При реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняются определенные риски. С одной стороны, государству необходимо сохранить объемы финансирования крупных инфраструктурных и социальных проектов, что требует стабильных налоговых поступлений, а с другой — поддерживать отечественный бизнес, развивать импортозамещение, промышленное производство и сельское хозяйство. И для того, чтобы сохранить этот баланс, государство должно уметь вести конструктивный диалог с бизнесом. В рамках XI Всероссийского налогового форума «Налоговая политика: итоги года и перспективы», прошедшего в декабре прошлого года на площадке Торгово-промышленной палаты РФ, как раз и шел разговор о том, как отразились на экономической ситуации, условиях бизнес-климата произошедшие изменения в практике взимания налогов, какие поправки в законодательство необходимы.
Doing business
Изменения в бизнес-климате в последнее время, безусловно, произошли. Их вектор показывают недавно опубликованные итоги рейтинга Doing business, который оценивает комфортность ведения бизнеса в стране. В 2015 году Россия улучшила свои позиции, переместившись на одиннадцать строчек вверх, с
Работа по продвижению страны в рейтинге началась именно с изучения методологии и продолжилась в направлении сокращения времени, затрачиваемого компанией на налоговое администрирование. Для решения этого вопроса была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители ФНС, бизнеса, экспертного сообщества. Предложений было множество, и многие из них нашли свое воплощение.
Дорожная карта
Конечно, успехи в рейтинге имеют немаловажное значение для инвестиционной привлекательности страны, но совершенствование налогового администрирования направлено не только на создание комфортных условий для производителя керамических горшков, то есть продвижение в рейтинге удобства ведения бизнеса — не самоцель. На площадке АСИ разработана дорожная карта по совершенствованию налогового администрирования. Документом предусмотрено 46 мероприятий, которые были разделены по пяти направлениям:
1) сокращение времени на подготовку, подачу налоговой отчетности и уплату налога;
2) улучшение взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов;
3) сближение налогового и бухгалтерского учета;
4) совершенствование электронного документооборота между организациями;
5) совершенствование администрирования специальных налоговых режимов.
На сегодняшний день, как отметил генеральный директор «1С», руководитель рабочей группы АСИ по реализации дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» Б. Г. Нургалиев, 38 мероприятий уже реализованы и итогом отражены в законодательных актах и законопроектах.
Мероприятия дорожной карты ориентированы на различные категории налогоплательщиков: от субъектов, для которых важны мероприятия в сфере применения специальных налоговых режимов, до наиболее крупных налогоплательщиков, для которых, в частности, введен институт взаимодействия с налоговыми органами — расширенный налоговый мониторинг. Есть и различия по степени охвата результатами мероприятий.
Например, упрощение порядка ведения документов, применяемых при расчетах по НДС, при осуществлении посреднических операций (реализовано в постановлении Правительства от 26 ноября 2014 года № 1279) касается только организаций, осуществляющих посредническую деятельность. А отмена командировочных удостоверений затронула интересы максимально широкого круга налогоплательщиков. «Эта проблема, — подчеркнул Нургалиев, — знакома многим, независимо от профессии и занимаемой должности. Отмена командировочных позволила сократить миллионы человеко-часов, затрачиваемых как сотрудниками, направляемыми в командировку, так и принимающими их организациями».
Параллельная налоговая система
В своем выступлении на пленарном заседании президент ТПП РФ С. Н. Катырин отметил, что налоговая нагрузка, определяемая Минфином России в 34,4% ВВП, на самом деле является более высокой. Помимо налогов и сборов бизнесу необходимо уплачивать так называемые обязательные неналоговые платежи.
«Вне рамок Налогового кодекса возникла, по сути, параллельная налоговая система из нескольких десятков платежей, аналогичных налогам и сборам. Их общий объем может скоро составить до одного процента валового внутреннего продукта, а количество уже перевалило за 50. Ярким тому примером является введенный с 15 ноября 2015 года сбор за проезд
12-тонников по федеральным автодорогам, который вызвал широкий резонанс», — подчеркнул докладчик.
Дорожная карта по совершенствованию налогового администрирования затронула не только непосредственно налоговые отношения. Например, совместными усилиями ФНС России, Центрального банка и Минэкономразвития России была обеспечена возможность предоставления справок об отсутствии задолженности перед бюджетом в электронном виде в банки и на торговые площадки.
Конечно, еще остались проблемы, для проработки которых требуется дополнительное время и силы. Ряд вопросов, направленных на совершенствование взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, ожидает решения в будущем после анализа результатов проведенных в рамках карты мероприятий. К таким мероприятиям можно отнести введение института налогового консультирования.
Предложение участников форума по налогу на НДС
Отменить обязанность исчисления и уплаты НДС с авансов, что приведет к снижению издержек.
Предложения участников форума по налогообложению малого и среднего бизнеса
Освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых двух лет работы, а также снизить подлежащую уплате сумму налога на прибыль на 50% в последующие два года. Увеличить порог годового оборота для применения упрощенной системы налогообложения малыми инновационными предприятиями до 200 миллионов рублей с ежегодной корректировкой на коэффициент—дефлятор.
Предложения участников форума по НДФЛ
Упростить форму
6-НДФЛ, проект которой предусматривает отчетность налогового агента в отношении каждой индивидуальной выплаты дохода физическим лицам. Для многих крупных компаний корректное заполнение данной отчетности в таком виде представляется невыполнимым без существенных финансовых вложений в расширение внутренних систем учета.Предложения участников форума по налоговому администрированию
Законодательно закрепить возможность применения налогоплательщиками института предварительного налогового согласования сделок и/или операций.
Не должно быть неожиданных изменений
Налоговая система должна быть стабильной, только тогда бизнес может чувствовать себя уверенно, разрабатывать и реализовывать новые проекты. «То, что мы 31 декабря узнаем об изменениях, которые через несколько дней должны вступить в силу, в значительной степени мешает бизнесу вести дело, создавать долгосрочный бизнес-план», — справедливо заметил модератор прошедшего в рамках налогового форума круглого стола «Налоги и бизнес-климат в России: найти компромисс», председатель экспертного совета Государственной думы РФ по бюджету и налогам, руководитель налогово-юридической практики КПМГ в России и СНГ М. Ю. Орлов.
По мнению заместителя министра финансов РФ И. В. Трунина, стабильность налоговой системы подразумевает не отсутствие каких-либо изменений вообще, а отсутствие неожиданных изменений законодательства, которые нигде и никем не обсуждались. То есть заморозка Налогового кодекса и системы администрирования не предполагается. Как отметил заместитель министра, очень часто для существенного изменения налогового климата и положения налогоплательщика в лучшую сторону достаточно очень небольших ходов. Например, внедрение электронных сервисов, которые позволяют значительно снизить издержки налогоплательщиков на исполнение налогового законодательства.
Предложение участников форума по налогу на прибыль
Предусмотреть налоговую льготу в части расходов на благотворительные цели, понесенных предприятиями и организациями всех форм собственности в связи с поддержкой инициатив в области повышения качества жизни представителей социально уязвимых слоев населения, развития культуры и искусства, науки и образования, спорта, охраны природы, реализованных соответствующими государственными учреждениями, общественными и некоммерческими организациями, прошедшими надлежащую государственную регистрацию.
Предложение участников форума по налогу на имущество организаций
Освободить от налога на имущество объекты основных средств, находящиеся на реконструкции и консервации, так как консервация и реконструкция не позволяют использовать имущество в производственной деятельности и получать доходы.
Тем не менее в последние годы Государственная дума РФ ввела в налоговое законодательство целый ряд изменений, которые связаны со снижением налоговой нагрузки на тех налогоплательщиков, которые реализуют инвестиционные проекты. В настоящее время рассматривается закон о гринфилдах, предполагающий поддержку реализуемых на территории любого субъекта РФ новых инвестиционных проектов в виде снижения налога на прибыль.
Правительство также предлагает внести в Налоговый кодекс поправку, предусматривающую право регионов снижать до нуля ставку налога на прибыль для бизнеса, реализующего крупные инвестиционные проекты. Введение такой льготы позволит налогоплательщику-инвестору за счет экономии на налоговых отчислениях полностью компенсировать капитальные вложения.
Что касается налогового администрирования, то в этой сфере тоже предполагаются новации. В частности, назрела необходимость создания единого механизма администрирования налоговых и неналоговых платежей. «Мы изначально не поддерживали, — сказал представитель Минфина России, — систему отдельного администрирования налогов и страховых взносов в ПФР, ФОМС и cоцстрах. Нам видится, что в первую очередь необходимо реализовать проект возврата к единой системе администрирования налогов и взносов». Причем это должно быть не механическое объединение платежей, не просто передача полномочий администратора налоговой службе, но и принятие единых правил исчисления и взимания. И было бы разумным регулировать исчисление и уплату страховых взносов нормами части 1 Налогового кодекса, так как они работают значительно лучше, чем прописанные в законе, регламентирующем взимание страховых взносов. Страховой взнос, по сути, аналогичен налогу (схожи база, принципы начисления), поэтому инструменты взимания тоже должны быть одинаковыми. Это, по мнению Минфина России, позволит улучшать бизнес-климат, экономить на издержках по администрированию и повышать собираемость.
Еще одна важная задача начавшегося года — это объединение информационных систем налоговой и таможенной служб для более эффективного администрирования НДС при импорте и экспорте. Кроме того, на повестке дня стоит сближение налоговой и бухгалтерской отчетности, а также решение вопроса о взимании НДС с авансовых платежей. В настоящее время Министерство финансов РФ совместно с ФНС подготовило законопроект, касающийся авансовых платежей, и Трунин попросил представителей бизнес-сообщества внимательно отнестись к его содержанию. «Существующая сегодня система создает массу сложностей и с точки зрения доходов государства не дает никакой выгоды. Полностью отказаться от взимания НДС с авансовых платежей мы не готовы, и подтверждением правильности нашей позиции является то, что в большинстве стран, применяющих налог на добавленную стоимость, такого освобождения не существует. Но мы согласны, что в случаях, когда нет специальных правил исчисления НДС, механизм его исчисления с аванса должен быть гораздо проще», — отметил он.
Плохой-хороший налогоплательщик
На форуме прозвучало предложение о создании Федеральной налоговой службой реестра хороших и плохих налогоплательщиков. В ответ на это руководитель ведомства М. В. Мишустин пояснил, что ФНС России не вправе навешивать формальные лейблы — на законодательном уровне критериев определения хороших и плохих налогоплательщиков нет. Но в настоящее время рассматривается законопроект о внесении изменений в статью 102 Налогового кодекса (налоговая тайна), в рамках которого из перечня информации, относящейся к налоговой тайне, исключаются отдельные показатели финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Такие как:
- среднесписочная численность работников организации и совокупная сумма их доходов;
- уплаченные суммы налогов и сборов;
- суммы доходов (выручка) и расходов (себестоимость товаров) по данным бухгалтерской отчетности налогоплательщика.
Эти данные позволят каждому налогоплательщику оценить добросовестность своего контрагента, проявив должную осмотрительность. ФНС России уже провела большую работу по размещению в открытом доступе данных о недействительных паспортах, зачастую использующихся для государственной регистрации фирм-однодневок, об адресах массовой регистрации юридических лиц. Также на сайте службы создан онлайн-сервис, позволяющий налогоплательщикам оценить чистоту данных по своим контрагентам. За 11 месяцев 2015 года с помощью сервиса «Проверка корректности заполнения счетов-фактур» пользователями было проанализировано 23 миллиарда записей контрагентов.
В защиту малого бизнеса
Счетная палата РФ недавно провела экспертно-аналитическое мероприятие, анализирующее работу федеральных органов власти по развитию налоговой базы специальных налоговых режимов, по которым работает малый бизнес. «Вывод такой, — отметил аудитор Счетной палаты РФ С. И. Штогрин, — за последние три года особенных изменений в развитии этой базы не произошло. Более того, налоговая база сократилась, то есть работающих по специальным налоговым режимам стало меньше». Больше всего проблем возникает с применением патентной системы налогообложения. В России на этой системе работают только 130 тысяч предпринимателей. Причина нежелания приобретать патент — высокий страховой взнос для микробизнеса. Причем добросовестная его уплата не ведет к накоплению большого пенсионного капитала. Аудитор привел пример, когда индивидуальная предпринимательница, ведущая свой бизнес с 1994 года и имеющая общий трудовой стаж 34 года, заработала пенсию в девять с небольшим тысяч рублей при минимальной в регионе — 7,4 тысячи и средней — 12,4 тысячи.
Кроме того, для микробизнеса сейчас очень актуально введение в РФ института налогового консультирования, потому как предприниматели при подготовке налоговых деклараций вынуждены пользоваться услугами бухгалтеров и юристов.
«Налоговое законодательство развивается, — отметил Штогрин, — число обязательств малого бизнеса увеличивается, а их незнание и, соответственно, неисполнение ведут к наложению штрафов. В настоящее время проект закона о налоговом консультировании подготовлен, и его принятие снимет ряд проблем и позволит уменьшить административную нагрузку на малый бизнес».
С. В. МАРТЫНЕНКО