Экономика№ 1 Январь 2016 — 01 января 2016

Эффективные инструменты реализации обязательств

Версия для печати 1588 Материалы по теме
Эффективные инструменты реализации обязательств

В 2015 году экономика страны развивалась в абсолютно новых условиях. Уже в конце 2014 года стало ясно, что исполнить параметры, заложенные первоначальным проектом бюджета на следующий год, будет невозможно. Поэтому региональным властям пришлось предпринять ряд мер по оптимизации бюджетного процесса Чувашской Республики.

Светлана Александровна ЕНИЛИНА, министр финансов Чувашской Республики

В конце 2014 года были внесены существенные поправки в закон о республиканском бюджете. Согласно им часть расходных обязательств с 2015 года перенесена к финансированию на 2014 год. Максимальный упор был сделан на обеспечение завершения строительства начатых объектов. Таким образом удалось ощутимо снизить нагрузки на бюджет 2015 года и не допустить сильного роста государственного долга.

В целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета республики мы сформировали несколько сценариев его развития: базовый, неблагоприятный (предполагающий снижение собственных доходов на 6,9%) и стресс-сценарий (предполагающий уменьшение доходов на 17,5%).

Практически в течение всей первой половины 2015 года исполнение бюджета происходило по второму, неблагоприятному, сценарию. В так называемой красной зоне у нас оказались поступления по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций. Тем не менее во втором полугодии нам удалось постепенно выровнять ситуацию. Так, по состоянию на 1 декабря 2015 года рост собственных доходов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 104,4%. Выше уровня аналогичного периода 2014 года у нас отмечаются поступления налога на прибыль организаций (на 10,1%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (на 17,9%), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 14,9%).

Экономия на обслуживании госдолга

В прошлом году Чувашская Рес­публика проводила целенаправленную работу по уменьшению расходов на обслуживание государственного долга. Так, доля этих трат в общих расходах республиканского бюджета без учета осуществляемых за счет субвенций на 2015 год была предусмотрена на уровне 1,2%, (на 2014 год — 1,1%), тогда как в среднем по РФ за последний год наблюдался рост сумм, направляемых на уплату процентов и возврат основного долга, на 65%. На обслуживание каждого заемного рубля мы тратим всего две копейки и занимаем по данному показателю третье место среди регионов ПФО. Я думаю, что это демонстрирует эффективность проводимой нами долговой политики.

В целях экономии средств на расходах по обслуживанию долга республика активно привлекает с федерального уровня бюджетные кредиты под ставку 0,1% годовых (на пополнение остатков средств республиканского бюджета) и результативно использует механизм управления ликвидностью единого счета республиканского бюджета. Благодаря активному применению различных инструментов управления долговыми обязательствами условная экономия на расходах по обслуживанию государственного долга в 2015 году составила порядка 670,7 миллиона рублей.

Ликвидировать аварийное жилье поможет частный инвестор

Правила предоставления бюджетных кредитов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1567, выставляют жесткие параметры допустимого дефицита и объема государственного долга, которые достаточно сложно выдержать в условиях постоянно растущих обязательств по выполнению государственных полномочий субъектов РФ. Особенно ощутимым грузом на регионы ложатся полномочия по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами.

Только на исполнение адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда Чувашской Республике необходимы средства в сумме более 5 миллиардов рублей, что составляет порядка четверти собственных доходов бюджета. В целом нам необходимо переселить более 13 тысяч человек, проживающих в аварийном жилищном фонде, и ликвидировать аварийное жилье общей площадью 171,7 тысячи квадратных метров (рисунок 1). Эта задача решается в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, однако привлечение этих ресурсов также осуществляется на жестких условиях:

  • стоимость строительства принимается в расчетах не более установленной Минстроем России величины, тогда как фактическая стоимость зачастую превышает этот уровень;
  • новое жилье может быть предоставлено в размерах, равнозначных ранее занимаемому жилью. В то же время площадь жилья, признанного сегодня аварийным, в большинстве случаев намного меньше установленных жилищным законодательством современных норм. При этом расходы на оплату разницы федеральным законодательством ни на кого не возложены и обеспечиваются субъектами РФ. Таким образом, площадь жиль­я, подлежащего предоставлению, в Чувашской Республике превышает площадь расселяемого аварийного жилья более чем на 15 тысяч квадратных метров, или почти на 10% сверх тех площадей, которые принимает во внимание фонд согласно упомянутым выше условиям.

Для решения указанных проблем республика реализует проекты по развитию застроенных территорий, которые при переселении граждан из аварийного жилья позволяют привлекать частные инвестиции и, соответственно, снижать нагрузку на республиканский бюджет. Согласно заключаемым в рамках проектов договорам строительная организация за свой счет возводит на территории с аварийным жильем новые объекты. При этом подлежащим переселению гражданам организация либо выплачивает выкупную цену за изыскиваемые помещения, либо строит или приобретает для них благоустроенное жиль­е. Именно таким образом в столице Чувашии городе Чебоксары мы планируем расселить 26 аварийных многоквартирных домов общей площадью 7,64 тысячи квадратных метров, в которых проживают 600 человек. Сумма экономии бюджетных средств составляет более 220 миллионов рублей — это объем средств, необходимый для строительства двух детских садов в новых микрорайонах. На сегодняшний день за счет частных инвестиций уже переселены 43 человека из 13-квартирного аварийного дома общей площадью 387,3 квадратного метра.

Экономия на строительстве автодорог

Важным направлением деятельности для Чувашской Республики является реализация поручений Президента РФ В. В. Путина по удвоению в ближайшее десятилетие по сравнению с периодом 2003–2012 годов объемов строительства и реконструкции сети автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения республика занимает второе место в ПФО и 14-е — в России (рисунок 2). В соответствии с вышеуказанными планами в Чувашии необходимо дополнительно построить около 2,2 тысячи километров дорог. При средней себестоимости строительства одного километра автодороги с твердым покрытием, равной 18–20 миллионам рублей, на решение поставленной задачи в рамках субъекта РФ потребуется более 41 миллиарда рублей. Эта сумма практически сравнима с годовым объемом консолидированного бюджета Чувашии. Была проведена большая аналитическая работа по анализу технического состояния дорожной сети в регионе. И для решения поставленной задачи специалисты дорожного строительства разработали стандарты «Проектирование автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в Чувашской Республике», а также рекомендации по возможному строительству местных дорог с переходным типом покрытия (щебеночные, гравийные). По мере роста интенсивности движения такие дороги можно использовать в качестве основания для строительства покрытий усовершенствованного типа. Сейчас же предлагаемый вариант позволит значительно уменьшить затраты, так как средняя себестоимость одного километра автодороги с щебеночным покрытием в два раза ниже, чем с полноценным покрытием. В этом случае экономия бюджетных средств на каждом километре составит около 10 миллионов рублей, а при реализации всего запланированного объема строительства дорог (2,2 тысячи километров) — 21,7 миллиарда рублей (рисунок 3).

Эффективность ГЧП

Проблема переработки твердых коммунальных отходов в настоящее время актуальна для большинства регионов РФ, и Чувашия не является исключением. С 2016 года за субъектами РФ федеральное законодательство закрепило полномочия по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Это является еще одним обязательством, при выполнении которого мы должны решить задачу максимально эффективного распределения бюджетных средств.

Планируемый срок эксплуатации городской свалки для городов Чебоксары и Новочебоксарск, составляющий 20 лет, истек в 2015 году. Причем она переполнена отходами на 330%.

В целях решения проблемы в Чувашии был разработан и с 2015 года реализуется инвестиционный проект «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», в рамках которого планируется создание полигона ТБО мощностью 200 тысяч тонн в год. Причем на нем будут реализовываться все этапы сортировки, переработки и утилизации мусора. Планируемый срок эксплуатации полигона — 40 лет. Общая стоимость проекта составляет 1,9 миллиарда рублей, что равняется половине объема финансирования всей рес­публиканской адресной инвестиционной программы на 2015 год.

Для воплощения этого плана в жизнь были использованы все возможные варианты привлечения источников финансирования. Во-первых, республика подписала с Министерством регионального развития РФ инвестиционное соглашение о порядке реализации и совместного финансирования проекта по переработке ТБО (рисунок 4). Во-вторых, привлечены частные инвестиции на условиях государственно-частного партнерства в объеме 1,5 миллиарда рублей. Так, 1 июля 2014 года Минприроды Чувашии и ЗАО «Управление отходами» (г. Москва) подписали концессионное соглашение. Условиями концессии предусмотрены государственный статус собственности создаваемых объектов и оплата услуг полигона по установленным тарифам на утилизацию твердых бытовых отходов. Также в договоре зафиксирована и интегрированная схема сбора и утилизации ТБО (обслуживание нескольких муниципальных образований на единой базе). В настоящее время реализация данного значимого для республики проекта завершается. Стоит отметить, что эффективность инструментов государственно-частного партнерства оправдывает себя полностью. Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития регионов, достижение стратегических государственных целей невозможно без заинтересованного партнерства органов власти с представителями частного бизнеса.

Поделиться