта Форума ОЭСР по оказанию электронных услуг налогоплательщикам, куратором которого является ФНС России.

В заключение отмечу — Налоговая служба России всегда открыта и готова к конструктивному диалогу с бизнесом и со своей стороны ждет, что бизнес будет занимать гражданскую позицию, повышая свою социальную ответственность, и добросовестно исполнять свои налоговые обязательства.

Статья подготовлена по материалам выступления М. В. Мишустина на XI Всероссийском налоговом форуме-2015 «Налоговая политика: итоги года и перспективы».

Поделиться