Версия для печати 2410 Материалы по теме
Новое качество финансового менеджмента

Создание системы ЦОДов в перспективе позволит сэкономить миллиарды рублей для бюджета и вывести Россию в число лидеров по развитию «электронного государства», заявила заместитель министра финансов России Татьяна Геннадиевна НЕСТЕРЕНКО. В интервью она подробно рассказала, как централизация хранения и обработки данных позволит оптимизировать работу Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, систему госзаказа и многие другие сферы общественных финансов.

— Татьяна Геннадиевна, какого эффекта планируется достичь за счет переноса в центр обработки данных Минфина России и подведомственных ему служб программно-аппаратных комплексов министерства?

— Эти эффекты условно можно поделить на две группы. Во-первых, это повышение качества управления государственными финансами. Во-вторых, повышение эффективности использования бюджетных средств при формировании и обработке финансовой информации.

Если говорить об экономической эффективности, то, по нашим расчетам, основанным в том числе и на международном опыте создания крупных ЦОДов, сокращение расходов на их содержание в перспективе составит порядка 3,5 миллиарда рублей в год. Конечно, такой уровень экономии станет возможным только после переноса информационных ресурсов Минфина России и подведомственных служб с территориального уровня в ЦОД. При общей стоимости строительства в 19 миллиардов рублей условная окупаемость проекта составляет шесть лет.

При этом эффективность использования вычислительных мощностей за счет создания федеральных хранилищ данных и применения виртуальной, то есть гибко перенастраиваемой, вычислительной среды повысится почти в два раза.

— Повлияет ли это, например, на скорость обработки финансовой информации?

— Да, скорость обработки финансовой информации вырастет, повысится операционная эффективность деятельности. Произойдет сокращение документооборота, и в конечном счете поднимется производительность труда работников в сфере государственных финансов.

Например, уже сегодня при внедрении отдельных модулей системы «Электронный бюджет» в Минфине России практически вдвое (с 20 до 12 дней) сокращены сроки рассмотрения предложений по изменению сводной бюджетной рос­писи. Фактически вся процедура может занимать до нескольких часов за счет того, что все работают с электронными документами в режиме онлайн.

Дальнейшее внедрение новых модулей даст аналогичный эффект, позволив высвободить время, которое сегодня тратится на пересылку и поиск документов как внутри, так и между ведомствами. Это время будет перенаправлено на анализ ситуации и принятие управленческих решений. Можно говорить о том, что внедрение централизованных облачных сервисов в управление финансами даст новое качество финансового менеджмента.

— Какая информация и на каком уровне будет доступна сотрудникам Минфина?

— Работнику в едином личном кабинете «Электронного бюджета» будет представлена вся необходимая финансовая документация. Руководитель получит доступ ко всей совокупности данных о финансово-хозяйственной деятельности, а также другой управленческой информации.

Сформированные в системе правила исполнения бизнес-процессов и формирования документов позволят включить автоматизированный контроль на каждом этапе финансово-хозяйственной деятельности организаций.

— О каких подсистемах идет речь?

— Например, это внедряемая в 2016 году подсистема управления закупками «Электронного бюджета». Она во взаимодействии с единой информационной системой в сфере закупок обеспечит автоматизированный контроль соответствия закупочных документов друг другу. Напомню, в соответствии с нормами Закона № 44‑ФЗ полномасштабное внедрение подсистемы запланировано с 1 января 2017 года.

Будет проверяться соответствие планов и планов-графиков закупок, формируемых государственными заказчиками, доведенным лимитам бюджетных обязательств, соответствие документации о закупках — планам-графикам, а условий контрактов — документации о закупке и так далее. Если в процессе исполнения бюджета необходимо будет изменить параметры закупки, сначала потребуется внести изменения в планы и обосновать необходимост­ь изменения.

— Подождите, но ведь это нормы законодательства о государственных закупках, их и так все должны выполнять.

— Это так, но сегодня Федеральная антимонопольная служба, Счетная палата России, Росфинмониторинг, Федеральное казначейство проводят сотни контрольных мероприятий, чтобы проверить, не было ли допущено нарушений в закупочных процедурах. Это последующий контроль. А система не даст нарушить процедуры, регламентированные законом. С ней бесполезно пытаться вести диалог. Нужно четко соблюдать требования и процедуры, иначе все дальнейшие действия будут заблокированы.

Еще одно преимущество централизованной инфраструктуры — внедрение электронного юридически значимого документооборота без пересылки файлов между системами. Мы продемонстрировали, как это работает, в том числе на примере соглашений о предоставлении субсидий. В текущем году этот механизм будет внедрен по субсидиям на госзадания и субсидиям субъектам Федерации, а в следующем году распространится на соглашения со всеми юридическими лицами.

Учитывая, что счет таких соглашений идет на тысячи, а контрагенты находятся по всей территории Российской Федерации, только на командировочных расходах мы можем сэкономить до полумиллиарда рублей. При этом будет обеспечена полная прозрачность всех процедур исполнения бюджета.

— Что можно сказать о том, как повлияет на работу Федерального казначейства переход в единый ЦОД?

— Переход в единый ЦОД имеет особое значение для централизации учетных функций в Федеральном казначействе. В настоящее время тысячи участников бюджетного процесса только на федеральном уровне наряду с традиционным бухгалтерским учетом финансово-хозяйственной деятельности ведут так называемый бюджетный учет: учет ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, принятых и исполненных бюджетных и денежных обязательств, финансирования и кассового исполнения бюджета.

Это требует наличия специальной квалификации у бухгалтеров и соответствующих ресурсов. Благодаря автоматизации и централизации бизнес-процессов бюджетный учет для всех федеральных учреждений сможет вести Федеральное казначейство. А это значит, что в будущем мы сможем нивелировать различия в бухгалтерском учете государственного сектора и коммерческого, сократить целый пласт бюджетной отчетности, которую сегодня ведомство собирает по всей цепочке бюджетной сети. Она будет формироваться буквально на лету.

Я не говорю о том, что станут ненужными процедуры бесконечной сверки и свода отчетности между главными распорядителями бюджетных средств, подведомственными им учреждениями и органами казначейства. А это тоже время и деньги.

В дальнейшем аутсорсинг в госсекторе в сфере учета можно расширять. По мере внедрения подсистем «Электронного бюджета» казначейство может централизованно начислять заработную плату государственным служащим, вести учет имущества, переданного в оперативное управление федеральным учреждениям.

— Какие результаты это даст?

— Только в рамках расчетов по зарплате можно на порядок сократить расходы бюджета. Сейчас в учреждениях около десяти тысяч расчетчиков, а казначейство после миграции сервисов в ЦОД сможет задействовать не более тысячи человек по всей стране.

Перевод в единый дата-центр всех операций по учету движения бюджетных средств на лицевых счетах организаций, открытых в органах казначейства, даст новое качество управления ликвидность­ю. Мы сможем сократить 50 тысяч счетов, открытых сегодня казначейству в Центральном банке для всех публично-правовых образований, до одного единого казначейского счета.

Казначейство станет прямым участником банковских расчетов, своего рода «расчетным центром» для всех своих клиентов. За счет этого увеличится скорость проведения всех бюджетных транзакций. Эти нормы мы предлагаем включить в новую редакцию Бюджетного кодекса.

— Как скажется миграция программных комплексов в ЦОД на казначейском сопровождении государственных контрактов?

— Давайте сначала вспомним, в чем суть этой операции. Если в госконтракте предусмотрен аванс поставщику, то деньги зачисляются на специально открытый для этого счет в Федеральном казначействе. Если поставщик передает аванс своему контрагенту, он тоже открывает счет в казначействе. И так до тех пор, пока по цепочке не будет осуществлена поставка предусмотренных договорами товаров, работ, услуг. Только тогда денежные средства будут перечислены на счет поставщика в банке.

В итоге мы лишаем поставщиков экономической мотивации держать деньги на счете — в казначействе не начисляются проценты на остаток средств. Мы также делаем прозрачными взаимоотношения участников государственной закупки: недобросовестные участники уходят из таких схем.

Кроме того, мы планируем сократить объем дебиторской задолженности путем внедрения нового инструмента — бюджетного аккредитива. Мы увеличиваем скорость товарооборота, а это положительно сказывается на заработных платах, добавленной стоимости, налогах.

— Какова роль ЦОДа в налоговой системе?

— Эту роль трудно переоценить. Федеральная налоговая служба России очень своевременно перестроила свою работу по администрированию налогов, в том числе за счет внедрения новых технологий и модернизации системы камерального контроля.

Так, применение новейшей автоматизированной системы АСК НДС-2 уже сейчас, с начала 2015 года, сокращает время обработки налоговых деклараций по НДС всех организаций страны до восьми часов. Система позволяет пресекать уклонение от уплаты НДС, не допускает мошеннического возмещения налога. Последнее, в свою очередь, способствует созданию равной конкурентной среды для бизнеса.

Новая технология применения контрольно-кассовой техники на территории всей страны будет способствовать сокращению теневого оборота наличных денежных средств и защите прав потребителей.

— Еще есть какие-то новшества, связанные с централизацией налоговой системы?

— Конечно. Не могу не отметить переход с декабря 2014 года на централизованное ведение важнейших государственных ресурсов — ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В них включена информация обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Записи о государственной регистрации сведений становятся доступными в режиме онлайн всем заинтересованным участникам.

Сегодня сервис по получению сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, во-первых, востребован бизнесом — контрагенты при заключении сделок проверяют друг друга. Во-вторых, все больше государственных органов отказываются от сбора нотариально заверенных копий учредительных документов и сведений о постановке организаций на налоговый учет. Они обращаются к этому сервису, получая в электронном виде всю необходимую информацию об организации. Напомню, в рамках 26 сервисов ФНС, зарегистрированных в СМЭВ, предоставляются данные для двух тысяч ОГВ и ОМСУ в целях оказания более 300 различных госуслуг.

— Что можно сказать о недавнем внедрении сервиса «Личный кабинет индивидуального предпринимателя»?

— Внедрением в промышленную эксплуатацию данного сервиса ФНС завершила работу по созданию группы сервисов «Личный кабинет» для всех категорий налогоплательщиков.

Личные кабинеты — социально значимые сервисы. Они экономят налогоплательщикам время, освобождают от необходимости посещать инспекцию лично, позволяют оперативно получать информацию и даже уплачивать налоги, не выходя из дома.

В личном кабинете налогоплательщика для физических лиц зарегистрировано уже свыше 17 миллионов пользователей, в личном кабинете налогоплательщика юридического лица — около 130 тысяч организаций, в личном кабинете налогоплательщика индивидуального предпринимателя — более 123 тысяч ИП.

Процесс только набирает обороты. Ежедневно на сайте ФНС открываются сотни новых личных кабинетов. А это электронная отчетность, электронные платежи, скорость и качество получения и обработки налоговой информации, создание условий к постоянному повышению налоговой грамотности налогоплательщиков и еще более ответственному отношению к начислению, полноте и своевременности уплаты налогов.

— Как централизация данных повлияет на взаимодействия с другими органами?

— Консолидация данных в едином ЦОДе дает и новые возможности для информационного взаимодействия финансовых органов с иными органами государственной власти. Так, обработка кадастровых данных по всей стране параллельно с «единым налоговым файлом» выводит на новое качество администрирование налога на недвижимость физических лиц. В распоряжение сотрудников территориальных налоговых органов поступают данные обо всех объектах недвижимости, принадлежащих физическому лицу на всей территории страны, и они могут быть получены в режиме реального времени.

В дальнейшем вся информация о финансовых взаимоотношениях государства и человека может быть представлена в его личном кабинете с помощью информационного взаимодействия систем ФНС (в части налогов), казначейства (в части иных платежей в бюджет), иных органов власти (в части выплат публично-нормативного характера) с единым порталом государственных услуг.

И последнее, о чем хотелось сказать, — это новые возможности для реализации принципов открытого правительства. Ведь единое информационное пространство, в котором государственными служащими совершаются юридически значимые действия, позволяет сделать доступным и прозрачным не только отчет об этой деятельности, но и сам процесс принятия решений.

Эти и другие наши проекты в сфере консолидации и анализа информации, которые еще несколько лет назад казались недостижимыми, позволят России выйти на лидирующие позиции в рейтингах «электронного государства».

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться